Наш ''Прогноз-2010'': подводим итоги

   Автор статьи: Ирина Муравицкая

До наступления Нового года осталось менее двух недель, самое время вспомнить год уходящий и подвести итоги. Мы пройдемся по пунктам нашего TOP10 TECHNOтрендов-2010 и проверим — сбылись ли наши предсказания.

 

31 декабря 2009 года мы опубликовали  свою версию ИТ и телеком-трендов на 2010 год. Спустя три месяца, взяв за основу события за март, решили проверить, происходит ли движение в рамках означенных пунктов. Сегодня мы сделаем то же самое, но уже с учетом всех двенадцати месяцев текущего года.

 

1. Облачные вычисления (Cloud Computing). Как и ожидалось, в 2010 году продолжилось развитие облачных сервисов, и в своеобразное соревнование по перетягиванию «облака» двух крупнейших игроков (Google и Microsoft) включилась компания Apple, анонсировав  1 сентября «облачное» телевидение (Apple TV). Вслед за Apple о своих «облачных» инициативах заявила Sony. А Google под конец года пришлось запустить «облачный» нетбук Cr-48  с Chrome OS. Пришлось, потому что данная связка еще не готова для коммерческого старта, но, как говорится, «слов из песни не выкинешь» — презентация в конце 2010 года была обещана  еще в ноябре 2009 года... О плюсах и минусах «облачной» Chrome OS мы неоднократно говорили в выпусках Hi-tech WEEK, в том числе в  упомянутом материале за 23.11.2009. А вот перспективы этой «оси» неоднозначны: Пол Буххайт, бывший сотрудник Google, создатель Gmail и первого прототипа AdSense, основатель FriendFeed и Facebook-инвестор  считает, что Chrome OS обречена либо на гибель, либо на объединение с Android. Впрочем, если даже самые мрачные прогнозы сбудутся, не думаем, что потенциальные потребители сильно огорчатся, во всяком случае, те, что живут на постсоветском пространстве точно, поскольку без постоянного интернет-подключения «гуглевская» «облачная» идея просто бессмысленна и бесполезна. Однако пример с Chrome OS — это лишь частный случай такого явления, как Cloud Computing. Уже сейчас многие из нас погрузились в Cloud Computing, но происходит это пока исключительно в корпоративном секторе. В то же время «облака» движутся в другую сторону — сторону персонального сектора. Почему? Да потому что в этом году для этого появились необходимые условия. Если кратко, то это эволюция смартфонов, у которых увеличились диагональ и разрешение экрана. Вспоминая новый, четвертый iPhone (3,5'', 960 х 640 точек), становится понятно, почему Apple плотно занялась «облаком» именно сейчас, а не три года назад, когда явила миру свой первый iPhone. Но это лишь одна сторона, есть и другая: 27 января 2010 года состоялось одно из самых ярких событий года — Apple  презентовала  планшет iPad, а это устройство также иллюстрирует ситуацию в аспекте «облачного» строительства. Наряду со смартфонами и нетбуками планшеты также отвечают необходимым условиям для продвижения «облака» в жизнь массового пользователя. Несколько слов о планшетах. Один из первых «хайтеквиков» 2010-года вышел под заголовком «Гаджет года: net-smart-планшет на ARM'е?». Сейчас, когда до конца года осталось всего ничего, можно с уверенностью снять знак вопроса: ведь устройства на CISC'е пока остаются не у дел, коммерческий же успех сопутствует RISC-планшетам! Смартфоны, нетбуки и планшеты по своим характеристикам очень схожи с классическими тонкими клиентами. Не слишком сильные в «железном» отношении, зато легкие и удобные, они в качестве терминальных клиентов дадут возможность щелкать как орешки задачки, непосильные для них самих. Отличия планшетов от классических тонких клиентов состоят в наличии экрана и батарейки, что подразумевает возможность автономного и мобильного использования, а еще планшеты подключаются к Сети по воздуху. Получается, «облака», похоже, скоро войдут в жизнь каждого человека. Подробнее об «облачной» парадигме, почему момент назрел именно в 2010 году, а также предпосылках можно прочитать в выпуске Hi-tech WEEK за 02.08.2010. Ну а все риски, в числе которых отсутствие конфиденциальности (даже при наличии соответствующих гарантий со стороны компании, предоставляющей услуги) и сбои на серверах со всеми вытекающими, вплоть до утери всех данных, — все они остаются и преодолеть их как в 2010-м, так и в последующие годы, едва ли будет возможно.

2. «Зеленые» технологии (Green IT) по-прежнему остаются, прежде всего, маркетинговым инструментом компаний-производителей. Борьба за сохранение окружающей среды в приложении к нашей отрасли на практике является лишь красивым слоганом, потому что любое производство гаджетов — это, в первую очередь, производство, а оно по определению не может быть полностью безвредным для окружающей среды и человека. В году минувшем пункт № 2 мы завершили с надеждой на то, что маркетинговая составляющая «зеленых» технологий в 2010 году будет не столь агрессивна. Оправдалась ли она — однозначно сказать сложно, но субъективно количество «зеленых» отраслевых новостей стало меньше.

3. Снижение стоимости SSD-накопителей. Как мы говорили в прошлом году, в основе этого процесса — эволюционный характер изменений техники и технологий, что на практике влечет за собой появление еще более быстрых и совершенных SSD, выход которых, в свою очередь, приводит к существенному снижению цен на накопители, стоящие ступенькой-двумя ниже. Итак, каковы итоги-2010 в этом сегменте? В 2010 году стоимость SSD-накопителей снизилась примерно в 1,5 раза. Впрочем, любые статистические выкладки, не подкрепленные «живыми» примерами,  так и остаются выкладками. Пример будет — и какой! Компания Apple в октябре 2010 года представила  два новых MacBook Air с флэш-накопителями (11-дюймовая модель с вариантами 64 и 128 Гб и 13-дюймовая с 128 и 256 Гб, соответственно). По сути, это чип без корпуса. Вот как в Apple расписывают преимущества такой интеграции: «обычно flash-накопители устанавливаются в корпус, который по размерам не уступает обычному жесткому диску. Но сами модули памяти занимают лишь небольшую часть этого корпуса. Мы решили избавиться от ненужной коробки и использовать только то, что действительно необходимо, — сами чипы». Визуально  вербальная информация о чипах на официальном сайте Apple выглядит так — кликаем  сюда. Конечно же, использование flash-накопителей — это не инновация, придуманная компанией Apple. Хотя данный пример весьма показателен в том смысле, что новые «эйры» — это массовые и относительно недорогие устройства. Чего не скажешь, например, об имиджевой и очень дорогой «зетке», Sony VAIO VPC-Z12, в которой также установлены флэш-накопители без корпуса. Как это выглядит в «зетке» — можно посмотреть здесь. Все это прекрасно, только пользователю для замены SSD придется нести свой гаджет в мастерскую: заменить самостоятельно не получится. Зато это выгодно производителю, который и будет стричь купоны. Еще один интересный факт касается гибридных жестких дисков (HDD + flash). Поначалу их появление многие эксперты встретили весьма прохладно, расценивая этот продукт как мертворожденный, несмотря на очевидные преимущества (максимальная емкость + максимальная скорость). Однако в 2010 году к этой концепции решил вернуться такой авторитет, как компания Seagate, один из крупнейших производителей жестких дисков и решений для хранения данных, таким образом сняв всякие сомнения по поводу рыночных перспектив гибридных жестких дисков с флэш-памятью.

4. Дополненная реальность. Как мы и прогнозировали, в 2010 году заинтересованные компании провели «разведку боем», цель которой состояла в том, чтобы выяснить, насколько интересными покажутся пользователям продукты, подобные браузеру дополненной реальности Layar. Итог сегодня известен — большинство планшетов, включая творения Apple и Samsung, оснащены этим сервисом. То же самое и со смартфонами на Android, что неудивительно, поскольку изначально приложение было доступно именно для Androidфонов и лишь затем появилось для «айфонов». Браузер развивается, и сейчас на сайте Layar есть информация о первом в России слое для LAYAR, Estate Russia Dom.ru, включающем более 80 000 объектов недвижимости по всей России. Популярность браузера дополненной реальности производители используют и как маркетинговый инструмент, в обязательном порядке упоминая его наличие в рекламных презентациях продуктов. Впрочем, на выставке CEATEC 2010 идея AR (augmented reality) получила довольно интересное развитие: ее воплощением стал миниатюрный дисплей, представленный NTT DoCoMo совместно с Olympus. Дисплей получил название AR Walker, крепится непосредственно на очки и при подключении к телефону позволяет видеть человеку дополнительную информацию о тех объектах, которые находятся рядом с ним.

5. Смартфоны. Прогнозы сбылись: в 2010-м году потребительский спрос на «умные» телефоны, в особенности гуглофоны, подтвердился, хотя, конечно же, он  не достиг своего апогея — в противном случае Android закончила бы 2010 год на первой ступеньке пьедестала. Да, пока вторая позиция, и все же, оглядываясь назад, можно констатировать, что 2010-й год действительно стал началом доминирования этой операционки на рынке смартфонов.

6. Мобильная реклама. Приметы 2010 года — location based advertising, показ контекстной рекламы в зависимости от географической привязки, то есть местоположения пользователя, действительно нашли отражение в продаваемых моделях, например, в том же гуглофоне Samsung Galaxy S GT-I900.

7. Телефоны-компьютеры и другие переходные классы устройств. Похоже, 7-й пункт «десятки» так и не оправдал ожиданий. Это относится и к  экспериментам производителей с установкой «взрослых» операционок на телефоны и к появлению устройств-гибридов, которые сложно было бы отнести к какому-то из ныне существующих классов. Впрочем, это не совсем так, если вспомнить, например, Dell Streak, который одновременно можно отнести и к планшетам (экран 5''), и к смартфонам (поддержка голосовой связи)...

8. Multi-touch-устройства. Здесь все в русле предсказаний: помимо смартфонов, нетбуков и ноутбуков, с конвейеров стали сходить и планшеты с мульти-тач-экранами. Здесь же следует дополнительно сказать о том, что экраны многих устройств, в том числе и смартфонов, стали поддерживать бОльшее разрешение. И еще один тренд 2010-го года — увеличение размеров диагонали смартфонов.

9. Электронные книги. Можно ли по итогам 2010 года констатировать бум е-ридеров? Скорее нет, чем да, однако несомненно интерес пользователей к этой категории устройств увеличился. Другой вопрос, что если раньше пользователи (в особенности это касается жителей постсоветского пространства) предпочитали читать книги на смартфонах и КПК, то теперь, с появлением недорогих планшетов, делают это на них. В конце 2009 года мы задавались вопросом: чем e-book 2010 будут отличаться от e-book 2009? И ответили на него так: «цветными дисплеями E-Ink, а это значит, что просто «читалку» можно превратить в устройство для просмотра мультимедиаконтента». Можно ли говорить сегодня, что ответ оправдался? Нет, первый ридер с цветным E-Ink-экраном выйдет в следующем году, пока же приходится довольствоваться компромиссом, выбирая читалку с дополнительным 3,5-дюймовым цветным сенсорным экраном, например, Barnes & Noble NOOK  или Highscreen Alex. Впрочем, с появлением планшетов, которых уже немало, а в следующем году станет еще больше, перспективы букридеров с цветными E-Ink-экранами выглядят не слишком оптимистично: они рискуют превратиться в нишевые устройства, поскольку планшеты в сравнении с букридерами более выигрышны в плане функциональных возможностей. Конечно же, далеко не все люди пока обзавелись планшетами, однако в той же Америке недавно проведенные статистические исследования показали, что потребителей более чем устраивает чтение на планшете iPad: многие отказались от чтения бумажных носителей информации.

10. Угрозы безопасности. Как говорится, все то же, все те же. Тем не менее, с удовольствием констатируем, что ничего из ряда вон в 2010-м году не случилось. Впрочем, это верно лишь в отношении малого бизнеса и персонального сектора. Появилась и более масштабная угроза — вирус, способный «завалить» не какой-нибудь корпоративный сервер торговой компании, а объекты вроде атомных станций, заводов и т.п., то есть стратегически важные узлы города, страны. Имя этой угрозы — червь Stuxnet, помните, по осени на отраслевых сайтах было много шума по поводу атаки на иранскую атомную станцию — де, вирус направлен исключительно против ядерной программы Ирана. На самом деле, данный факт следует рассматривать по-ленински, как в его работе «Советы постороннего»: «...Чтобы непременно были заняты а) телефон, б) телеграф, в) железнодорожные станции...». Если упрощенно и коротко — троянская программа способна поражать не только программную, но и аппаратную часть, и распространяться через встроенные системы и обычные USB-флэшки. Сложность и в обнаружении вируса — он никак себя не обнаруживает пока не наступит «час Х». Резюмируя, можно сказать, что с появлением win32/Stuxnet компьютерные вирусы выходят на новый уровень и превращаются в самое настоящее оружие.

Впрочем, как бы ни были страшны последствия применения промышленных вирусов, самому обычному человеку есть чего опасаться и в повседневной интернет-жизни: ведь все пользователи Сети интернет «прозрачны», а значит, потенциально уязвимы. Конечно же, это не новость, однако сегодня тема актуальна как никогда: ведь все большее количество людей выходят в Сеть, в том числе и для общения в социальных сервисах не только с помощью компьютеров и ноутбуков, но и с помощью телефонов, смартфонов и планшетов. Теме «прозрачности» был посвящен выпуск Hi-tech WEEK за  09.08.2010, в котором были приведены соответствующие примеры и обоснования. Здесь же — краткое резюме. Знание того факта, что все, что попадает в Сеть, остается там навсегда, по большому счету ситуацию не меняет. Конечно же, не меняет в том случае, если вы являетесь пользователем Сети, и электронная почта, «аська», социальные сервисы и серфинг — ваши инструменты для развлечений и работы. Верно и то, что сейчас Интернет еще не всех «посчитал»: пока еще не каждый житель планеты Земля пользуется Сетью. В дальнейшем же эта «несправедливость» будет исправлена, и хотим мы этого или не хотим, но каждый человек на планете станет «прозрачным». И все же, поскольку человечество находится еще на пути к этим «вершинам», знание конкретных фактов и нюансов небесполезны для конечного потребителя: ведь элементарные правила безопасности и приемы в некоторых случаях способны уберечь от многих неприятностей или, как минимум, при восклицании «А король-то голый!» интернет-пользователю уже не придется удивляться.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля