Интернет-серфер: А король-то голый!

   Автор статьи: Ирина Муравицкая

Работа да и наша частная жизнь давно немыслимы без Интернета. В Сеть мы выходим не только с компьютеров, но и с телефонов и со смартфонов. С этим вынуждены мириться даже закоренелые консерваторы: ведь сегодня Интернет является одним из основных коммуникационных инструментов. Однако и те, кто много и с удовольствием проводит время в Интернете, и те, кто его недолюбливает, не подозревают, насколько «прозрачны» пользователи для любого заинтересованного лица...

Сегодня будем говорить о «прозрачности» пользователей Сети интернет. Тема, конечно, не нова: ведь, Интернет стал популярен еще в 90-е и пользовательская «прозрачность» — это данность и в какой-то степени плата за удобство, однако сейчас она актуальна еще более, чем прежде. Почему? Ведь многие составляющие этого вопроса появились в нашей жизни не вчера, например, те же социальные сервисы вроде «Одноклассников», Facebook или Twitter.

 


В приведенном примере важно другое — все большее количество людей общается на данных сервисах не с помощью компьютеров и ноутбуков, а с помощью телефонов и смартфонов. Да, большинство современных мобильных стали удобнее для серфинга и общения в Интернете. И не только благодаря эволюционировавшим экранам и более продуманному вводу информации, но и за счет того, что многие из популярных сервисов уже предустановлены в мобильные устройства. Вот и выходит, что связка «соцсети+смартфон» прекрасно работает на увеличение мобильного трафика вообще. Помимо смартфонов и телефонов (главным образом сенсорных) мобильный трафик уже генерируют и другие классы мобильных устройств, среди которых главными на сегодня являются планшеты. Пока в этом сегменте царствует Apple iPad, но подтягиваются и другие. На минувшей неделе появилось много новостей про планшеты других производителей — аппараты также базируются на ARM-архитектуре, но стоят значительно дешевле «айпада».

 


Впрочем, главное в том, что данные девайсы поступают или уже поступили в продажу и работают под управлением Android, операционки от всемогущей Google, мирового лидера на рынке поисковых машин, компании, которая, по сути, строит свой бизнес на информации о своих пользователях... ОС Android, также как знаменитая поисковая система Google и ее сервисы, — это инструменты для выкачивания пользовательской информации, которая вся хранится на серверах Google. А в конце этого года появится еще один инструмент — «облачная» операционка Chrome, которая предназначена для все тех же планшетов, нетбуков и смартбуков.

Что ж, сегодняшнюю актуальность темы «Прозрачность в Интернете» с точки зрения процессов, происходящих в отрасли, мы обосновали. Теперь стоит сказать несколько слов о том, почему данная тема рассматривается именно в этом выпуске Hi-tech WEEK. Во-первых, как уже было сказано выше, на прошлой неделе в новостных блоках отраслевых изданий очень много внимания было отдано «гуглевской» операционке Android — это смартфоны и планшеты. Во-вторых, одной из самых обсуждаемых тем (по крайней мере на «хабре») стал доклад Стивена Рэмбама на июльской хакерской конференции The Next HOPE.

 


Основной его смысл заключается как раз в том, что анонимности в Интернете нет. При «сложении» первого и второго пунктов получается весьма злободневный коктейль. И сейчас мы подробно поговорим о его «ингридиентах». Это не будет пересказом прочитанного на «хабре», хотя, возможно, краткая выжимка кого-то и порадовала бы, поскольку оба опубликованных материала краткостью не отличаются и потому далеко не все захотели их осилить :)

Мы составим свой коктейль, «выпив» который наши читатели смогут получить более четкое представление о том, насколько пользователи «прозрачны» для всех заинтересованных: будь то хакер, детектив или государственная структура. Для иллюстрации тех или иных ситуаций будут приведены соответствующие примеры, которые помогут быть более осмотрительным в Интернете и избежать многих неприятностей. А один из них даже позволит в какой-то степени согласиться со Стивом Джобсом — flash-технологии не всегда работают во благо пользователей.

 


Однако правда состоит в том, что как бы ни был продвинут человек при условии что он пользуется Интернетом, все его знания и умения практически бессильны перед «сборщиками информации».

Итак, самое главное мы в общем-то уже озвучили в предыдущем предложении. Абсолютно любой человек, пользуясь Интернетом, не может «не наследить». Упомянутая компания Google и иже с ней хранят на своих серверах информацию, начиная от поисковых запросов пользователя и заканчивая комментариями на форумах, в твиттере, ЖЖ и т.п.

Люди тешат себя надеждой, что пословица «что написано пером — не вырубишь топором» верна лишь в отношении бумажных носителей информации, но никак не в отношении онлайновых, однако это не так: многие знают, что удалить свой профиль, например, на «Одноклассниках» физически невозможно: он становится лишь невидимым для пользователей сервиса, на серверах же страница со всей информацией, включая письма и фотографии, благополучно остается.

 


Абсолютно симметричная ситуация и со всеми другими социальными сервисами. Все, наверное, знают, что многочисленные «одноклассники» весьма помогают детективам, коллекторским агентствам и налоговым инспекторам. Однако до поры до времени это знание люди никак не ассоциируют с собой — они публикуют фотоотчеты о своих путешествиях и приобретениях, а также обсуждают размер своих реальных денежных доходов. «Отрезвление» обычно проходит быстро и болезненно. Примеров уже много, в особенности среди набравших кредиты и не спешащих их отдавать... Про другое, реальное отрезвление, пока еще не пишут, но лишь потому, что «сухой закон» для водителей только вступил в силу. Представьте такую ситуацию. Некто хорошенько отметил встречу с друзьями, живописав все излишества («Вчера с друзьями хорошо посидели: по поллитра вискаря на брата») в том же твиттере. Как видите, ограничение по знакам деталям не помеха. А на следующее утро человек сел за руль и стал участником серьезного дорожно-транспортного происшествия. Согласитесь, неплохое подспорье для стороны обвинения. Кстати, похожий пример приводил в своем выступлении и вышеназванный эксперт Стивен Рэмбам. Разница только в том, что наш пример гипотетический, а тот — более чем реальный: в Штатах подобная неосмотрительность уже довела человека до тюрьмы.

 


Кто-то, прочитав приведенные примеры, с удовольствием подумал, что это точно не про него: нет аккаунтов в «социалке», нет и проблем, однако это не означает, что не найдется других слабых мест. Достаточно вспомнить почту или «аську». С «мылом» все понятно, и для того чтобы получить доступ к почте, хранящейся на сервере, знающим людям даже взламывать ящики не потребуется, и вы так и не узнаете, что кто-то копался в вашей почте. С «аськой» примерно та же ситуация: можно незаметно получить доступ к «хистори», которая также хранится на серверах, нет особых проблем и в перехвате переписки на лету, поскольку даже поддержки шифрования (кроме «джаббера», пожалуй. Впрочем, по умолчанию она отключена и там) различные сервисы мгновенных сообщений не имеют. В общем, надо быть внимательными, в особенности, пользуясь «аськой» на работе :)

 


«Андроид» наступает, все больше самых обычных пользователей, а не техногиков покупают смартфоны на этой операционке: красиво, удобно и функционально. Но помимо того, что Google (равно как и Apple) имеет возможность дистанционно контролировать смартфоны, при необходимости вычищая опасные, с их точки зрения, приложения, эта компания обладает самым ценным на сегодняшний день — информацией о пользователях Android. Ведь все данные владельца гуглофона, скажем, его контакты, адресные книги и прочее — все это попадает на сервера Google. Именно это и есть альтруизм по-гуглевски: бесплатно раздавая лицензии на свою операционку, взамен компания получает бесценную информацию, которая помогает продавать рекламу.

 


Кстати, встроенная реклама идет рука об руку и с бесплатными приложениями, которых так немало в Android Market. В конечном итоге, можно рассматривать интерес Google к своим пользователям, как необходимый инструмент, способный донести до каждого конкретного потребителя именно ту информацию, которая ему нужна и итересна. Цели благие, во всяком случае, если рассматривать ситуацию в коммерческом потребительском аспекте. Но ведь аспект этот далеко не единственный... Не стоит игнорировать и жалобы многих пользователей гуглофонов, которые отмечают, что без их участия телефон «лезет» в Сеть, что-то передает и принимает...

От Интернета на смартфонах переходим к Интернету на не менее мобильных нетбуках, планшетах, а также ноутбуках и традиционных компьютерах. Рассмотрим ситуацию с flash cookis. Во-первых, это совсем не то же самое, что «куки», которые сохраняет наш браузер. И, во-вторых, пользователь, стерев в своем браузере «куки», этим действием flash cookis уничтожить не может. Что это такое и для чего нужны flash cookis? С их помощью компании собирают сведения о пользователе, составляя персональный профиль человека, данные анализируются и по итогам предлагается таргетингововая реклама. Конечно, за такими механизмами большое будущее: ведь они дают возможность показывать рекламу в зависимости от предпочтений каждого конкретного человека. Однако далеко не все пользователи рады, что без их ведома осуществляется сбор данных и составляется их персональный портрет. Хорошо что есть меры, позволяющие избегать навязчивого внимания компаний, причем вполне доступные и бесплатные. Итак, предлагаем открыть в браузере этот адрес: http://www.macromedia.com/support/documentation/en/flashplayer/help/settings_manager07.html.

 


Вы увидите перечень всех сайтов, установивших flash cookis на вашем компьютере, а самое главное, сможете их удалить. В профессиональном аспекте, думаем, многие смогут почерпнуть информацию о конкурентах и узнать, исследуют ли они таким образом свои аудитории.

А теперь краткие итоги. Знание того факта, что все, что попадает в Сеть остается там навсегда, по большому счету ситуацию не меняет. Конечно же, не меняет в том случае, если вы являетесь пользователем Сети и электронная почта, «аська», социальные сервисы и серфинг — ваши инструменты для развлечений и работы. Верно и то, что сейчас Интернет еще не всех «посчитал»: пока еще не каждый житель планеты Земля пользуется Сетью. В дальнейшем же эта «несправедливость» будет исправлена, и хотим мы этого или не хотим, но каждый человек станет «прозрачным». И все же, поскольку человечество находится еще на пути к этим «вершинам», знание конкретных фактов и нюансов небесполезны для конечного потребителя: ведь элементарные правила безопасности и приемы в некоторых случаях способны уберечь от многих неприятностей. А если и нет, то немаловажно уже то, что при восклицании «А король-то голый!» удивляться интернет-пользователю уже не придется.

 

 


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля