Apple против всех?

   Автор статьи: Ирина Муравицкая

За стартом продаж iPhone 4 по обыкновению тянется шлейф новостей. И сегодня мы порассуждаем, чем может обернуться для Apple грубейшая ошибка в новом «айфоне». Рассмотрим и другой интересный вопрос — почему гаджеты под управлением операционок от Apple работают в среднем быстрее, чем устройства под родственными Linux-дистрибутивами и устройства под Microsoft Windows.

Для начала «шлейфовая» новость, как раз в продолжении нашего разговора о проблемах со связью iPhone 4. В адрес Apple посыпались первые судебные иски: некоторых граждан вовсе не устраивает предложение компании держать телефон иначе или решить проблему при помощи чехла-диэлектрика. И все же тех, кого не пугает сия проблема значительно больше, во всяком случае, пока больше. Об этом свидетельствует статистика: за три первых дня было продано 1,7 миллиона Apple iPhone 4.

 

 

А ведь могло бы быть реализовано значительно больше единиц «умной» техники: в компании по горячим следам подтвердили факт дефицита новинки и принесли извинения тем, кто не сумел приобрести телефон из-за недостаточного количества iPhone 4. Но даже несмотря на это можно констатировать, что смартфон Apple четвертой генерации на сегодняшний день является самым активно продаваемым изделием компании за всю ее историю. К гадалке не ходи — прибыль компании ожидается рекордная, особенно учитывая низкую себестоимость гаджета. На минувшей неделе мы уже приводили данные компании iSuppli, которая привела соответствующую выкладку: выпуск 16-гигабайтной модели iPhone 4 обошелся компании ориентировочно в 187 долларов. Напомним, что себестоимость первого аппарата составила 223 доллара, второго (iPhone 3G) — 173 доллара, а третьего (iPhone 3GS) — 179 долларов. Возвращаясь к iPhone 4, следует отметить, что самым дорогим компонентом является 3,5-дюймовый экран производства LG Display — 28 долларов и 50 центов. Далее по убыванию в списке самых дорогостоящих составляющих новинки — флеш-память (27 долларов) и процессор A4 (10 долларов и 75 центов).

 

 

А вот еще одна любопытная информация: согласно опросу аналитиков Piper Jaffray 77 процентов покупателей новейшего Apple-смартфона уже владеют какой-либо моделью iPhone, и это неудивительно, имея ввиду продуманную «яблочную» экосистему, умение вдохнуть новую жизнь в старые известные вещи (скажем, тот же планшет Apple iPad или функция Face Time, продемонстрированная Стивом на презентации) и, конечно же, магия бренда, пресловутый «think different». В общем, как бы ни критиковали Apple, за эту компанию и ее продукцию можно пока не беспокоиться: ведь, как мы уже говорили в одном из предыдущих выпусков, главной отличительной стороной Apple является умение не просто разглядеть тренды, но и воплотить их первыми, а если не первыми, то лучше других, что автоматически подразумевает отдачу в виде денежных знаков.


Впрочем, далеко не все так безоблачно: слово «пока» перед глаголом «не беспокоиться» появилось вовсе не случайно: связано это с двумя важными составляющими, о которых мы подробно говорили еще в выпуске Hi-tech WEEK за январь 2009 года. Так вот, первая из них — это рулевой компании Стив Джобс: ведь, Стив гораздо больше для компании, чем просто талантливый управленец. Второй важный момент — опасности, которые подстерегают компанию с выходом в массовый сектор. Недочеты и баги, которые возникали ранее, когда продукцией Apple пользовались лишь избранные, попросту не получали того резонанса, который мы имеем возможность наблюдать теперь, когда компания вовсю работает на массовом рынке. Самый свежий пример — это проблемы со связью нового iPhone 4. Надо сказать, прокол весьма неожиданный, хотя бы потому, что — это уже четвертый по счету смартфон компании из Купертино! Массовый потребитель не столь лоялен и не станет рассматривать сей дефект под призмой элитарности, тем более, что речь в данном случае идет о проблемах с основной функцией телефона. Однако «массовый забег» Apple может не понравится не только массовому потребителю, но и тем, кто себя никоим образом к этой категории не причисляет, покупая продукцию компании Apple для того, чтобы выделиться из серой массы. Что говорить, баланс на грани элитарности и массовости очень и очень непрост. И до сих пор компании удавалось балансировать, потому что «на канате» — Стив Джобс. Но чувство равновесия порой подводит даже таких великих «канатоходцев», как Стив — ему удалось обыграть падение, каковым можно считать вывод на рынок iPhone 4 с проблемной связью. И большинство «зрителей» поверили в то, что это просто трюковая задумка, а не банальный fall. Конечно, Стив имеет право на ошибку как никто другой, но верно и то, что следующая — может стать последней: большая «арена» их не прощает... Поневоле задумаешься — что будет, если этот сложный номер возьмется исполнять другой канатоходец? Не сорвется ли вместе с «артистом» и вся компания с головокружительной высоты?

 

 

Многие производители берут на вооружение наработки компании Apple, однако далеко не всегда и не во всех случаях это возможно, а если и возможно, то вовсе не факт, что, перенимающим передовой опыт, удастся достигнуть хотя бы и половины сегодняшнего «яблочного» успеха. В качестве примера стоит взять Microsoft, компанию, продукты которой часто сравнивают и противопоставляют «яблочным».
Итак, для начала новость минувшей недели, касающаяся «телефонной» «оси» редмондской компании. «Умным» аппаратам на новой операционке Windows Phone 7 еще предстоит завоевать место под солнцем. Пока же мы только можем следить за ходом подготовки предстоящей борьбы по информационным сообщениям. И сейчас мы рассмотрим одно из них, довольно любопытное ввиду того, что идет следом за представлением Apple новой рекламной платформы iAd, которая, как мы помним, будет приносить доходы, как девелоперам (60 процентов доходов с рекламы приложения), так и самой компании, сумевшей наторговать рекламы на 60 миллионов долларов уже на момент представления нового iPhone 4. Напомним, что планируемый годовой оборот — 250 миллионов долларов. А что же Microsoft? Как мы уже рассказывали, «грядущая мобильная Microsoft-платформа будет снабжена расширенными рекламными возможностями. Помимо вывода баннеров внутри приложений, реклама в Windows Phone 7 сможет появляться и за их пределами: например, в составе элементов домашнего экрана либо вообще поверх их всех в форме всплывающего окна. Пользователи, кстати, смогут отказаться от подобной назойливости. Windows Phone 7 увидит свет в октябре и станет первой операционной платформой на смартфонах, которая поощрит рекламу во вне приложений и веба. Даже Google, основным бизнесом которой является поисковая реклама, такого себе не позволяет, хотя и владеет AdMob, одним из крупнейших мобильных рекламных провайдеров. Платформа Apple iAd также ограничена рамками приложений и не прибегает к активным iOS-уведомлениям». Что ж, Microsoft в данном сегменте со своей новой «осью» выступает в роли догоняющего, что всегда для всех без исключения не просто. И если шансы приблизиться к «ведущим бег» — вполне реальны, то оказаться впереди всех — едва ли осуществимая задача

 

 

И еще одна телефонная новость от Microsoft. В компании отказались от выпуска телефонов KIN в Европе. Связано это с тем, что в Microsoft планируют сосредоточится на работе с Windows Phone 7, объединив обе команды разработчиков: и KIN, и Windows Phone 7... Известно также и то, что продажи KIN- аппаратов в Штатах идут не слишком хорошо. В общем, если ситуацию с этими телефонами рассматривать по-спортивному, то можно оценить ее как старт минус.

 

 

Еще одна новость из Редмонда касается будущей настольной операционки Windows 8, над которой работают специалисты Microsoft. И интересна она не столько некоторыми деталями, указывающими на «проэппловские» настроения, сколько тем, что может помочь понять, почему не всегда корректны сравнения продукции, работающей под управлением Microsoft Windows, и продукции Apple, причем, в последнем случае, неважно, идет ли речь о гаджетах, базирующихся на «взрослой», или «телефонной» «осях». Для начала приведем некоторые подробности, которые стали известны в ходе утечки.


Итак, как мы уже сообщали, «среди новинок Windows 8 определенно будут в наличии: ускорение процесса запуска, практически мгновенное Apple-подобное пробуждение из режима сна, вход в систему на основе распознавания лиц, улучшение графической подсистемы, нативная поддержка скоростных USB 3.0 и Bluetooth 3.0 и датчиков внешнего освещения. Интересно, что распознавание лиц уже давно реализовано в портативных компьютерах HP и ASUS, однако Microsoft-решение этой задачи вполне способно обогатиться Kinect-эффектами типа управления меню жестами рук в воздухе. Любопытна функция «полного сброса», возвращающая состояние ОС Windows к фабричному при сохранении всех пользовательских файлов. Обещано появление магазина приложений Windows Store с поддержкой миграции приобретенных программ и их настроек с компьютера на компьютер. Интерфейс витрин выполнен Zune-подобным, магазин автоматически распознает тип устройства, на котором он открыт...».

 

 

Конечно, до выхода Windows 8 еще много времени — это ориентировочно 2012 год... Не так уж и скоро и можно предполагать, что сроки могут быть перенесены еще дальше, поэтому к приведенным техническим деталям и относиться следует соответственно. В цитируемом фрагменте мы не привели еще один момент — многие публикаторы информации относительно Win8 делают упор на оптимизации интерфейса новой операционки, поскольку эта настольная «ось» предназначена не только для лэптопов и нетбуков, но и для планшетов. А, как мы знаем, планшетный сектор развивается, и на сегодняшний день лидером в этом сегменте является Apple со своим iPad. Конечно же, Microsoft уделит внимание интерфейсу при работе над новой операционкой, однако совершенно неверно думать, что конечная цель Microsoft — догнать и перегнать Apple c ее гаджетами, оснащенными чуть ли не эталонными чудо-интерфейсами, быстрыми и отзывчивыми. Более того, если говорить о «быстроте» интерфейса, то едва ли Microsoft будет прилагать какие-то супер-усилия для оптимизации своего интерфейса. Почему? Ответ на этот вопрос очень простой и для того, чтобы на него ответить — зададимся другим. Все «яблочные» гаджеты, будь то iPhone, iPad или даже макбуки, славятся не только красивым и «вылизанным» интерфейсом. Работая с этими устройствами, все отмечают быстродействие и не только интерфейса, но и работы девайса в целом, разумеется, речь идет о работе со стандартными задачами. Это действительно так, но в чем же секрет? И почему у конкурентов так не выходит? А ведь все просто: когда мы говорим об экосистеме Apple и о том, что, по сути, это свой микрокосмос, в котором основным законом для любого из вышеперечисленных устройств является единство «железа», интерфейса и операционной системы. То есть, если взять в качестве примера планшет iPad с его строго заданной «железной» конфигурацией, не предполагающей какой-либо пользовательской самодеятельности в плане апгрейда, то мы увидим, насколько упрощается работа специалистов в плане оптимизации «оси» и того же интерфейса. Вы скажете, — это всего лишь планшет, который мало чем отличается от того же «айфона» и с макбуками ситуация — другая. На самом деле с макбуками ровно та же история: система отлажена таким образом, что беспроблемно аппарат будет работать только на том «железе», которое «прописано» для данного устройства. Кстати, даже полноценная настольная операционная система макбука в каком-то смысле подобна обычной телефонной прошивке, поскольку имеет строго определенное ядро и набор драйверов. Apple, имея очень ограниченную модельную линейку макбуков, имеет возможность адаптировать операционку под каждую конкретную модель каждой серии. Хорошо ли это для конечного пользователя? С одной стороны, безусловно да, так как, проведенная Apple адаптация, позволяет свести к минимуму различные ошибки и глюки. Например, переустановка «макоси» проходит быстрее тех же «виндов» или «линуха», но, строго говоря, — это не переустановка, поскольку здесь не происходит поиск устройств и драйверов для них, образ «оси» просто разворачивается с носителя — все уже сделано заботливыми специалистами компании на эталонном «маке» этой серии. Если же вспомнить «кровных» родственников, те или иные Linux-дистрибутивы, то установка/переустановка выглядит так: для каждого дистрибутива есть две готовые сборки, для AMD и для Intel. Разница в ядре, набор же драйверов одинаковый. Напротив, в Microsoft Windows оба ядра находятся в одном дистрибутиве, а выбор происходит автоматически в момент установки. Возвращаясь к адаптированной «макоси», стоит сказать и о другой, обратной стороне такого подхода: столь тесные и неразрывные «взаимоотношения» «железа» и «оси» практически сводят на нет возможность потребителя самостоятельно «усиливать» или менять аппаратную часть устройства, за исключением, скажем, оперативной памяти. С программной, кстати, также все должно проходить в рамках закона: небезопасным или неразрешенным приложением нет места на «яблочных» устройствах.


Что ж, с Apple и ее гаджетами разобрались, обратимся теперь к устройствам, работающим под управлением Microsoft Windows. Главное, что отличает данную систему (причем, как настольную, так и телефонную (старую-добрую Windows Mobile) от операционных систем Apple — ее универсальность: она устанавливается на огромное количество устройств разных производителей и, естественно, с самыми различными конфигурациями, а это означает огромную работу для специалистов Microsoft, которым необходимо добиться того, чтобы их система корректно работала на аппаратах с различным «железом» — остается лишь «скормить» нужные драйвера.


Возвращаясь к нашему вопросу об оптимизации интерфейса Windows 8, становится совершенно очевидно, насколько сложно написать в данной ситуации интерфейс, который бы блестяще взаимодействовал с любым набором «железа» на устройствах разного назначения, будь то ноутбуки, нетбуки или планшеты. Конечно же, часть этой работы выполняется совместно с OEM-производителями, но добиться совершенства при выполнении этой задачи практически невозможно. И, получается, что проводить параллели с Apple в данном контексте просто бессмысленно.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля