Японский Help Desk или роботы Фукусимы

   Автор статьи: Ирина Муравицкая

В чем причины столь неблагоприятных последствий аварии на «Фукусиме-1»? Почему в нашем IT-издании рассматривается эта тема? Как события на японской АЭС отразились на репутации Японии, считающейся супертехнодержавой? Почему в СМИ ничего не слышно об успехах роботов-ликвидаторов в Японии? Какое будущее уготовано гражданским роботам-манипуляторам и машинам с искусственным интеллектом? Всеми этими вопросами мы задаемся в сегодняшнем Hi-tech WEEK.

 

 

Vox audita latet, littera scripta manet

 

Ровно месяц назад, 11 марта, в результате девятибалльного землетрясения в Японии произошла авария на АЭС «Фукусима-1». Ликвидация ее последствий  продолжается по сей день и впереди еще, как говорят сами японцы, — не один десяток лет для преодоления ситуации. Четыре недели — срок, достаточный для того, чтобы задаться многими вопросами и найти на них ответы. Задача не сказать, что сложная, хотя, что говорить, информации с экранов наших телевизоров явно недостаточно. Картинка в новостях порой получалась неинформативной, прилизанной, непрофессиональной и приводила к искаженному восприятию ситуации на Фукусиме.

Однако думающих людей такое освещение событий лишь подстегивало к тому, чтобы найти ответы на возникающие вопросы. Ну да бог с ними с телевизионщиками: vox audita latet, littera scripta manet, что в переводе с латыни — сказанное слово исчезает, а написанная буква остается. Ведь в помощь нам Интернет, где немало самой различной информации. Сопоставив официальные заявления представителей тех или иных государств, чиновников и специалистов-энергетиков, посмотрев на реакцию (которая часто сводилась до риторики) представителей международных организаций и бизнеса, прочитав интервью с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС и энергетиками, а также познакомившись с неофициальными комментариями энергетиков, которые не понаслышке знают, что такое мирный атом, можно представить, почему события на Фукусиме получили столь неблагоприятное развитие. На фото ниже «Фукусима-1» до и после аварии.

 

 

 

 

А где же роботы?

 

Какое отношение фукусимская трагедия имеет к IT и телекому — спросит читатель? Ведь проблемы с поставками комплектующих для многих устройств и готовых изделий напрямую не связаны с аварией на АЭС. В представлении большинства людей, Япония является супертехнодержавой, славящаяся своими брендами и достижениями в потребительской электронике и автомобилестроении. А еще роботами всех видов и мастей: «футболисты», «музыканты», «танцоры» и даже «ученые». Список, думаем, любой читатель может продолжать до бесконечности: ни одна отраслевая выставка не обходится без презентаций этих устройств. Да и в самые обычные телеком и IT-будни новостные ленты, и бумажных и онлайн-СМИ полны сообщений о подобных роботах.

 

 

Ведется работа и в направлении создания гуманоидных роботов, которым не чуждо даже проявление человеческих эмоций — они умеют улыбаться, смешно хмурить лоб. Об одном из таких роботов, «электрической девушке», Geminoid TMF, мы рассказывали  в Hi-tech WEEK ровно год назад. По задумке создателей, такие «эмоциональные» роботы будут трудиться в медицинских учреждениях и помогут пациентам чувствовать себя более психологически комфортно. Однако стоимость того же Geminoid TMF — в пределах 100 тысяч долларов. В общем, предприятие очень дорогоcтоящее и рассчитывать на то, что данное направление будет развиваться особенно не стоит: потенциальные инвесторы заинтересованы, в первую очередь, в получении прибыли, а многие ли учреждения здравоохранения даже в развитых странах могут осилить такую дорогостоящую покупку? Куда дешевле оплачивать работу младшего и среднего медицинского персонала. К тому же создатели не информировали о том, что такая роботесса, помимо бесед, способна оказать квалифицированную медпомощь, а значит, такое приобретение бессмысленно. Так что эскулапы-управленцы делают исключение пока разве что для роботов-манипуляторов, например, у многих на слуху успешно освоившийся в России «да Винчи».

Существуют и роботы-манипуляторы, предназначенные для работы в опасных и неблагоприятных условиях. Расчет идет на то, что они могут заменить человека. Применялись такие манипуляторы (порядка десятка разных моделей) отечественной разработки и на Чернобыльской АЭС после аварии 26 апреля 1986 года. Перейдя по ссылке, можно посмотреть ролик, как в Чернобыле отработал подобный робот-манипулятор. Ниже на фото инженерный роботизированный комплекс «Клин-1» и аппарат «СТР-1», выполнявший работы на кровле ЧАЭС.  

 

 

 

А что же японцы? Судя по сообщениям мировых лент, в арсенале японцев присутствуют лишь роботы-игрунчики, а «спецов» для настоящей ответственной работы просто нет — а как иначе расценить появление в печати сообщений о «роботах-манипуляторах иностранцах» из Германии, Штатов, Франции и Великобритании. Кстати, японское чудо-техники, бульдозер Komatsu в Чернобыле в условиях сильной радиации так и не заработал...

Однако помощь таких устройств из других стран, по всей видимости, не принесла ожидаемых результатов — в противном случае успешное применение роботов-манипуляторов было бы непременно растиражировано СМИ, как уже растиражирована СМИ немецкая «водолейка-бетононасос».

 

 

Странно и то, что в приведенном списке стран нет России и Украины — манипуляторы, проверенные в деле специалистами этих стран, могли бы реально помочь ликвидатором из Японии.

 

Японским атомщикам не хватает фундаментальных знаний

 

Впрочем, постфактум невозможно быть уверенным в том, что помощь манипуляторов из России и Украины кардинально изменила бы ситуацию. Дело в том, что, рассматривая события на Фукусиме в хронологии, четко видно, что японцы не были готовы к нештатной ситуации. Как следствие — незнание, что делать и несвоевременное принятие решений. Глава Росатома Сергей Кириенко, выступая в марте на коллегии Минобрнауки, сказал, что японским специалистам не хватает «фундаментальных, глубоких знаний». Еще более показателен анализ ситуации на АЭС в Японии, изложенный Кириенко в ходе совещания 15 марта, которое провел председатель правительства Российской Федерации В.В.Путин. В самом начале Сергей Владиленович отметил, что доклад «построен не только на полученной нами информации из Токио от японских коллег, из МАГАТЭ, из Всемирной ассоциации, но и на нашем собственном моделировании, потому что информация, которую нам коллеги дают, к сожалению, либо сильно отстает по времени, либо она заведомо недостаточна».

Далее последует очень показательная выдержка из доклада, касающаяся ситуации на втором энергоблоке: из анализа российских атомщиков становится предельно ясно, что произошло на Фукусиме, выдержка дает и представление о том, как события будут развиваться дальше, и чем они грозят. Довольно смелые комментарии, учитывая, что с момента аварии прошло всего несколько дней и многие эксперты еще высказывались довольно оптимистично. Итак, смотрим выдержку, а полный текст стенограммы можно прочитать на официальном сайте правительства РФ, перейдя по этой ссылке.

«С.В.Кириенко: ...Теперь второй блок. На втором блоке ситуация оказалась хуже. На втором блоке им не удалось удержать подпитку водой корпус ректора. У них заклинил клапан, через который они прокачивали. Они просто пожарными машинами, поскольку электроэнергии у них нет, закачивали воду. Заклинило этот клапан — они не смогли это устранить. В результате этого у них вода в корпусе реактора исчезла совсем. Произошло расплавление активной зоны. По нашему пониманию, активная зона проплавила...
В.В.Путин: Прожгла.
С.В.Кириенко: ...прожгла корпус реактора. Это то, что мы докладывали Вам вчера вечером. У них вода исчезла к вечеру. В общем, счет шел на часы: 3-5 часов должно было проплавить корпус ректора. Это произошло сегодня ночью. Мы понимаем, что если такую же картинку нарисовать про второй блок, то это будет вот такая ситуация на сегодняшний день. Расплав активной зоны прошел корпус реактора и, собственно, вышел из корпуса реактора и находится в защитном контайменте. Здесь, будь то железобетонные конструкции, которые он не прошел... Но здесь сегодня есть один из вопросов угрозы, потому что если он будет проплавлять железобетон, то возникнут риски прохождения этого дальше, в землю.
В.В.Путин: Значит, и в подземные воды?
С.В.Кириенко: Да. Здесь у них на втором блоке, когда это произошло — произошел
сегодня ночной взрыв. По нашему пониманию, поскольку этот взрыв произошел уже в контайменте, вышло все из корпуса реактора. Этот взрыв нарушил целостность оболочки корпуса, нарушил целостность контаймента и разрушил верхнюю часть внешней обстройки. Поэтому отсюда сегодня может идти наибольшая активность. Конечно, основная активность осталась в корпусе контаймента. Но выходящие отсюда газы тащат с собой довольно приличный уровень радиоактивности, хотя он тоже в первую очередь состоит из короткоживущих изотопов, и выходит только незначительная часть долгоживущих и тяжелых изотопов...».

 

На «Фукусиме-1» не было Help Desk!
 

Говоря на IT-языке, можно сказать, что у японских специалистов не было Help Desk на случай чрезвычайной ситуации. Подтверждают отсутствие инструкции, четкого плана действий на случай развития событий на станции по наихудшему сценарию и специалисты, в частности, бывший заместитель главы Чернобыльской АЭС Александр Коваленко...

Возможно многих далеких от энергетики людей удивил тот факт, что «Фукусима-1» — это достаточно древняя АЭС. Ее строительство началось в 1966 году, а в эксплуатацию станция была введена в 1977 году. Все шесть реакторов спроектированы в американской General Electric. Тип реактора BWR (кипящий ядерный реактор). Первый реактор такого типа был введен в эксплуатацию в США 4 июля 1960 года. Сами японцы, конечно, поучаствовали, но лишь в сооружении энергоблоков: третий и пятый — Toshiba, четвертый — Hitachi. Первый, второй и шестой энергоблоки — за General Electric.

Авария на Фукусиме развенчала сложившиеся мифы о Японии — эта страна  не супертехнодержава, а японцев, несмотря на достижения в сегменте потребительской электроники, сложно назвать гениями инженерной мысли.

 

Есть ли будущее у роботов-манипуляторов и роботов-гуманоидов?

 

Извлекут ли должные уроки японцы из случившейся катастрофы, сказать сложно. Судя по всему, понимания еще не пришло: в марте TEPCO, оператор фукусимской АЭС, представил в правительство план по строительству... еще двух энергоблоков. Правда, план был отозван: нетрудно догадаться, какое действие произвело это сообщение на государственных мужей.

Не так давно зона отчуждения вокруг аварийной «Фукусима-1» была расширена с 20 до 30 километров — это же реальный новый S.T.A.L.K.E.R: Тени Фукусимы! Однако Япония далека от мысли отказываться от мирного атома, даже несмотря на то, что страна расположена в зоне высокой сейсмической активности. Как тут не вспомнить слова президента РФ Дмитрия Медведева, прозвучавшие после переговоров о строительстве АЭС в Турции: «Все задаются вопросом: «Может ли ядерная энергетика быть безопасной. Она может и является безопасной». По его словам, «главное, — это правильный выбор места расположения АЭС, ее проекта и оператора».

Конечно, от мирного атома никто отказываться не собирается и, вполне вероятно, авария в Японии заставит в дальнейшем пересмотреть и расширить стандарты безопасности на АЭС во всем мире. Однако, если говорить о грядущих разработках роботов-ликвидаторов (с искусственным интеллектом), нацеленных на устранение последствий возможных аварий, то здесь не все так радужно, хотя бы потому что это дорогостоящее предприятие, а атомная энергетика - не военная, а гражданская сфера. Частным инвесторам просто не потянуть столь большие затраты, да и для государства такие расходы — очень тяжкое бремя. В частности, в Японии после аварии на ядерном объекте в 1999 году, где погибли двое рабочих, японское правительство дало добро на разработку роботов, устойчивых к воздействию радиации. Однако уже спустя год проект был закрыт... Как ни цинично это звучит, но решение вопросов, связанных с ликвидацией последствий радиационных аварий, значительно проще и дешевле переложить на плечи представителей homo sapiens.

Как ни странно, авария на Фукусиме позволяет прогнозировать ситуацию на ближайшую и среднесрочную перспективу не только в секторе гражданских роботов-манипуляторов, но и задумываться о разработках машин с искусственным интеллектом. Хотя конечно же, не стоит ставить знак равенства между роботами-манипуляторами и роботами с искусственным интеллектом. Первые были, есть и будут. Другой вопрос, насколько успешно эти устройства будут эволюционировать. Ведь что происходит сейчас на «Фукусиме»? Новости об отправленных в Японию аппаратах есть, чего не скажешь о фотографиях или видео роботов-манипуляторов, подтверждающих их работу в зоне аварии...

Сегодняшний выпуск Hi-tech WEEK выходит в канун 12 апреля, Дня космонавтики, поэтому разговор о роботах с позитронным мозгом выглядит еще и символично: для человечества, освоившего далекий космос (в произведениях фантастов), такие машины были просто необходимы. Впрочем, по Азимову роботы были востребованы не только в космосе, но и на Земле. Трогательная история о дружбе робота Робби, няни-компаньона и девочки Глории... или робот мэр города, которому удалось (не без помощи человека, конечно же;) переиграть людей. Увы, но роботов, подобно азимовскому Стивену Байерли, играющего человека столь искусно и убедительно, даже в ближайшие пятьдесят лет мы не увидим. Не увидим все по той же причине — по причине необходимости огромных денежных вложений. Между тем, необходимости в этом ни у отдельно взятого государства, ни у человечества в целом попросту нет.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля