Hi-tech WEEK за октябрь/ Скандальный треугольник: Microsoft – Apple – Nokia

   Автор статьи: Ирина Муравицкая

Общемировой запуск Windows 7 и судебный иск Nokia, выдвинутый против Apple, стали центральными событиями минувшего месяца. Интрига заключается в том, что иск был подан через три дня после объявления Apple о своем самом прибыльном квартале в истории. И еще одно совпадение: Nokia обвинила Apple в день официального старта новой операционки компании из Редмонда. Стоило ли проводить Nokia «спецоперацию» именно сейчас, учитывая данные обстоятельства? Впрочем, главный вопрос в другом — какое оружие применялось: ведь если выстрелы были точны и производились из штурмовика 9А-91, то «медленные» пули должны были точно пробить «суперброню» Apple.



 


Хроника «боевых» действий началась 19 октября — в этот день компания Apple объявила финансовые показатели за IV квартал 2009 финансового года (завершился 26 сентября 2009 г. — прим. авт.). Как заявляют в самой компании, этот квартал стал самым прибыльным за всю историю «Яблока». В сухих цифрах это выглядит так: «доход составил 9,87 миллиарда долларов, а чистая квартальная прибыль — 1,67 миллиарда долларов. Доход компании за тот же квартал предыдущего года составил 7,9 миллиарда долларов, а чистая квартальная прибыль — 1,14 миллиарда долларов. Валовая прибыль — 36,6 процента, что превышает прибыль за тот же квартал прошлого года (34,7 процента). Международные продажи составили 46 процентов от квартального дохода. За квартал компания Apple продала 3,05 миллиона компьютеров Macintosh — на 17 процентов больше, чем в соответствующем квартале прошлого года. Компания продала 10,2 миллиона плееров iPod — на 8 процентов меньше, чем в соответствующем квартале прошлого года. Квартальные продажи iPhone составили 7,4 миллиона устройств, что на 7 процентов больше, чем в соответствующем квартале прошлого года». И еще одна цитата — слова Стива Джобса, самого главного человека в Apple: «Мы потрясены максимальными результатами продаж компьютеров Mac и iPhone в сравнении с любым другим предыдущим кварталом, у нас превосходная линейка продуктов перед праздничным сезоном и действительно потрясающие новинки в заделе на 2010 год». Думаю, с эпитетом «самый главный человек в Apple» в отношении Стива Джобса едва ли может кто-то не согласиться. А на прошлой неделе эксперты авторитетного издания Fortune и вовсе присвоили Стиву почетное звание «руководителя прошедшего десятилетия»! Нельзя не согласиться, и лучше всяких слов — коллаж с iphon.fr:

 

 


Действительно, ведь этот коллаж — своего рода художественный биографический очерк. Рекомендуем перейти по этой ссылке  и рассмотреть более подробно детали произведения.

Возвращаемся к продуктам Apple. После оглашения более чем успешных результатов Apple 20 октября анонсировала: новые компьютеры Mac с диагоналями 21,5 и 27 дюймов, multi-touch-мышь, обновленный MacBook со стекляным трекпадом и экраном со светодиодной подстветкой. Еще «Яблоко» предлагает пользователям специальную конфигурацию Mac mini с установленной операционной системой Mac OS X Snow Leopard Server. Mac mini со Snow Leopard Server оснащен двумя «хардами» по 500 Гб. Конечно, объем хранения в один терабайт впечатляет, но акцент поставим на другом — на быстродействии. Специалисты Apple добавили в «серверный» Mac mini побольше оперативки — 4 Гб против двух в младшей конфигурации и поставили помощнее процессор — Intel Core 2 Duo 2,53 ГГц против Intel Core 2 Duo 2,26 ГГц.

 

 


На этом скриншоте наглядно видно, как представляет компания этой продукт. Так что вполне естественно, что «серверный» Mac mini сразу же заинтересовал маководов нашего издания и не исключено, что в скором времени на Сотовике появится обзор этого устройства. А теперь несколько подробнее о предмете интереса моих коллег. Дело в том, что представители Apple говорят о том, что Mac mini «идеально подходит для малого бизнеса или офиса — розничного магазина, приемной врача или адвоката, учебного класса, дизайнерской студии». И, конечно же, любителям «яблочной» продукции Mac mini может быть полезен и дома.

Выбор времени для анонса новых продуктов вовсе не случаен. Все достаточно прозрачно: в Apple рассчитывают, что некоторые пользователи PC вместо перехода на новую операционную систему Microsoft выберут Mac. Об этом косвенно свидетельствуют слова Фила Шиллера, вице-президента Apple по международному маркетингу: «Теперь, когда все ноутбуки Apple имеют корпус unibody, дисплеи со светодиодной подсветкой и аккумуляторы, способные работать еще дольше, самое время перейти на Mac». Ну не знаю, с моей точки зрения, надежды «пересадить» пользователей PC на Mac не слишком реальны. Пожалуй, это сработает лишь в отношении очень скромной части пользователей, причем тех из них, которые созрели для такого решения не вчера. И скорее всего это будут пользователи WinXP, поскольку переход с этой операционки на Windows 7 потребует чистой установки (с нуля) системы. Это означает, что перед установкой пользователь должен сделать бэкап своих данных, а после установки Win7 перенести их на компьютер с новой операциронкой. Разумеется, не обойтись и без установки привычных приложений, скажем, того же почтовика (встроенного почтового клиента создатели «семерки» не предусмотрели — прим. авт.), фоторедактора или одного-двух дополнительных видео-плееров. На мой взгляд, это не убийственные аргументы «против» Windows 7, а стало быть это и не стопроцентные аргументы «за» Mac. Тем более, что в предустановленном ПО Mac также имеются свои «узкие места». В качестве примеров можно привести почтовик или фоторедактор. Эти нюансы наиболее полно раскрыты во второй части нашего обзора Apple MacBook Pro 13''. А о нюансах, минусах и плюсах новой операционки Microsoft на страницах нашего портала мы и вовсе говорим с начала бета-тестирования «семерки», и выпуск Hi-tech WEEK за 26 октября  стал своеобразным подведением итогов работы Microsoft над «семеркой» за прошедшие 9 месяцев.

Итак, Apple, анонсировав свои продукты накануне выхода Windows 7, очень рассчитывает на появление новых «рекрутов». А что же предприняла Microsoft? «Новобранцев» должны были привлечь адепты новой операционки: компания проспонсировала так называемые вечеринки «Windows 7». Суть в том, что организатор мероприятия (в том числе домашних) мог получить бесплатную копию «семерки» и в ходе сейшна продемонстрировать возможности Windows 7. Трудно сказать однозначно, вызвала бы эта акция интерес со стороны российских пользователей — будь наше государство в числе стран-участниц своеобразного соревнования, — но, без сомнения, фотогалереи в Сети пополнились бы куда более креативными свидетельствами, нежели эти:

 

 

 

 

 


Двигаемся дальше. 22 октября Nokia выступила чуть ли не союзником Microsoft, опубликовав сообщение на своем официальном сайте о том, что Apple нарушила 10 патентов. Речь идет о «телефонных» технологиях GSM, UMTS и WLAN, которые компания незаконно использует с 2007 года, начиная с выпуска первого iPhone. Иск был подан Nokia в федеральный окружной суд штата Делавэр. В пресс-релизе Nokia подчеркивает, что за прошедшие два десятилетия инвестиции компании в R&D (НИОКР) составили более сорока миллиардов евро и на сегодня в портфолио этого сильнейшего телеком-игрока насчитывается более десяти тысяч патентов. И справедливо, когда компании, работающие в данной индустрии, используя разработки новаторов, компенсируют финансовые и интеллектуальные затраты лидерам, к которым относится и Nokia. Во сколько в денежном выражении могут обойтись Apple претензии Nokia? Информация из первых рук пока отсутствует. Авторитетный аналитик Джин Манстер из Piper Jaffray говорит о том, что Apple может «нагореть» на сумму в 1-2 процента с каждого проданного «айфона». Учитывая, что смартфон всех времен и народов выпускается с 2007 года и на сегодняшний день компания продала 34 миллиона аппаратов, Nokia может весьма существенно пополнить свою «копилку». Звучит довольно странно, поскольку в мировой «табели о рангах» Nokia по-прежнему является лидером (хотя это уже не 41, а 35 процентов). В то же время отчет за III квартал этого года неприятно удивил наблюдателей: впервые за одиннадцать лет компания понесла операционные потери. Они составили 426 миллионов евро. В Nokia прореагировали достаточно оперативно, уволив финдиректора. Любителям точных данных предлагаем более детально взглянуть на квартальные результаты Nokia, обнародованные 15 октября:

 

 


Итак, на что же рассчитывает Nokia, развязав этот «военный конфликт»? Примет ли он затяжной характер в том случае, если ситуация будет переведена в плоскость «помериться патентами»? По мнению Билла Меррита из InterDigital (у этой компании был многолетний патентный спор с Nokia, который в результате выиграла последняя — прим. авт.), конфликт может растянуться более чем на год или даже на два-три года в зависимости от того, какую форму ответа изберет Apple. А теперь о том, что может быть предметом спора. Мобильный эксперт Джейсон Григсби предполагает, что у Nokia есть интерес к некоторым патентам «Яблока», касающимся мультисенсорных технологий, которые хотела бы использовать финская компания. Довольно спорное предположение, поскольку на рынке уже давно присутствуют продукты, поддерживающие multi-touch, а «мировые патентные войны» так и не разыгрались. Скорее здесь напрашивается другое — с 2006 года удельный вес Nokia в сегменте смартфонов упал с 72 до 50 процентов. Напротив, доля смартфонов iPhone постепенно увеличивалась и во II квартале 2009 года достигла 14 процентов от всех продаваемых в мире. Стоит обратить внимание и на тот факт, что Nokia всегда пробуксовывала на американском рынке: в сравнении с Apple доля смартфонов в этом регионе за первые шесть месяцев этого года просто смехотворна — 3 процента против 22. Так что с этой точки зрения иск Nokia, поданный именно в США, скорее выглядит как пиар-компания. Вызывает вопрос другое — выбор времени для подачи иска, поскольку обвинения совпали не только с обнародованием феерических квартальных успехов Apple и анонсами новых продуктов последней, но и запуском Windows 7, операционной системы Microsoft. Впрочем, иск, поданный одновременно с общемировым стартом «семерки», выглядит не так спорно, поскольку в этом случае действия Nokia до определенной степени выгодны той же Microsoft: выброс негатива способен, если не перечеркнуть усилия конкурентов, связанные с финансовыми успехами и представленными новинками, то уж точно снизить градус этих событий.

 


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля