Планшеты взрослым — не игрушка!

   Автор статьи: Ирина Муравицкая

Успех планшета Apple iPad не дает покоя не только потенциальным конкурентам-производителям, но и аналитикам — их прогнозы относительно сектора планшетов становятся все более смелыми и «горячими». Но не только: эксперты настолько уверены в себе, что берутся давать определение новоявленному классу устройств. Своевременны ли данные оценки — об этом наш сегодняшний разговор.

По оценкам экспертов RBC Capital Markets, продажи Apple iPad в США превосходят объемы отпускаемых «яблочных» «макинтошей». Как мы уже писали, еженедельно более 200 тысяч iPad находят своих новых хозяев, и общие продажи этого гаджета в этом году могут достигнуть 8 миллионов единиц. При этом в магазинах наблюдается дефицит — аналитики из Piper Jaffray проверили пятьдесят розничных точек и выяснили, что в 74 процентах случаев обе модели iPad отсутствовали, а в 26 процентах — в магазинах можно было купить лишь младшую модель iPad с Wi-Fi. Как мы уже сообщали, "ограниченность складских запасов вынуждает Apple идти на непопулярные меры по занесению покупателей в списочную очередь, время ожидания в которой составляет от 4 до 7 дней, а по мнению экспертов, запуск международных продаж iPad 28 мая и горячий спрос в США приведут к тому, что нехватка планшетов будет продолжаться вплоть до середины-конца сентября».

Между тем аналитики, воодушевленные столь «горячим» ходом продаж «яблочной» таблетки, стали куда смелее в своих прогнозах относительно планшетного рынка в целом: не дожидаясь оглашения «яблочной» компанией квартальных результатов по продажам iPad, аналитики и эксперты спешат всех удивить своими выкладками, которые дают представление о том, каких «рекордов» стоит ждать в конце 2010 года. Так, исследователи из IDC, говоря об общем количестве проданных планшетников за 2010 год, предсказывают 7,6 миллиона единиц, а к 2014 году, по их оценкам, может быть реализовано до 46 миллионов устройств, относящихся к классу «Планшеты». Достаточно забавным выглядит несоответствие оценок рынка планшетов аналитиками из RBC Capital Markets и из IDC. Первые только для iPad прогнозируют объем продаж 8 миллионов единиц, а вторые предсказывают, что объем всех проданных планшетов, включая iPad, составит лишь 7,6 миллиона штук.

Следует обратить внимание на определение, которое IDC дает планшетам. По версии аналитиков, планшет — это устройство, выполненное в формфакторе «Моноблок» с цветным экраном диагональю от 7 до 12 дюймов. Также эксперты IDC говорят о том, что эти гаджеты, в отличие от планшетных компьютеров, базируются на ARM-процессорах и «легких» операционках вроде Android или iPhone. Соответственно, запуск x86-ориентированной «оси» не подразумевается. Планшеты от тех же «читалок» отличает наличие широкого спектра приложений и коммуникационных подключений. И еще важно. Согласно этому определению, планшеты не предполагают встроенной аппаратной клавиатуры, а ввод каких-либо данных осуществляется с помощью виртуальной клавиатуры, посредством нажатий на сенсорный экран.

На наш взгляд, определение IDC спорно и несколько преждевременно: ведь рынок планшетов только формируется. Эксперты из IDC здорово «урезали» планшеты: даже сейчас навскидку несложно привести примеры устройств, которые по набору характеристик не вписываются в рамки данного определения. Пока обойдемся без примеров, тем более, что читателям Hi-tech WEEK они хорошо известны. Есть и еще один важный момент. Слепо скопированная концепция iPad, другим производителям едва ли поможет закрепиться на рынке. На первый взгляд, наши рассуждения выглядят не менее спорно, чем определение аналитиков из IDC. Что ж, попробуем разобраться в этом вопросе. Не так уж он и сложен.

Начать следует с того, что из tablet-определения IDC вытекает, что назначение планшетов преимущественно заключается в развлекательной составляющей. Действительно, тонкий легкий и мобильный гаджет отлично подходит для решения подобных задач. Как мы неоднократно говорили, рынок созрел для появления планшетов. Но достаточно ли только развлекательного контента и интернет-серфинга для всех потребителей? В особенности, имея ввиду, что компания Apple с помощью своей новинки iPad отхватила львиную долю таковых. Однако, как говорится, что позволено Юпитеру, не позволено быку, поэтому, по понятным причинам, другим компаниям следует быть осторожнее с воплощением «яблочной» концепции. Едва ли кто-то будет спорить, что того вау-эффекта, который априори присущ продукции компании из Купертино, достичь любому производителю, выводя свой продукт на рынок, практически невозможно. Стало быть, необходимо, помимо сервисов и контента, противопоставить что-то другое, заинтересовать пользователя функциональными возможностями. И ведь потенциальным конкурентам Apple iPad есть, где разгуляться. Прежде всего, стоит обратить внимание на «рабочую» составляющую, то есть сделать планшет привлекательным для потенциальных покупателей, пригодным не только для потребления развлекательного контента, но и для работы. Рецепт прост — «ось», которая подразумевает многозадачность, а уж, какая именно — вопрос другого порядка. Необходимость многозадачности при решении даже самых простейших задач вряд ли стоит обсуждать: здесь все понятно. Для развлечений ее отсутствие не критично, а вот для работы — чувствительно. Простой пример: проверка или дополнение статьи какими-то фактами в процессе ее написания превратится в кошмар, поскольку одновременно держать открытым текстовый документ и искать в Сети информацию, не получится. Далее стоит сказать о выборе архитектуры. Думается, аналитики из IDC все-таки поспешили: из их определения выходит, что x86-ориентированные планшеты они просто отсекли.

Между тем, CISC'овые планшеты существуют не только в умах производителей. На минувшей неделе мы в очередной раз информировали наших читаталей о планшетах китайской компании Hanvon Technology, которая в конце мая начнет продажи TouchPad B10 под управлением Windows 7 в Китае, в Европе же планшет поступит в розницу уже в июне. Цена гаджета составит около 925 долларов. За эти деньги (согласимся, немалые) пользователь получит устройство в корпусе из алюминия, пластика и углеволокна с 10,1-дюймовым мультисенсорным емкостным экраном с разрешением 1024 х 600 точек, 1,3-гигагерцовым процессором Intel Celeron ULV743, 2 гигабайтами оперативной памяти, 250-гигабайтным жестким диском, модулями Wi-Fi и Bluetooth, портами USB и HDMI, веб-камерой и микрофоном, со слотом для microSD-карт. А еще — настраиваемые боковые кнопки и встроенную оптическую мышь. Весит планшет около 900 грамм. Пожалуй, «узкое» место — это время автономной работы, которое не превысит 3,5 часов. Зато гаджет, на взгляд автора, с дизайнерской точки зрения получился привлекательнее Apple iPad.

 

 

Linux-ориентированные планшеты также могут быть интересны потребителям. Причем, не только с «легкими» операционками вроде Android, но и с настольными. И неважно, какая именно «взрослая» «ось» будет предустановлена: в конце-концов, можно самостоятельно выбрать и установить себе другой дистрибутив, благо их немало, а неудобство и сложность Linux-операционок, как показывает практика, из разряда мифов. Другой вопрос, что производители пока не торопятся выпускать такие бюджетные планшеты. Будем надеяться, что все впереди: ведь скоро Computex и до конца текущего года еще немало времени, а до подведения итогов 2011 времени еще больше: как заявляет Боб Морис, директор подразделения мобильных вычислений компании ARM, в 2011 году 50 процентов всех планшетов будет базироваться на ARM-архитектуре, а значит, очень вероятно, что в ассортименте продаваемых моделей можно будет найти устройство не только на «Андроиде» или «айфонооси», но и на какой-нибудь «взрослой» Linux-оси.

С развлекательными и «рабочими» составляющими планшетов разобрались. А теперь вопрос: чего не хватает уже представленным новинкам? Как ни странно ответ очень простой — механической клавиатуры. С одной стороны, планшет — это более мобильный «собрат» нетбука, наилучшим образом приспособленный для работы на весу. Но так ли это на самом деле? Посмотрите обзоры журналистов и впечатления пользователей iPad, и вы увидите, что подавляющее большинство говорит о том, что пользоваться этим гаджетом удобнее всего лежа или сидя на диване. И понятно почему: все мы знаем, что Стиву Джобсу пришлось много времени провести на больничной койке. Напротив, в руках iPad держать не так комфортно, как полусидя или полулежа: гаджет так и норовит выскользнуть из руки. Конечно, на помощь владельцам планшетов могут прийти внешние клавиатуры или специальные чехлы-подставки, как, например, аксессуар от фирмы ClamCase. Как мы уже рассказывали, «ClamCase представляет собой чехол со встроенной Bluetooth-клавиатурой. Помимо клавиатуры, жесткость чехла такова, что позволяет раскрывать его в ноутбучном формфакторе — iPad превращается в сенсорный дисплей этого своеобразного нетбука».

 


Как бы то ни было, минус данного решения хотя бы уже в том, что это не комплектное решение. Такого минуса лишены два других устройства — это планшет PC729, выпущенный Домом Pierre Cardin в сотрудничестве с тайваньским OEM-производителем, и «таблетка» Mitac Mio Moov V780, которая интересна тем, что сочетает в себе не только возможности планшета, но также плеера и навигатора. Более подробно об этих гаджетах мы рассказывали в выпуске Hi-tech WEEK, посвященному итогам CeBIT 2010. Сейчас же предлагаем просто взглянуть на фотографии обоих устройств.

 

 

 

 


Есть ли еще какие-нибудь достойные идеи, которые помогли бы избежать удорожания конечной стоимости устройства? Оптимизация планшета с помощью внешней клавиатуры или чехла-клавиатуры, конечно, хороша, но затратна для обоих сторон: и для потребителей, и для производителей. А еще подобные идеи помогли бы избежать той категоричности, которую допустила IDC в описании формфактора планшетов. Да, решение есть, и придумано оно не нами. Это планшет-слайдер или более продуманный вариант того же слайдера, клавиатура которого не просто выдвигается, а стопорится под определенным углом в горизонтальном положении устройства. Оба варианта — не что иное, как эволюционное развитие UMPC. В качестве примера стоить вспомнить известный гаджет HTC Shift:

 

 


Что ж, посмотрим, возможно, кто-то из производителей планшетов возьмет на вооружение наработки класса UMPC. А за производителями подтянутся и потребители, многие из которых, думаем, «проголосуют» за такое решение своим «кошельком».

В заключение выпуска, вернемся к вопросу о назначении планшетов. Если говорить об iPad, то сам Стив Джобс на представлении устройства сделал акцент именно на развлекательной составляющей этого гаджета. Все верно: в Apple не могли допустить каннибализации других своих продуктов, прежде всего, смартфонов и макбуков. В итоге сегодня пользователь не может обойтись лишь одним «айпадом»: для полноценной работы ему, по-прежнему, необходим макбук. Однако было бы неверно предполагать, что приведенный пример лишь очередная яркая иллюстрация исключительно «яблочного» подхода. Другим компаниям, по большому счету, также невыгоден выпуск планшетов-универсалов. И, конечно же, не стоит ожидать, что в продаже появится чудо-планшет, сочетающий в себе самые сильные планшетные и ноутбучные стороны. Пожалуй, речь может идти лишь о появлении на рынке более или менее сбалансированных решений, которые оценят потребители, желающие не только «играться», но и работать с помощью планшета. Возникает вопрос — от каких производителей можно ожидать таких подарков? Во-первых, от крупных сильных игроков, скажем, масштаба ASUS, которые выпускают практически все категории устройств. Во-вторых, стоит следить за выходом продукции не очень известных китайских компаний: приведенный сегодня пример планшета от Hanvon Technology, тому подтверждение. В-третьих, интересные решения могут выдавать компании, работающие в более узких сегментах, например, смартфонном. Та же HTC, по некоторым данным, сейчас работает над неким гибридным устройством, которое не вполне вписывается в нынешние представления о планшетах.

 


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля