Новое прочтение Брэдбери: идеальный робот-компаньон

   Автор статьи: Ирина Муравицкая

На минувшей неделе выпуск Hi-tech WEEK был целиком посвящен Apple iPad, продажи которого стартовали в Соединенных Штатах Америки 3 апреля. В тот же день состоялся еще один анонс, который остался за кадром. Однако он заслуживает отдельного разговора не менее, чем устройство "яблочной" компании, поскольку ученым из Японии удалось сделать то, что было предсказано великим писателем-фантастом Рэем Брэдбери в далеком 1969 году...

Исследователи из Университета Осаки продемонстрировали "электрическую девушку", сходство которой с прототипом, девушкой из плоти и крови, просто поразительное.

 

 


Действительно, на фотографии видно, что роботессса-гуманоид Geminoid TMF и ее прообраз смотрятся рядом как сестры-близнецы, о чем и заявила после презентации журналистам двадцатилетняя японка, внешность которой послужила основой для Geminoid TMF. Подчеркивают сходство одинаковые прическа и одежда, но и это не главное. По-настоящему, "электрическую девушку" "оживили" человеческие эмоции... Да, роботесса может смеяться, показывая белоснежную улыбку, или изображать на лице противоположные эмоции — мрачный взгляд с в сочетании с нахмуренным лбом :)

 

 

Сатоко Инуе из компании Kokoro (в сотрудничестве с учеными из Осаки создавшие этого робота) заявила, что они располагают данными, которые свидетельствуют о том, что "эмоциональный" робот поможет пациентам медицинских учреждений чувствовать себя психологически комфортно и безопасно. Стоимость робота-гуманоида составит 110 тысяч долларов.
Неизвестно, сможет ли "электрическая девушка", созданная учеными из Университета Осаки и инженерами из Kokoro, поднять настроение пациентам, например, пошутив на завтраке, на предмет его вкусовых достоинств, подобно тому, как это мастерски удавалось Электрической бабушке, созданной компанией Fantocini Limited: "Вот завтрак номер девять, — смущенно говорила она, ставя блюдо на стол. — Наверно, что-то ужасное, боюсь, в рот не возьмете. Сама выплюнула, когда попробовала. Едва не стошнило". Скорее нет, чем да: ирония и другие человеческие качества, а также способности, которые далеко выходят за пределы возможностей человека — дело будущего. А вот, насколько далекого — попробуем оценить и представить, на примере упомянутой бредбериевской Электрической бабушки.
"Электрической девушке-2010" осталось совсем немного до предсказания Рэя Брэдбери, которое он сделал в своем произведении I Sing the Body Electric! ("Электрическое тело пою!") в далеком (по ИТ-меркам) 1969 году. А в 1984 году Элекрическую бабушку, роботессу, которую придумал Брэдбери, "оживила" экранизация этого рассказа. Думаем, многие помнят телеальманах "Этот фантастический мир", который выходил на советском телевидении с 1979 по 1990 годы.

 


Напомним, что ведущим популярной передачи был летчик-космонавт Георгий Гречко, который приглашал в студию писателей-фантастов. Программа была построена таким образом, что их беседы предваряли и завершали инсценировки известных произведений. В частности, выпуск 8, в котором зрителям показали телеспектакль "Электрическое тело пою!", помогал комментировать известный писатель Еремей Парнов.

Помнит восьмой выпуск и автор этого материала, хотя с момента его демонстрации по Центральному телевидению, минуло без малого тридцать лет. Поэтому неудивительно, что аналогия с брэдбириевской "Электрической бабушкой" возникла сразу после прочтения новостей из Осаки. Разумеется, по горячим следам были подняты и тот самый выпуск (благо в Интернете легко найти сохранившееся видео передачи), и рассказ писателя.

 

 


Как мы уже сказали, в восьмом выпуске передачи принимал участие Еремей Парнов, обративший внимание на то, что "есть процессы и явления, которые вне фантастики осознать невозможно, и именно обращение к этому жанру позволяет выйти за рамки обыденности и разорвать круг стереотипов". Оба ведущих отметили, что фантасты уделяют большое внимание проблемам общества. Мы же добавим, что часто писателям, пишущим в этом жанре, удается не только отразить современные проблемы общества и подсказать их решение в настоящем, но и заглянуть в будущее, наступление которого иногда происходит в рамках смены всего лишь нескольких поколений.

Именно это удалось сделать Рэю Брэдбери в рассказе "Электрическое тело пою!". Произведения этого автора часто трагичны, однако нельзя сказать, что абсолютно все из них лишены надежды, да и писатель видит решение той или иной проблемы не только в заоблачном будущем, но и здесь и сейчас. Но не только: забегая вперед, скажем, что Брэдбери, в рассматриваемом произведении, угадал те процессы, которые усугубились в обществе с наступлением "века Интернета и виртуальных технологий".

Синопсис произведения: два брата, Тим, Том и их сестра Агата лишаются матери в раннем возрасте. Отец и дети пытаются найти нетривиальное решение и находят его в рекламном проспекте компании "Фанточини Лимитед": "для тех, кого измучили недобросовестные няньки и приходящая прислуга, на виду у которой нельзя оставить початую бутылку вина, кто устал от советов дядей и теток, преисполненных самых добрых намерений... мы создали и усовершенствовали модель человека-робота на микросхемах с перезарядкой марки АС-ДСУ, электронную Бабушку (в экранизации рассказа Электрическую бабушку — прим. авт)..."

Также как и роботесса Geminoid TMF, созданная учеными из Осаки, Электрическая бабушка, героиня Брэдбери, имеет облик молодой симпатичной женщины, а значит, больше похожа на маму, а не на бабушку:

 

 


Так что же такое, эта чудесная машина, созданная Гвидо Фанточини? На этот вопрос отвечает сама Бабушка: "Меня наделили многим, чтобы я могла все это передать вам. Иногда я сама не знаю, что отдаю, но неизменно делаю это. Вы спрашиваете: кто я? Я — Машина. Но этим не все еще сказано. — Я — это люди, задумавшие и создавшие меня, наделившие способностью двигаться и действовать, совершать все то, что они хотели, чтобы я совершала. Следовательно, я — это они, их планы, замыслы и мечты. Я то, чем они хотели бы стать, но почему-либо не стали. Поэтому они создали большого ребенка, чудесную игрушку, воплотившую в себе все...".

Помните, чуть выше мы говорили о том, что Брэдбери не только обращает внимание на проблемы, возникающие в обществе, но и предлагает пути их решения. Интересен авторский прием — он вкладывает ответы на внутрисемейные вопросы в уста своей героини, робота: «Я буду любить, а это означает дарить внимание и понимать, знать о вас все, и вы будете знать, что, хотя мне все известно, я сохраню вашу тайну и не открою ее никому. Она будет нашей общей драгоценной тайной, и вам никогда не придется пожалеть о том, что я знаю слишком много... Я не знаю, какая я. Я не способна осязать, не знаю, что такое вкус и запах. И все же я существую. И мое существование усиливает вашу способность ощущать все. Разве в этом предопределении не заключена любовь?... — Что я знаю? Прежде всего я знаю, что испытывает семья, потерявшая кого-либо из близких. Казалось бы, невозможно отдавать каждому все свое внимание в равной степени, но я делаю это. Каждому из вас я отдаю свои знания, свое внимание и свою любовь. Мне хочется стать чем-то вроде семейного пирога, теплого и вкусного и чтобы каждому досталось поровну. Никто не должен быть обделен. Кто-то плачет — я спешу утешить, кто-то нуждается в помощи — я буду рядом. Кому-то захочется прогуляться к реке — я пойду с ним. По вечерам я не буду усталой и раздраженной и поэтому не стану ворчать и браниться по пустякам. Мои глаза не утратят зоркости, голос — звонкости, руки — уверенности, внимание не ослабеет... — Если быть внимательной означает любить, тогда я люблю. Если понимать означает любить, тогда я люблю. Если прийти на помощь, не дать совершить ошибку, быть доброй и чуткой означает любить, тогда я люблю... Вас четверо, не забывайте. И каждый из вас — единственный и неповторимый. Он получит от меня все и всю меня. Даже если вы будете говорить все вместе, я все равно буду слушать только одного из вас, так, словно он один и существует. Никто не почувствует себя обойденным. Если вы согласны и позволите мне употребить это странное слово, я буду "любить" вас всех..."

Что ж, приведенных фактов, достаточно для доказательства состоятельности решения Гвидо Фанточини, которому удалось с помощью робота решить проблему отсутствия одного из родителей. Однако здесь мы видим и указание на другую проблему, свойственную людям, которые часто забывают о том, что любовь и внимание надо не только брать, но и отдавать.

Однако этот важный вопрос выходит за рамки нравственности. Одной из составляющих постиндустриальной эпохи является проблема больших городов, за которой — все более ускоряющийся темп жизни, нехватка времени, дефицит общения и, как следствие, одиночество. Усугубляет тенденцию, как ни странно, Интернет и виртуальное общение. В этом смысле Брэдбери в своем рассказе предвосхитил время, поскольку сейчас его Электрическая бабушка может стать вовсе не идеальной Мэри Поппинс, а идеальным компаньоном для современного человека, не требующим взамен ровным счетом ничего! Означает ли это, что перед нами прообраз идеальной модели робота-компаньона для человека-потребителя, к созданию которого движутся семимильными шагами японцы?

 


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля