Новый iPad: камера на «подносе»
10-дюймовые планшеты с тыловыми камерами смехотворны и нелепы: со стороны кажется, что у вас в руках находится своего рода поднос, который смотрит то туда, то сюда.
Конечно, функция фото- видеосъемки в планшете — полезная штука, но ее практическое удобство остается под большим вопросом. Да, снимки получаются неплохими, но наведение фокуса прикосновением к экрану иногда затруднительно, ведь приходится удерживать одной рукой относительно крупных размеров и веса планшет.
Впрочем, преимущество нового iPad против любой другой камеры, в том числе профессиональной, очевидно: на высококачественном и 9,7-дюймовом экране планшета вы сразу увидите фотографию такой, какой она получится, — ее композицию, оттенки, детали. В той же дорогущей «зеркалке» крохотный 3-дюймовый дисплей с низким разрешением не позволит разглядеть почти ничего — придется выгружать снимок на компьютер.
Без оглядки на вышесказанное все планшетные конкуренты давно обзавелись относительно качественными камерами с разрешением вплоть до 8 мегапикселей. iPad ничего не оставалось, как пойти тем же путем, тем более его предшественник был оснащен жутко отвратительными, позаимствованными у iPod touch камерами: 0,7-мегапиксельной тыловой и 0,3-мегапиксельной фронтальной.
Тыловая камера нового iPad, называемая iSight-камерой (этот термин, уже уступивший место FaceTime HD, ранее вовсю эксплуатировался в маркетинговом продвижении Mac-компьютеров), собрана из взятых у iPhone 4 и iPhone 4S составляющих. Будучи 5-мегапиксельной, она получила такой же, как в iPhone 4, КМОП-датчик с тыловым освещением OmniVision OV5650. Повторяя успехи iPhone 4S, модуль камеры включает: оптическую систему из пяти линз, апертуру F/2.4, гибридный инфракрасный фильтр, встроенный в кристалл A5X процессор обработки изображений, автоматическое и принудительное выставление фокуса прикосновением, автоматический баланс белого, распознавание до десяти лиц одновременно, геометки, 1080p30-видеозапись со стабилизацией видеоряда и «временнЫм шумоподавлением». А вот вспышки не предложено вовсе.
Другими словами, если в iPhone 4S светочувствительный датчик камеры оснащен 8-мегапиксельной матрицей, то в третьем iPad — 5-мегапиксельной, но многие из технологических новаций последнего из Apple-смартфонов, поднимающие качество фото- и видеосъемки на достаточно приличный уровень, сохранились. В целом фотографии получаются сравнимыми с теми, которые выходят у типичных смартфонов за исключением высококлассных, таких как iPhone 4S, Nokia N8 и N9, HTC Rezound, Samsung Galaxy S II, — фотокачество нового iPad лежит между iPhone 4 и iPhone 4S.
Линзы в оптическом модуле камеры нового iPad выполнены из пластмассы. Несмотря на ряд недостатков и ограничений пластика (высокий коэффициент теплового расширения, высокий показатель изменений в зависимости от температуры, худшие термостойкость и долговечность), почти все производители используют его в мобильных камерах. Причина проста — пластмасса дешева и, что более важно, позволяет формировать сложные оптические поверхности. Последние приходится делать асферическими, что было бы затруднительно при применении стекла. Асферика предоставляет более тщательный контроль над аберрацией, и при этом требуется меньшее число элементов оптической системы, как если бы она была полностью сферической, что крайне необходимо ввиду физических ограничений на глубину модуля камеры.
Пятый элемент в пластиковом наборе линз, кажется, «утяжеляет» прохождение света по своему пути, однако, как правило, дополнительные оптические поверхности приводят к усилению резкости и уменьшают число искажений. Опять же расширение апертуры требует усиленной борьбы с растущей аберрацией.
Расширенная до F/2.4 апертура не только пропускает больше света, но и ответственна за углубленное разделение между объектами и фоном: эффект глубины резкости фокуса с приятным, как на зеркальных камерах, «размыливанием» фона. Впрочем, глубина резкости в данном случае несравнима с профессиональными фотоаппаратами, ведь она также зависит от физических размеров светочувствительного сенсора, который в новом iPad, понятно, относительно мал. В любом случае, подвижки по части апертуры — большой шаг вперед среди планшетных камер.
В новом iPad установлен КМОП-датчик с тыловым освещением: столь странное название говорит лишь о том, что вся электроника и соединения находятся позади сенсора, не мешая матрице последнего улавливать свет. Кроме того, благодаря обновленной технологии тылового освещения улучшена квантовая эффективность (способность преобразовывать фотоны в электроны), усилена чувствительность в условиях низкой освещенности (можно снимать вечером или в помещениях), увеличена емкость потенциальной ямы (определяет расширение динамического диапазона).
Прямо перед КМОП-датчиком камеры нового iPad установлен гибридный инфракрасный фильтр: он сокращает хроматическую аберрацию и корректирует цвета на более реалистичные. Под гибридностью здесь понимается комбинация фильтра ультрафиолетовых и инфракрасных излучений с фильтром сглаживания.
Между тем скорость фотографирования новым iPad упала (где-то один кадр в секунду) — iPad 2 снимает несколько быстрее, а iPhone 4S вообще в этом плане стремителен.
Приложение камеры очень простое: нет регулировки выдержки, баланса белого, скорости спуска затвора, ISO — аналогия с «цифромыльницей» налицо. Кстати, iOS 5.1 наконец-то переместила кнопку спуска затвора под большой палец руки при горизонтальной ориентации планшета.
Две главных претензий к фотосъемке камерой третьего «яблочного» планшета сводятся к отсутствию вспышки и режима HDR. Пусть светодиодная фотовспышка не всегда способствует получению хороших кадров, но в некоторых случаях, например при съемке в темных помещениях, без нее никак не обойтись. Отсутствие программной функции HDR кажется странным решением Apple, ведь ее внедрение не требует никаких аппаратных вложений. HDR-съемка позволяет «вытягивать» откровенно слабые фотографии путем быстрой последовательной съемки трех кадров с различной экспозицией и последующим их объединением в один с широким динамическим диапазоном.
Увы, на экране блокировки iPad значок приложения камеры отсутствует, поэтому быстро запустить фото- или видеосъемку не получится.
Помимо датчика и оптической системы имеется и другой фактор, сообразно которому определяется равно как итоговое качество получающихся снимков, так и удобство практической эксплуатации камеры нового iPad. Речь идет о цепочке обработки сигналов изображений.
«Система на кристалле» Apple A5X, которая включает центральный вычислительный кристалл и видеографический процессор, содержит модуль обработки сигналов изображений. Он улучшен в сравнении с тем, который интегрирован в чип A4. Изменения принесли усовершенствование установки баланса белого и алгоритмы распознавания лиц, которые работают в связке с автофокусом и автоэкспозицией.
По части видеозахвата Apple хорошо потрудилась. Новый iPad снимает видео Full HD в 1080p-формате на скорости 30 кадров/с, сохраняя четкость, гладкость и детализацию видеоряда. Видеоматериал в высоком разрешении — это хорошо, ведь с каждым редактированием его качество чуть-чуть, но падает. Кстати, при видеосъемке транслируемый на экран видеоряд характеризуется легкими рывками и не выдает должных 30 кадров/с — на итоговой записи это никак не отражается.
Есть и явные недочеты: 1080p30-видеозахват выполняется с одним опорным кадром при битрейте в 21 Мбит/с. Да, битрейт высок, но используемый H.264/AVC-кодек для сжатия видео остался таким же, как в Apple A4 и A5, — он опирается на базовый профиль (baseline profile). Смартфонные конкуренты добиваются того же качества на пониженных битрейтах за счет применения более совершенных кодеков, например с высоким профилем (high profile). Apple пришлось пойти на компенсацию низкой эффективности кодека путем кодирования 1080p-видео с высоким битрейтом. В итоге размер видеофайлов получается где-то на 40% больше, чем у соперников. И это страшно, ведь новый iPad, равно как iPhone 4S, не предлагает настроек, позволяющих менять формат видеосъемки и понижать максимальное 1080p-разрешение до 720p, 480p или 360p — к примеру, можно было бы записывать 720p-видеоклипы на скорости 60 кадров/с. Понятно, что неоптимизированные 1080p-видеоролики быстро съедают свободное пространство флеш-накопителя.
Внедрены особые приемы, делающие процедуру видеосъемки достаточно громоздким планшетом куда более органичной. Так, стабилизация изображения немного компенсирует дрожание рук, а автофокусирование, срабатывающее даже при быстром перемещении камеры, избавляет от проблемы расплывчатости кадров. Правда, всё равно приходится расплачиваться: любая стабилизация слегка ухудшает резкость картинки.
Интересной изюминкой выступает «временнОе шумоподавление»: неподвижные области видеоряда, то есть фон, как бы «замораживаются», затем фильтруются и очищаются от цифрового шума.
Фронтальная VGA-камера нового iPad, унаследованная от iPad 2 и захватывающая изображения размером 640 на 480 пикселей, вполне достаточна для FaceTime-видеообщения на скорости 30 кадров/с — для других задач ее, конечно же, не достаточно. Явлена она модулем OmniVision OV297AA.
Рекомендуем ознакомиться с глубоким обзором нового iPad, который подготовил «Сотовик» в материале «Обзор нового iPad: подробности, анализ, выводы», дабы убедиться, что третьему Apple-планшету равных нет.
© СОТОВИК