Google Android: хитрый робот
Операционная система Android «натянула нос» iOS, опередив последнюю в мировой табели о рангах. Android определенно «взрослеет», расширяется и модельный ряд гуглофонов. Производители, выпуская смартфоны на Android, обретают «второе дыхание». А что же пользователи? Выбор уже не ограничивается несколькими моделями, однако это не означает отсутствия других сдерживающих факторов. Об этих факторах, а также грядущих новинках — поговорим в сегодняшнем выпуске.
Android все более уверенно чувствует себя на рынке, и об этом свидетельствуют не только статистические выкладки, о которых мы еще сегодня поговорим. Подтверждением успеха той или иной «оси» является и вирусная активность: ведь как только продукты на той или иной операционной системе становятся популярными на массовом рынке, увеличивается и количество вредоносов для нее. Кто-то может не согласиться, вспомнив «яблочную» Mac OS. Однако, если данный пример и был когда-то актуален, то за прошедшие несколько лет (по мере того, как компания завоевывала массового потребителя) перестал быть таковым — об этом свидетельствуют как статистика компаний-разработчиков средств информационной безопасности, так и соответствующие продукты этих компаний, предназначенных специально для Mac OS X. Один из свежих примеров — дистанционный и очень легкий джейлбрейк iOS. Надо сказать, что и новостники отраслевых изданий регулярно знакомят читателей с новыми уязвимостями и не только с теми, что актуальны для пользователей «макоси» или «айфонооси». Так, на прошлой неделе был обнаружен первый Android-троян, о котором рассказали и мы в нашем новостном блоке: «Лаборатория Касперского» выявила одно из первых определенно идентифицируемых в «свободном плавании» представителей семейства вредоносов для мобильной операционной Android-системы. Проходящий как Trojan-SMS.AndroidOS.FakePlayer.a, этот якобы медиапроигрыватель, занимается тайной рассылкой СМС на платные номера. Следует обратить внимание на то, что «и ранее на Android-платформе появлялись вредоносы, но нынешний является первым, подготовленным в собственном Android-коде».
Так что теперь наряду с «прозрачностью» пользователей Google Android, о которой мы так много говорили в предыдущем выпуске Hi-tech WEEK, актуальны еще и всякого рода зловреды, причем чем дальше, тем угрозы безопасности будут увеличиваться. Как мы уже говорили, «всемогущая Google, мировой лидер на рынке поисковых машин, по сути строит свой бизнес на информации о своих пользователях и ОС Android, также как знаменитая поисковая система Google и ее сервисы, — это инструменты для выкачивания пользовательской информации, которая вся хранится на серверах Google». Так вот, на фоне информации об Android-трояне довольно любопытно выглядит обоснование этой самой «прозрачности»: Google теперь в качестве оправдания своего интереса к своим пользователям приводит железный аргумент, что якобы это просто необходимо для противостояния всякого рода криминальным угрозам. Что ж, довольно веская доказательная база для того, чтобы усилить свои позиции на рынке таргетинговой рекламы. В тему и публикация на страницах The Wall Street Jornal, которая, если и не проливает свет на многие вопросы, связанные со сбором информации о пользователях, то дает возможность получить представление о маркетинговых ожиданиях и планах компании: еще бы, в The Wall Street Jornal оперируют данными из конфиденциального семистраничного отчета Google, написанного в2008 году. В статье говорится о том, что Google может стать крупнейшим информационно-справочным центром, который не только удовлетворяет интерес о человеке в сугубо рекламном аспекте, но и может существенно раздвинуть эти рамки. Как можно прокомментировать эту информацию? Пожалуй, во всем этом есть большая доля лукавства, поскольку данные возможности априори заложены в «гуглевской» системе.
А теперь обратимся к статистике, другой важной составляющей, которая беспристрастна и потому позволяет более взвешенно подходить к оценке того или иного явления. С помощью аналитиков из Gartner оценим положение Android на рынке операционных систем. Для начала предлагаем взглянуть на графики, затем обсудим эту информацию.
Обратим внимание на тот факт, что согласно подсчетам аналитиков из Gartner, «вторая четверть 2010 года показала 13,8-процентный рост продаж мобильных телефонов, притом что конкуренция привела к падению средней их цены. Реализовано 325,6 миллионов аппаратов против 286,1 миллионов устройств годом ранее. Доля смартфонов составила 19 процентов. Всего во второй четверти года было продано 61,65 миллионов смартфонов, или, другими словами, почти каждый пятый владелец мобильника располагает «умнофоном». Можно констатировать, что рост продаж смартфонов продолжается и будет в дальнейшем только расти. И гуглофоны в данном тренде займут далеко не последнее место. Да, что там — уже занимают: «во II квартале мировые продажи Android-смартфонов подскочили на 50 процентов, придя к 10,61 миллионов экземпляров, или 17,2 процента рынка. Годом ранее объем равнялся ничтожных 755,9 тысяч, а в первом квартале — 5,2 миллионов. Бурный рост обеспечен многообразием моделей, различающихся ценами и привлечением многих операторов к дистрибуции Android-телефонов. Эксперты пророчат, что еще до конца года Android удастся подняться на второе место среди платформ для смартфонов.
Symbian продолжает лидировать: квартальные продажи составили 25,39 миллионов смартфонов — годом ранее объем реализации составил 20,88 миллиона. Впрочем, рыночная ее доля изрядно упала с 51 до 41,2 процента. Nokia, как основному двигателю Symbian, позарез не хватает топовых смартфонов, возможно, грядущей модели N8 на базе Symbian^3 удастся спасти компанию.
Второе место в мировом рейтинге досталось Research in Motion и ее BlackBerry OS: поставки выросли с 7,78 до 11,23 миллионов девайсов, но охват сузился с 19 до 18,2 процента. Недавно RIM представила BlackBerry OS 6, поэтому нельзя исключать прибавление популярности к ее аппаратам.
Apple iOS сейчас располагается на четвертой позиции: компания Стива Джобса продала 8,74 миллионов iPhone против 5,33 миллионов годом ранее — присутствие в бизнесе смартфонов расширилось с 13 до 14,2 процента.
Пятерку закрывает Microsoft Windows Mobile: софтверный гигант осчастливил 3,1 миллиона своих сторонников, правда, доля компании упала с 9,3 до 5 процентов».
Надо сказать, что изначально, когда Google Android только-только появилась на рынке, очень многие компании проявили свою заинтересованность в этой системе, сразу приступив к освоению новой ниши. А другие поначалу лишь присматривались и поспешных решений принимать не торопились, отложив освоение нового направления. Сейчас же по прошествии полутора лет после представления первого гуглофона G1 можно констатировать, что и те, и другие компании, выйдя ны рынок андроидфонов, не ошиблись. Приведем несколько ярких примеров.
Компании Motorola, которая сделала ставку исключительно на Android явно удалось поправить свое положение на рынке. 12 августа поступил в продажу ее очередной гуглофон, Motorola Droid 2, которому, как ожидается, суждено стать таким же бестселлером, как и оригинальному Droid. Как мы уже рассказывали, «Motorola Droid 2 стал первым телефоном, получившим Android 2.2 Froyo, новейшую сборку мобильной Google-платформы, прямиком из коробки. Среди новинок Froyo-«прошивки»: поддержка Adobe Flash 10.1, работа смартфона в качестве мобильного хот-спота, раздающего 3G-интернет по Wi-Fi-каналу, поддержка DLNA-протокола для беспроводного обмена медиаданными с домашней техникой. Горизонтальный QWERTY-слайдер Motorola Droid 2 заключен в более тонкий корпус, его клавиатура существенно переработана в целях облегчения ввода, такой же 3,7-дюймовый дисплей предложил прежнее разрешение 480 x 854 пикселей, частота процессора повысилась до 1 ГГц, 5-мегапиксельная камера с автофокусом получила отдельную физическую кнопку для запуска съемки, на борту имеются модули GPS, Wi-Fi и Bluetooth, 8 Гб встроенной флеш-памяти идут в комплекте с microSDHC-картой на 8 Гб».
А в сентябре в продаже появится специальная редакция Motorola Droid 2 -R2-D2 для поклонников «Звездных войн:
Развивается Motorola, развивается и Android. Так, на минувшей неделе Санджей Джа, исполнительный директор Motorola заявил, что компания не будет прикладывать большие усилия для развития собственной графической оболочки Motoblur для гуглофонов. Не исключено, что это связано с тем, что грядущая Android 3.0 будет настолько хороша, что попросту не будет нуждаться в улучшениях интерфейса. И если на самом деле это случится, то в плюсе окажется не только Motorola и другие компании, имеющие в своем арсенале собственные оболочки, но и конечные пользователи, поскольку уменьшатся сроки обновления прошивок аппаратов.
Еще одна компания, которая благодаря выходу продуктов на Android почувствовала себя заметно лучше, — это Sony Ericsson. Как мы уже информировали наших читателей, «японо-шведский производитель завершает работы над Android-телефоном в формфакторе горизонтального слайдера, позиционируя его как платформу, специально предназначенную для игр. Для этого гаджет вместо QWERTY-клавиатуры получит подобное карманной консоли PSP Go управление». Говорят, что новинка под управлением Android 3.0 Gingerbread с сенсорным дисплеем с диагональю 3,7-4,1 дюйма, 1-ГГц Qualcomm-процессором и 5-мегапиксельной камерой будет представлена уже в октябре этого года.
Стоит привести еще один пример. Dell еще совсем недавно открещивалась от выхода на рынок смартфонов, ныне же эта компания игрок этого самого рынка. Так, уже вовсю продается гуглофон Dell Streak, занимающий промежуточное положение между планшетом (экран в 5 дюймов) и смартфоном (голосовой модуль связи). Сейчас уже идут разговоры о подготовке к выходу 7-дюймового «Стрика».
А на минувшей неделе мы давали интересную подборку фотографий и видео Dell Thunder, другого гуглофона компании. «Грядущий Android-смартфон американского производителя получит 4,1-дюймовый OLED-дисплей с разрешением 800 x 480 пикселей, 1-ГГц Snapdragon-процессор и 3G-коммуникации, которые впоследствии, как ожидается, уступят место LTE-связи».
Что ж, гуглофонов уже много и к концу года их количество только возрастет. Возможность выбора определенно должна радовать потенциальных покупателей. Однако есть одно «но», одно, если, конечно, закрыть глаза на «прозрачность» (то есть отсутствие анонимности). Так вот, гуглофоны весьма «охочи» до трафика, и далеко не все потенциальные покупатели представляют себе, что «прокормить» их будет совсем не так же просто, как обычный телефон или коммуникатор. И не исключено, что по этой причине магазины на постсоветском пространстве могут столкнуться с необъяснимыми возвратами (при отсутствии в аппаратах брака и каких-либо других проблем) гуглофонов. В особенности это может быть актуально для бюджетных решений: ведь покупатели топовых дорогих трубок на Android, как минимум более информированы и принимают решение о покупке отнюдь не импульсивно. Поэтому предлагаем нашим читателям-владельцам гуглофонов помочь тем, кто нацелился на покупку гуглофона, но сомневается в своей готовности расставаться каждый месяц с энной суммой денег. Если есть желание — поделитесь своими ежемесячными расходами на трафик в комментариях к материалу.
© СОТОВИК