Патентные войны уходят в траншеи

   Автор статьи: Евгений Хвостик

Споры о правах на высокие технологии будут разрешаться непублично.

За первые неполные два месяца 2013 года рынок стал свидетелем неожиданного и на первый взгляд легкого завершения нескольких громких патентных войн, бушевавших не один год. Однако эксперты говорят, что рано делать вывод об окончании периода, когда высокотехнологичные компании использовали патентные споры в конкурентной борьбе. Речь идет не об окончании патентных войн, а о том, что они переходят на качественно новый уровень.

Пацифистские настроения

С начала года целый ряд ведущих высокотехнологичных компаний мира подписали сразу несколько соглашений, положивших конец громким патентным разбирательствам, и дали понять о своем нежелании дальнейшей эскалации патентных войн. В минувший четверг вице-президент корпорации Microsoft, глава юридической службы Брэд Смит заявил, что к апрелю компания намерена опубликовать в интернете информацию, которая "позволит всем заинтересованным сторонам узнать, какими патентами владеет компания". Господин Смит считает, что это сделает работу нынешней системы патентов более прозрачной. Он также призвал другие крупные компании последовать примеру Microsoft. 15 февраля крупнейший в США производитель видеоигр Electronic Arts Inc. и один из ее конкурентов Zynga Inc. объявили об урегулировании всех споров, связанных с нарушением авторских прав и переманиванием сотрудников. Судебная война между двумя компаниями началась в августе прошлого года. Тогда Electronic Arts подала в федеральный суд Сан-Франциско иск, обвиняя Zynga в том, что ее новая игра The Ville списана с игры The Sims Social компании Electronic Arts (EA). Кроме того, утверждалось, что клонировать The Sims Social, превратив ее в The Ville, компании помогли топ-менеджеры EA, которых Zynga переманила к себе незадолго до этого. Ответом Zynga стал контриск, поданный несколькими неделями позже. В нем компания обвиняла своего конкурента в попытках незаконно ограничить права сотрудников по переходу на другую работу. В идентичных заявлениях, которые распространили в пятницу обе компании, говорится, что "EA и Zynga разрешили существовавшие между ними разногласия и достигли соглашения по поводу судебных исков".

За две недели до этого, 1 февраля, представители французского правительства и корпорации Google подписали соглашение. Был разрешен спор, тянувшийся больше года между издателями французских газет и Google, которая отображала часть содержания французских СМИ через свои новостные агрегаторы. Издатели требовали от Google прекратить такую практику, но американская компания была не согласна, заявляя, что газеты получают новых читателей, которые приходят на их сайты через Google. В конце концов Google согласилась выплачивать издателям €60 млн в год за право отображать в результатах своего поиска содержимое французских СМИ. О важности этого соглашения говорит то, что со стороны Франции оно было подписано президентом Франсуа Олландом, а со стороны Google — гендиректором Эриком Шмидтом.

А в январе суд Манхэттена по делам о банкротстве одобрил сделку по продаже портфеля из 1100 патентов Eastman Kodak за $527 млн группе компаний, в том числе Apple, Google и Microsoft. Изначально Kodak хотела за свои патенты в четыре раза больше, однако сложная ситуация, в которой сейчас находится компания, пытающаяся выйти из состояния банкротства, позволила претендентам добиться существенного снижения цены. Также в январе Google сообщила властям США об отзыве двух своих исков к компании Microsoft. Иски касаются патентов на определенные технологии беспроводной передачи информации и кодировки видео, которые принадлежат компании Motorola Mobility, купленной Google в мае прошлого года.

Принуждение к миру

Некоторые соглашения по урегулированию патентных споров были подписаны после вмешательства со стороны правительств тех или иных стран. Так, например, спор между Google и французскими издателями был разрешен только благодаря посредническим усилиям правительства Франции. А отзыв претензий Google к Microsoft произошел спустя несколько дней, после того как Google подписала соглашение с Федеральной комиссией США по торговле (FTC). В рамках этого соглашения интернет-компания согласилась внести изменения в практику ведения своего бизнеса, чтобы "разрешить озабоченность FTC по поводу того, что некоторые способы ведения такой практики могут препятствовать конкуренции и тормозить развитие рынка цифровых устройств, таких как смартфоны, игровые приставки и планшетные компьютеры". B частности, Google обязалась не преследовать в судебном порядке своих конкурентов, пытающихся использовать патенты на стандартные технологии, "необходимые для развития всей индустрии".

Власти решили вмешаться в патентные войны, после того как накал судебных страстей на высокотехнологичном рынке достиг такого уровня, что эксперты начали всерьез опасаться, что обилие судебных разбирательств и требований запретить продажи тех или иных устройств в ряде стран поставят под угрозу дальнейшее развитие высокотехнологичного рынка.

В беседе с "Ъ" Роджер Кей, бывший вице-президент IDC, а ныне президент американской независимой исследовательской организации Endpoint Technologies Associates сообщил: "Такие компании, как Microsoft или Apple, либо вовсе не дают лицензии на свои собственные так называемые независимые патенты, либо делают условия выдачи лицензий такими обременительными, что небольшие быстроразвивающиеся компании, которые нуждаются в таких лицензиях, просто не могут их себе позволить. Поэтому владельцы таких патентов фактически выдавливают с рынка новые, более мелкие компании".

По данным британской юридической фирмы Sweet and Maxwell, в 2012 году во всем мире было подано 14 205 заявок на международные патенты в отношении компьютеров и компьютерных технологий. Это почти на 20% больше количества заявок на патенты, поданных в 2011 году (11 974). Дошло до того, что патентные войны захлестнули даже производителей чехлов для смартфонов. Все больше изготовителей аксессуаров для смартфонов, продажи которых продолжают расти высокими темпами, в последнее время пытаются получить свою долю прибыли, представляя на рынке смартфоны, которые, по их заявлениям, смогут полностью защитить дорогое цифровое устройство от повреждений даже при падении на твердую поверхность.

По оценкам исследовательской компании NPD Group, мировой рынок чехлов для смартфонов превысил $1 млрд. Один из крупнейших в мире производителей чехлов для смартфонов Otter Products Inc уже подала несколько исков в федеральный суд Колорадо к компаниям Treefrog Developments и Mophie, утверждая, что ответчики нарушили ее авторское право при производстве чехлов для iPhone, iPad и других устройств. В свою очередь, ответчики не согласны с обвинениями и теперь доказывают свою правоту в суде. Еще один американский производитель ударопрочных чехлов для смартфонов и планшетов, компания из Флориды The Ballistic Case подала в суд иски к компаниям Cell-Nerds и Boxwave, обвинив их в незаконном копировании своих технологий.

Брат по расчету

Патентные войны вызывают раздражение не только в США. В конце прошлого года Еврокомиссия вмешалась в патентный спор между Samsung и Apple, заявив, что южнокорейская компания своими требованиями запретить продажу продукции Apple в ряде стран ЕС пытается "по сути, злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке, что входит в противоречие с европейским антимонопольным законодательством".

Глава антимонопольной комиссии ЕС Хоакин Альмуния заявляет: "Права на интеллектуальную собственность являются краеугольным камнем единого рынка. Однако такими правами нельзя злоупотреблять, поскольку они необходимы для внедрения общих стандартов и развития всего сектора, что важно как для бизнеса, так и для потребителей. Когда компании превращают свои патенты в общие стандарты для всей индустрии и заявляют о своей готовности позволять другим участникам рынка покупать за справедливую цену лицензии на использование этих технологий, попытки добиться судебного запрета на использование технологий компаниями, которые хотят купить для этого лицензию, могут рассматриваться как практика, препятствующая свободной конкуренции".

Валери Клод-Годийя, профессор нантской школы менеджмента Audencia, считает: "Американские и европейские регуляторы недавно представили свое видение ситуации, но пока единственные юридические выводы мы слышали только от судов, которые накладывают санкции на те или иные компании. При этом и в Европе, и в США видно, что суды не очень готовы к тому, чтобы препятствовать коммерциализации продуктов. Их решения могут говорить о том, что важнее инвестировать в R&D и разработку новых продуктов, нежели чем тратить время и деньги на судебные битвы, которые лишь препятствуют инновациям".

Независимый аналитик-консультант, Флориан Мюллер, эксперт в области патентного права, полагает, что "вмешательство регуляторов было и остается необходимым, поскольку патенты на промышленные стандарты, по сути, являются чем-то вроде ядерного оружия".

Одним из возможных примеров компромисса эксперты считают подписанное в ноябре прошлого года соглашение между тайваньским производителем смартфонов HTC и компанией Apple. В совместном заявлении корпорации объявили об окончании судебных тяжб и сообщили о подписании лицензионного соглашения сроком на десять лет, которое будет распространяться на все текущие и будущие патенты обеих компаний. В середине февраля агентство Reuters со ссылкой на неназванные источники, близкие к Apple, сообщило, что нынешний глава Apple Тим Кук в свое время не хотел полномасштабной патентной войны с Samsung, на которой настоял Стив Джобс. Тим Кук считал, что "термоядерная война", как называл ее Стив Джобс, может осложнить отношения с Samsung, которая поставляет ряд компонентов для iPhone и iPad. После этого соглашения многие аналитики заявили, что подобная схема может стать одним из способов завершения патентных войн. Аналитик Пьер Феррагю из компании Bernstein Research в интервью MarketWatch отметил, что подписание соглашения между HTC и Apple даже может означать, что "пузырь патентных войн начал сдуваться".

Впрочем, большинство экспертов считают, что отзыв некоторых исков или подписание нескольких соглашений не означает окончания "боевых действий". Скорее это начало нового этапа в патентных войнах. Эмоциональный период, когда компании подавали иски по любому поводу, закончился. Теперь они будут тщательно взвешивать каждый новый иск, оценивая его и с точки зрения судебных издержек, и с точки зрения своего имиджа в глазах общественности, пытаясь найти любую возможность решить вопросы без громких судебных разбирательств. Роджер Кей считает: "Патентные войны перешли в позиционную стадию. Они стали частью того, как сейчас делается бизнес в США и в определенной степени в других странах мира... стороны, которые недавно отказались от взаимных судебных претензий по патентным вопросам, сделали это из тактических соображений. Они не видели логического продолжения по данным конкретным искам, поэтому отказались от них". О том же может свидетельствовать и стремление компаний укрепить свой портфель за счет патентов, связанных с перспективной технологией 4G.

В начале февраля американская Ассоциация участников компьютерной и коммуникационной индустрии (Computer & Communications Industry Association; CCIA) заявила, что одним из главных вопросов, который стоит сейчас перед участниками рынка и государствами, является решение проблемы патентных споров и совершенствование патентного законодательства. Членами авторитетной ассоциации являются такие компании, как Google, Microsoft, Facebook, Yahoo!, eBay, T-Mobile и др. Как говорится в сообщении CCIA, "из-за проблем с некоторыми абстрактными и не самыми значимыми патентами, а также из-за резкого роста патентных споров в последнее время необходимо срочно решать вопросы по реформированию работы патентной системы". По мнению госпожи Клод-Годийя, "хотя патентные войны не исчезнут, компании будут больше настроены на то, чтобы вести переговоры — споры будут все чаще решаться за закрытыми дверьми, чтобы не вредить корпоративному имиджу" (см. "Вопрос цены").


© ИД «Коммерсантъ»

Новости за день

[an error occurred while processing this directive]
Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля