Research In Motion: почти на смертном одре
Финансовые показатели культового канадского производителя мобильных устройств падают, а рыночное присутствие сокращается — RIM остро нуждается в новой стратегии.
В четвертом квартале RIM столкнулась с 25-процентным снижением доходов — до 4,2 млрд долларов, и записала в убытки 125 млн долларов. Отгружено 11,1 млн BlackBerry-телефонов, что на 21% меньше, чем в третьем квартале. Поставлено 500 тыс. планшетов PlayBook, и это существенно больше, чем 150 тыс. кварталом ранее — спасибо внушительному снижению цен на них. Всего реализовано 1,3 млн PlayBook — капля в море iPad.
Не исключено, Торстен Хайнс, недавно назначенный исполнительным директором, поспособствует возвращению фирме прибыльности бизнеса.
Для этого предпринимаются всесторонние тактические шаги. Так, был уволен сооснователь Джим Бальсье, который вместе с Джимом Лазаридисом, руководил RIM почти два десятилетия — они в конечном итоге, потеряв ощущение реальности и допуская грубые оплошности, привели компанию к кризису. В их эпоху Research In Motion жила, словно в вакууме, занимаясь изолированным развитием BlackBerry-платформы и отказываясь брать на вооружение наработки конкурентов, таких как iPhone и Android. Аналогичное отсутствие некоторой системы отсчета привело Nokia и ее Symbian к краху на смартфонной арене.
Работу также потеряли Дэвид Яч, 13 лет занимавший кресло технического директора по программному обеспечению, и Джим Роунон, операционный директор по глобальным операциям.
Торстен Хайнс сделал особый упор на корпоративном бизнесе и укреплении ведущих позиций в деловом сегменте, однако заметил, что RIM поздно спохватилась, предпочитая не замечать глубокую тенденцию, когда сотрудники компаний уже вовсю пользуются своими собственными смартфонами для работы с бизнес-приложениями. RIM приступила к выводу службы BlackBerry Mobile Fusion для административного управления не только «ежевичными» коммуникаторами, но и устройствами на конкурирующих платформах.
Потребительский рынок оставлен не будет, но здесь RIM поступит мудро: вместо того чтобы самостоятельно заниматься оснащением изделий привлекательными возможностями вроде мультимедийных служб, их разработку компания отдаст партнерам, опыт которых в этом направлении более обширен.
Запланирован отказ от менее значимых сервисов с перераспределением высвободившихся ресурсов в пользу популярных служб, таких как платформа обмена сообщениями BlackBerry Messenger, решения безопасности и продукты управления.
Особое место отводится грядущей мобильной операционной системе BlackBerry OS 10, прежде известной как BBX. Она призвана объединить смартфоны и планшеты. Более того Research In Motion готова лицензировать ее соперничающим производителям оборудования, дабы те смогли выпускать девайсы на ней. Появление первых телефонов на BlackBerry OS 10 состоится ближе к концу года — задержка обусловлена переключением на более совершенный чипсет, который появится не ранее середины года.
Ну а сейчас, пока компания находится в переходном периоде, будет продолжен выпуск доступных изделий на BlackBerry OS 7, которые призваны заполнить продуктовые промежутки, тем более торговля ими принесла 68% дохода — и это за пределами США, Канады и Великобритании, где RIM традиционно сильна. Впрочем, здесь уже нарисовалась нешуточная борьба: Nokia продвигает дешевые S40-телефоны Asha-линейки, Samsung развивает смесь из Android- и Bada-устройств, Apple захватила средний и высший ценовые сегменты.
RIM следует со всей трезвостью оценить кардинальные шаги по выходу из кризиса: продолжать ли заниматься BlackBerry-телефонами, примкнуть ли к сонму Android-вендоров, отказаться ли от бизнеса планшетов, выставить ли себя на продажу.
© СОТОВИК