Секретное оружие Apple
Кризис и всемирно известные компании — одни несут убытки, другие наращивают прибыль. На прошлой неделе крупнейшие игроки Apple и Microsoft, а также AMD представили результаты квартальной отчетности. Можно ли рассматривать данные результаты как ожидаемую закономерность и будут ли дальнейшие шаги этих компаний созвучны ожиданиям потребителей? Чем ответят конкуренты? Удастся ли таким игрокам как Canonical и Google «перетянуть одеяло» на себя? Обо все этом поговорим сегодня с позиции потребителя.
Нетрудно догадаться, что компанией, которая улучшила свои финансовые показатели, стала легендарная Apple — 22 апреля эта компания объявила финансовые показатели за I квартал 2009 финансового года (закончился 28 марта 2009 г). Оборот компании составил 8,16 миллиарда долларов, а чистая квартальная прибыль — 1,21 миллиарда долларов или 1,33 доллара за акцию. Для сравнения: доход компании в этом же квартале 2008 года составил 7,51 миллиарда долларов, а чистая квартальная прибыль — 1,05 миллиарда долларов или 1,16 доллара за одну акцию. Общемировые продажи составили 46 процентов от квартального дохода. Если посмотреть на данные продаж ключевых продуктов компании, то мы увидим лишь небольшое снижение в отношении компьютеров Macintosh: за квартал Apple продала 2,22 миллиона единиц, что на 3 процента меньше, чем в соответствующем квартале прошлого года. Компания продала 11,01 миллионов плееров iPod — на 3 процента больше, чем в предыдущем квартале 2008 года. Квартальные продажи iPhone составили 3,79 миллиона единиц, что на 123 процента больше в сравнении с I кварталом прошлого года. Это впечатляющие показатели, которые многие аналитики не могли представить в своих самых смелых прогнозах. Так что Питеру Оппенхаймеру, финансовому директору Apple, только и оставалось невозмутимо констатировать стабильное финансовое положение компании: «Общий баланс наличного капитала и легко реализуемых ценных бумаг составляет 29 миллиардов долларов. Приближаясь к третьему кварталу 2009 финансового года, мы предполагаем, что доход составит от 7,7 до 7,9 миллиарда долларов, а разводненная прибыль на акцию составит 0,95-1,00 доллара». Как всегда на конференции, посвященной подведению итогов за квартал, журналисты атаковали топ-менеджеров Apple вопросами о будущих новинках, в частности, нетбуке этой компании. Слишком много слухов об этом устройстве в последнее время появилось в Сети. Тим Кук, операционный директор Apple, замещающий в настоящее время Стива Джобса, в очередной раз сказал о том, какие неудобные эти современные нетбуки: «Когда я смотрю на нетбуки, я вижу тесные клавиатуры, ужасное программное обеспечение, отвратительное «железо», очень маленькие экраны». А дальше мы услышали нечто новое: «Это не то решение, на которое мы готовы поставить бренд Mac. Компания Apple уже играет в этом секторе с таким устройствами как iPhone и iPod». Однако позднее он высказался в том смысле, что Apple имеет интересные задумки и при определенном раскладе вполне вероятно может выйти на рынок с инновационным устройством.... Как можно расценивать подобные слова? Нынешние высказывания не идут в разрез с тем, что мы слышали из уст Стива Джобса в октябре прошлого года и Тима Кука в январе нынешнего. Инновационное устройство, безусловно, готовится, но это не будет уменьшенный вариант «макбука», то есть нетбук в его классическом понимании. Скорее всего это устройство внешне будет походить на планшет, который при желании можно будет использовать вместе с беспроводной клавиатурой.
Ранее многие аналитики прогнозировали стоимость Apple-нетбука в пределах 500 долларов. В приложении к тем данным, которыми мы располагаем сейчас, более реальным представляется ценник, превышающий названную сумму в два раза. То есть по этому параметру данное устройство точно не будет конкурировать с нынешними нетбуками, которые стоят куда дешевле.
А пока ясности с революционным устройством от Apple нет, обратимся к тем процессам, которые происходят в секторе классических нетбуков и попробуем разобраться с помощью текущей информации, что стоит ждать потребителям в секторе нетбуков в самое ближайшее время? И каково влияние этих устройств на сектор ноутбуков? На прошлой неделе многие производители анонсировали выход новых нетбуков. По большому счету пока это устройства с диагональю 10 дюймов, обладающее в сравнении с предшественниками большим цветовым разнообразием и другим процессором — Intel Atom N280. В качестве примера-иллюстрации один из анонсов минувшей недели — нетбук MSI Wind U100.
В отношении процессора можно сказать, что разница между 280-м и 270-м «атомами» не так велика и заключается, по большому счету, в системной шине. Впрочем, куда важнее другое — выиграем ли от этого мы, потребители, и собственно, в чем может быть этот выигрыш? Пока сказать сложно, ведь нетбуки на 280-м процессоре в нашу тестовую лабораторию еще не поступали. Можно предполагать, что такая интеграция даст возможность без потерь воспроизводить половинный HD-видео (720p).
Если говорить об MSI, то на минувшей неделе стало известно о том, что эта компания уже в июне, на Computex, представит нетбук на Android. Вероятно, после премьеры на Competex многие другие производители представят также свои нетбуки на Android. Да что там, они уже появляются. Так, на минувшей неделе, внимание специалистов было приковано к Android-нетбуку Alpha 680 с поворотным 7-дюймовым экраном по цене в 100 долларов! Как мы писали в новостном блоке, такое решение по ультранизкой цене предложила китайская компания SkyTone.
Почин сделан, а там и до больших успехов рукой подать — так считает исполнительный директор Google Эрик Шмидт, говоря о перспективах Android в этом году.
Еще одно событие минувшей недели также из разряда борьбы операционок за лояльность производителей и пользователей. 23 апреля компания Cannonical выпустила релиз Ubuntu 9.04 — одного из популярнейших Linux-дистрибутивов, которые наряду с Windows поставляются вместе с нетбуками. По сообщениям Cannonical, в свежей версии в сравнении с предыдущей есть некие улучшения. И конечно, мы решили проверить это опытным путем. Тем более что образы ISO с новой «Убунтой» были доступны для скачивания в тот же день. Нетбука под рукой не было, и наш коллега, Алексей Секач, попытался сделать загрузочную флэшку, для того чтобы установить свежую версию на свой компьютер. Однако в компании, видимо, перемудрили с инсталлятором, в результате Алексей был вынужден загружаться с Live CD. Так что пока наш комментарий сводится к тому, что Canonical помимо программных доработок следует разобраться с доставкой своего дистрибутива для желающих загрузиться с флешки.
Microsoft — компания, являющаяся лидером на рынке ОС, в том числе и поставляемых на нетбуки, отчиталась за III квартал финансового года (закончился 31 марта 2009 года). Результаты неутешительны — впервые с 1986 выручка компании упала на 6 процентов, до 13,65 миллиардов долларов. Также 23 апреля было объявлено о том, что доходы по итогам этого периода составили 13,7 миллиардов долларов. Чистая прибыль корпорации за этот период упала на 32 процента, до 2,98 миллиардов долларов. Между тем, несмотря на финансовые затруднения компании, 20 апреля харизматичный лидер Microsoft Стив Балмер прибыл в Москву... для того чтобы инвестировать в нашу страну 10 миллиардов рублей! Пакет инвестиций предусматривает как немедленный запуск ряда краткосрочных антикризисных программ, так и дальнейшее расширение долгосрочных проектов Microsoft в России.
Приезд Балмера это, конечно, актуальная тема, но мы возвращаемся к нашему разговору. И особенно для нас интересны данные о 16-процентном падении продаж ОС Windows — компания не досчиталась 3,4 миллиардов долларов. Почему так происходит, во многом объясняет кризисная рецессия. Что будет дальше? Данные многих исследовательских компаний указывают на то, что продажи ПК существенно упали за это время и своего дна еще не достигли. В меньшей степени это означает, что потребители могут пользоваться альтернативными, а, главное, бесплатными ОС и ПО. В качестве примера — та же Ubuntu и популярный OpenOffice. А что же нетбуки, устройства, большинство из которых пока поставляются с предустановленными версиями Windows? Вопрос не праздный и актуальный в свете скорой «сдачи» Windows 7. Официальные представители Microsoft неоднократно заявляли о том, что все шесть редакций (Starter, Home Basic, Home Premium, Professional, Enterprise и Ultimate) подойдут для использования как на мощных PC, так и на нетбуках, значительно уступающих им в возможностях. Да, это так, и мы можем это подтвердить, поскольку в нашей тестовой лаборатории побывал уже не один нетбук, и все они были проверены бета-версией Ultimate. В чем же тогда подвох? На минувшей неделе стало известно о том, что на нетбуки планируется ставить самую слабую версию Starter, которая потянет лишь три одновременно работающих приложения. Представители Microsoft не видят в этом ничего страшного, потому что в рамках одного открытого приложения, например, одной запущенной «Лисы», можно открыть хоть десять вкладок. Еще пример: такие модули ОС Windows 7, как Gadgets или Task Manager, не входят в число трех открытых приложений. К тому же пользователи в случае, если эта версия их не устроит, всегда имеют возможность перейти (не бесплатно, конечно) на любую другую версию «семерки». Однако, по нашему мнению, предустановленная на нетбуки самая слабая версия Starter может негативно сказаться на продажах нетбуков и более того, дезавуировать новую операционку.
Наконец, мы вплотную подошли к вопросу о том, каково влияние сектора нетбуков на сектор ноутбуков? И здесь нам помогут очередные финансовые сводки. По информации Digitimes, ожидания компаний Acer, Asus и MSI от продажи нетбуков в текущем квартале не оправдались: менее двух миллионов, только 900 тысяч и ниже одного миллиона единиц соответственно. Некоторые эксперты связывают эти результаты не столько с кризисом, сколько с насыщением ключевых рынков. По данным того же источника, MSI и Асеr уже развернулись в сторону ультратонких ноутбуков, уменьшив свои вложения в нетбуки. В ту же сторону смотрит и AMD, крупнейший «железный» производитель. Эта компания также на прошлой неделе, 21 апреля, вывесила отчет за I квартал этого года. Компания сообщила об убытках размером в 416 миллионов долларов. Впрочем, в сравнении с результатами годичной давности убытки не так уж и велики — тогда они составили 364 миллиона долларов. Прибыль в I квартале 2009 года составила 1,177 миллиарда долларов — это на 21 процент меньше достижений прошлого года. Так вот, стоит напомнить, что глава компании Дирк Мейер не уставал повторять, что через год про нетбуки все забудут. Он делал упор на неудовлетворительную производительность этих устройств.
Все правильно, в ногу со всеми у компании идти не получилось, поэтому им ничего не остается, как сетовать на то, что их не устраивает слишком малая норма прибыли от продажи нетбуков. И вот теперь, видимо, компания пытается развернуться в секторе ультратонких ноутбуков. Однако не стоит забывать о том, что такое устройство, как например, ноутбук Pavilion DV2, может быть сравнимо с нетбуками лишь по такому параметру как диагональ: в данном случае это 12 дюймов. Но никак ни по весу или цене, соответственно 1,8 килограмма и 750 долларов.
Резюмируя можно сказать, что производители решают в первую очередь свои задачи, и далеко не всегда они идут рука об руку с потребностями потенциальных покупателей. Однако если говорить о ситуации на рынке нетбуков, то во второй половине года существенный перевес должен быть на стороне потребителей, ведь многообразие платформ, а также гибкий подход к конструкции устройств существенно расширит наши возможности при выборе нетбуков.
© СОТОВИК