Hi-tech WEEK за апрель/ Эра Apple?

   Автор статьи: Ирина Муравицкая

Сегодня подводим итоги апреля. Прошедший месяц был насыщен интересными события и анонсами. Главные возмутители спокойствия — Apple iPad и iPhone четвертой генерации. Старт продаж долгожданного планшета и неожиданное явление нового "айфона" из-за "яблочных" кулис, с одной стороны, затмили апрельские анонсы других компаний, с другой, — в очередной раз продемонстрировали, насколько мировая IT- и телеком-индустрия зависимы от Apple.

Планшет Apple iPad и все остальные планшеты, смартфон iPhone и все остальные смартфоны, iPhone OS и все остальные «оси» — не исключено, что именно таким мог показаться кому-то главный посыл вступления к сегодняшней колонке. Не следует из нашего анонса и другое, более локальное противопоставление в разрезе «Новинки месяца от Apple» vs «Новинки месяца от других компаний». Тогда что же? Давайте разбираться. Предлагаем вспомнить основные события апреля и дополнить их новыми фактами из текущего месяца.

Апрель начался со старта продаж Apple iPad, которые сразу же подняли в Сети волну обсуждения "потрохов" и возможностей "айпада". На отраслевых сайтах и в блогах стали появляться первые обзоры журналистов, не вхожих в "эппловский пул", а также впечатления и комментарии пользователей, купивших iPad. Надо сказать, что обзоры и мнения очень разные: «лояльные» и «умеренные», в формате «мини» и в формате «макси». Если говорить об эмоциях и личных впечатлениях в обзорах вообще и в обзоре iPad в частности, можно сказать, что это всегда хорошо даже с поправкой на некоторую долю субъективизма: ведь конечные потребители того или иного продукта — это люди, а не машины. Однако эмоциональное представление не самое главное: тестеры обращают внимание потенциальных покупателей и производителей устройств не только на достоинства, но и на недостатки и недоработки гаджетов. Так было и в случае с iPhone первого поколения, качество связи которого при всем желании назвать хорошим было нельзя. Так случилось и с iPad — с чувствительностью его Wi-Fi-модуля. Казус в том, что в обоих случаях, по сути, речь идет об основных функциях гаджетов: для первого важнейшей является телефонная составляющая, а для выполнения тех или иных задач второго — необходим беспроблемный выход в Интернет. Так вот, к отзывам тестеров и первых покупателей iPad прислушалась сама Apple, которая таки исправит Wi-Fi-ошибку! Данную проблему отмечал и наш ресурс в мини обзоре iPad, в котором мы отметили, что «чувствительность Wi-Fi-модуля настолько низкая, что даже в том случае, когда iPad находится рядом с точкой доступа, индикатор уровня сигнала Wi-Fi на его экране не поднимается выше отметки в 80%».

 

 


Сразу после выхода «айпада» аналитики стали приводить свои прогнозы относительно хода продаж новинки. Прогнозы были разные, поэтому, когда стали сбываться самые оптимистичные из них (напомним, что спустя примерно 15 дней с начала продаж «айпад» вплотную приблизился к миллиону проданных единиц) многие были удивлены. Дальше — больше: примерно через неделю после старта продаж версии iPad 3G, гаджет и вовсе смели с полок магазинов.

Создание "яблочной" таблетки — это очередной маркетинговый успех Apple: ведь это новый класс устройств, которого ранее в продуктовой линейке компании из Купертино не было. Стоит ли сомневаться, что планшет принесет компании хорошие дивиденды даже при условии, что данный продукт относится к нишевым устройствам? Конечно, нет: Стив Джобс и Ко отлично поработали,"возведя" прочный и надежный фундамент в лице многомиллионной армии пользователей iPod и iPhone, а также приложили немало усилий  результатом которых должно стать вовлечение в "яблочную философию" новых адептов.

Особо хочется отметить тот факт, что компания зарабатывает не только и не столько на «железках», сколько на приложениях для них. Так, согласно оценкам Silicon Alley Insider, только продажи офиса iWork для iPad смогут ежегодно пополнять копилку «Яблока» более чем 40 миллионами долларов... Компании-крупнейшие игроки индустрии выводы сделали, открыв вслед за Apple собственные "эппсторы", развивая и стимулируя инфраструктуру для создания различного контента, предназначенного для своих же мобильных устройств. Другой вопрос, что лидером этого направление по-прежнему остается «яблочная» компания.

 

 


Есть ли у Apple еще какие-то интересные идеи, вернее механизмы их исполнения, которые предполагает их отлаженную конвертацию в денежные знаки? Как мы уже писали Apple включится в соревнование по перетягиванию «облака» двух крупнейших игроков: Google и Microsoft. Идея понятна: весь контент пользователя лежит не на устройстве, а где-то в «облаке», соответственно, доступ к нему возможен практически из любой точки земного шара, и место под контент не ограничивает емкость устройства. Здорово, но это не «сегодня», а «завтра» Apple: как минимум, для перевода на «воздушные рельсы» необходимы скорости, значительно превышающие те, что на сегодня обеспечивают голосовые 3G и пакетные WiMAX-сети. Но и это далеко не все. Нельзя забывать, что покрытие мобильными скоростными сетями — это дорогостоящий и не быстрый процесс. А еще Cloud Computing должны пройти проверку на «прочность», при этом неизбежны падения «облачных» серверов и хорошо еще, если без потери пользовательских данных, а также компрометации пользовательской информации...

 

 


А теперь поговорим о тех задачах, для которых создан iPad. Как говорил Стив на презентации устройства, планшет занял промежуточное положение между макбуками и смартфонами. То есть по большому счету — это гаджет, на котором полноценно работать невозможно, в нем не предусмотрена телефонная функциональность, да и габариты его велики для кармана одежды. В сухом остатке мы имеем просто гаджет с большим экраном для развлечений. Небольшая ремарка: если вспомнить недавнее прошлое, то похожие развлекательные устройства на рынок выводились, и назывались они MID (Mobile Internet Device). Пожалуй, единственное их отличие от того же iPad — меньший размер экрана. Ну, а возвращаясь к iPad, известно, что на нем, прежде всего, удобно просматривать почту, серфить в Интернете, общаться, играть, смотреть фото и видео (последнее с оговоркой из-за известной позиции компании в отношении flash). Получается, что без этого гаджета можно легко обойтись? Или нет? На самом деле, планшеты — это веяние времени, поэтому их новое рождение не является инициированным производителями и маркетологами. Однако на пути проникновения планшетов «в народ» есть определенные сложности. Как мы уже говорили в выпусках Hi-tech WEEK, скажем, у нас в России нет настоящих операторских безлимитных тарифов для пакетной передачи данных, и бесплатный Wi-Fi есть далеко не везде. Проблемы с мобильностью в равной степени касаются и владельцев iPad, и тех, кто предпочел бы конкурентные решения. В пользу последних: iPad работает на «айфонооси», недешев, имеет ряд других, скажем так, не очень приятных особенностей, непривычных для пользователей ноутбуков и нетбуков. Потому выход разнообразных планшетов на разных платформах чрезвычайно важен для формирования данного класса устройств. В результате все «сестры» получат по «серьгам»: любители Apple — iPad, «виндузятники» — планшеты на x86-архитектуре, линуксоиды — варианты на RISc'е. Ну, а в более выигрышном положении окажутся энтузиасты, которые смогут выбирать гаджет на любой из архитектур, ориентируясь на дизайн и ТТХ.

 

 


А теперь предлагаем вернуться к теме потребления контента, которая с выходом на рынок iPad и других планшетов приобретает не только положительную окраску. Более того, президент Соединенных Штатов Барак Обама видит в этом ни больше ни меньше национальную угрозу демократии и государству. На первый взгляд, высказывание Обамы, которое он сделал, выступая перед студентами Hampton University, выглядит даже гротескно, но большому счету он прав. И вот почему.

 

 


Президент США верно заметил, что двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю нас бомбардируют различной информацией, которая к тому же далеко не всегда является достоверной. Да, это так и ко всему прочему, информационный поток, обрушиваясь на человека, приводит к тому, что очень часто он забывает, какую именно информацию собирался получить. И это неудивительно: информация рассеивается (есть даже такой термин), пользователю трудно вычленить, что важно, а что нет, что является главным, а что — второстепенным. И вместо созидающей и развивающей — потребление информации превращается в чисто развлекательный процесс. А чувство меры, в особенности, если речь идет о молодых не сформировавшихся людях, часто подводит — результат не замедлит сказаться на интеллектуальном ресурсе нации. Это ли не ключевая составляющая и мощь любого государства?

Если развить мысль Обамы, то стоит сказать еще и о том, что в последние годы мы все больше времени проводим в Сети, общение в реале уже больше не доминирует — люди огромную часть своей жизни тратят на виртуальное общение. С одной стороны, это удобно, экономит время, если речь идет о работе, с другой стороны, виртуальная среда — это порождение постиндустриальной эпохи: проблема больших городов, которая проявляется во все более ускоряющемся темпе жизни, нехватке времени, дефиците общения. Есть ли выход? Возможно, да, и мы, как вы помните, затрагивали эту тему в одном из апрельских выпусков. В нем мы рассказывали о том, что все вышеперечисленные современные проблемы предсказал в далеком 1969 году писатель-фантаст Рэй Брэдбери в своем рассказе "Электрическое тело пою!», главной героиней которого является робот-андроид. И сегодня японцы очень близко подошли к созданию робота, способного проявлять человеческие эмоции. Еще немного усилий и новые «Fantocini Limited» станут предлагать роботов, идеальных компаньонов для современного человека-потребителя, не требующих взамен ровным счетом ничего. Последнее замечание важно, поскольку оправданий для неспособности, неумения или нежелания общаться с себе подобными люди всегда находят великое множество, а между тем все просто — человеческие отношения подразумевают, что любовь и внимание надо не только брать, но и отдавать.

 

 


Минувшая неделя принесла новости не только об «эмоциональном» японском роботе-андроиде, но и о новинках, Android-смартфонах, которые завоевывают симпатии все большего количества потенциальных покупателей "умных" трубок. Определенно, прогнозы многих экспертов оправдываются, и программная платформа «Андроид» не думает сбавлять темпы своего развития, о чем ежедневно свидетельствуют Android-новости, публикуемые отраслевыми изданиями. В развитии темы — свежая новость, согласно которой в I квартале 2010 года продажи гуглофонов в Штатах превысили продажи Apple iPhone. В процентном выражении это выглядит так: первое место за RIM(36%), второе — за Android (28%) и третье — за Apple (21%). И хотя Apple уже поспешила заявить о том, что не верит в данные, распространенные исследователями из NPD, — это ли не свидетельство динамичного развития ОС Android?!

 

 


Интересно, что в основе планомерного движения Android, по большому счету, тот импульс, который задала Apple всей мобильной индустрии еще в 2007 году: выпустив первый iPhone, Apple создала достаточную мотивацию для развития не только гуглофонов, но и продуктовых линеек мировых телеком- и ИТ-компаний. Думаем, что нет необходимости развивать и обосновывать эту мысль. Ну а тем, кто сомневается, можно посоветовать на примере сотовых телефонов и смартфонов проследить «продуктовую историю» хотя бы нескольких ведущих телеком-брендов с того самого 2007 года по настоящее время, и все встанет на свои места.

В заключение материала — развитие сюжета о крупнейшей утечке за все время существования компании Apple. Пока идет расследование в отношении первой утечки, отличился еще один ресурс, опубликовав видео, фото и разбор очередного прототипа iPhone четвертого поколения. В отличие от прототипа, попавшего в руки журналистов Gizmodo, нынешний телефон, который добыли журналисты вьетнамского веб-ресурса Taoviet, судя по всему, еще более приблизился к финальной версии, так что возможно, в начале июня на представлении новинки на конференции WWDC мы увидим именно этот аппарат. Во всяком случае, версию о том, что в июне покажут дизайнерски переработанный iPhone можно отмести, и это хорошо, потому что на новом видео смартфон очень хорош. Вот только не возникает ли у вас после второй утечки червячок сомнения относительно незапланированности обеих?

 

 


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля