Стив Баллмер: конец эпохи Microsoft

   Автор статьи: Дмитрий Романовский

Новый руководитель должен возродить былое величие компании Билла Гейтса.

Стив Баллмер: конец эпохи Microsoft

Стив Баллмер, будучи в статусе сотрудника № 30 и исполнительного директора корпорации, частенько говаривал, что удалится из Microsoft, как только его ребенок перейдет на следующую ступень образования. Баллмер никогда не собирался оставаться на руководящем посту еще на одно десятилетие.

И всё же очень любопытно, почему человек на столь ответственной должности решил устраниться от дел фактически сразу после объявления о масштабных трансформации компании и реорганизации звена топ-менеджеров в рамках стратегии «Одна Microsoft». Вот почему новость об уходе Баллмера стала неожиданностью.

Многое будет сказано о тринадцатилетней деятельности Стива в качестве главы Microsoft, но одно понятно: руководство Баллмера отметилось нереализованным потенциалом. Признаем, что он был посредственным исполнительным директором, который, впрочем, не тратил слишком много денег, но, увы, был лишен провидческих наклонностей и технической резкости восприятия. Microsoft в отсутствии новаций застоялась, и ей позарез нужен тот, кто задаст всей отрасли жару.

 

Финансисты против разработчиков

Разбирать ситуацию следует под двумя углами. Это, во-первых, финансовый компонент работы Microsoft — он чрезвычайно важен, учитывая акционерную природу Редмонда, служащего своим владельцам ради обеспечения их прибылью. Во-вторых, следует учитывать компонент дальновидности и новационности, так как Microsoft по сути ответственна за революцию персональных компьютеров. Компания имеет, ну или хотя бы имела, все силы, дабы управлять отраслью, влиять на изменения и регулировать действительность на планете в плоскости технологического развития.

В финансовом отношении Microsoft показывает себя превосходно. Под руководством Баллмера корпорация запустила и развила свыше полутора десятков отдельных направлений деятельности, приносящих более одного миллиарда годового дохода. Ее подразделение серверов и инструментов десять с гаком лет ежегодно показывает рост с двузначным процентным показателем, а патентный портфель собирает деньги с каждого проданного Android-смартфона.

Стив Баллмер: конец эпохи Microsoft

Набор Microsoft Office, составленный из офисных приложений Word, Excel, PowerPoint и Outlook, является де-факто корпоративным стандартом. Пусть Google продолжает убеждать крупные компании перебраться на Google Apps, Office никогда не уступит позиций на миллионах деловых десктопов и лэптопов.

Microsoft крепко сидит на мешке с деньгами, набитом более чем 100 млрд долларов чистых активов и более чем 70 млрд долларов наличности. Не принимая во внимание ничего, кроме финансового благополучия, внушительный банковский счет компании — во многом заслуга Баллмера.

До момента ухода Билла Гейтса с поста исполнительного директора в январе 2000 года Стив Баллмер, первый бизнес-менеджер компании, занимал должность исполнительного вице-президента по продажам и поддержке. Потому для него всегда было важным добиваться красивых финансовых показателей, как прямого отражения успехов работы Microsoft в ИТ-бизнесе. Между тем с позиций новационности и стратегических решений корпорация видится совсем не в радужном свете.

Так, за исключением офисного и бизнеса серверов и инструментов, которые продолжают выпускать сильное программное обеспечение и службы (типа Office, Windows Server, Exchanger Server, SQL Server, Visual Studio), а также собираемой подразделением развлечений и устройств игровой приставки Xbox, сумевшей успешно противостоять консолям Sony и Nintendo, Microsoft почти везде ушла в тень, не поспевая за другими игроками отрасли.

Во времена господства Баллмера Microsoft оставалась за гранью мобильной революции. Она, цепляясь за телефонную платформу Windows Mobile, уже никому более не нужную и строящуюся на базе кода Windows CE, только в 2010 году выпустила Windows Phone 7, промежуточный релиз, предваряющий появление Windows Phone 8 в 2012-м — в действительности настоящей смартфонной операционной системы на фундаменте Windows NT. В итоге позиции Microsoft на смартфонной арене неприметны: с точки зрения продаж, успеха у потребителей, ассортимента приложений.

Точно так же корпорация без оглядки на дебют Tablet PC в 2001 году провалила вход в планшетный бизнес: Apple и ее iPad доминируют, а Google подключила к Android планшетный формфактор — Windows RT и Windows 8 здесь еще слишком слабы.

Стив Баллмер впал в ярость берсерка. 

Были совершены ошибки и на потребительском фронте: телефоны Kin One и Kin Two, пусть даже завязанные на привлекательных социальных и облачных штуках, продержались в продаже лишь 48 дней; медиаплееры Zune в течение пяти лет безуспешно боролись с Apple iPod; проект перспективного двухдисплейного планшета Courier, ориентированного на создание контента и разрабатываемого с 2008 года, был по итогам свернут.

Баллмер пытался купить поисковую систему Yahoo!, которая оказалась не удел в связи с засильем Google, но только вмешательство судьбы не дало сделке состояться. В ответ Стив инициировал разработку собственной поисковой машины Bing, и она делает слишком скромные шаги, чтобы можно было говорить о ее светлом будущем.

Microsoft, ясно наблюдавшая крутое падение продаж традиционных персональных компьютеров, не смогла так реорганизовать рынок, чтобы какой-либо продукт остановил это снижение. Баллмеру не удалось создать потребительски ориентированные программное обеспечение и службы, которые агрессивно вошли бы в массы.

Появление Windows 8 с полностью перепроектированным пользовательским интерфейсом, оптимизированным под планшеты и прочие устройства с сенсорными экранами, отразило запоздалое желание Microsoft не просто запрыгнуть в мчащийся поезд современных технологий, но завладеть почти всем составом. Увы, кардинальный уход от традиций Рабочего стола и кнопки «Пуск» вызвал решительное отторжение пользователей: целое, пожалуй, поколение выросло в привычках Windows 98, Windows XP и Windows 7. Возможно, попытка Стива Баллмера построить единую операционную систему для настольных компьютеров, ноутбуков и планшетов оказалась ошибочной, потому что Microsoft выпустила продукт, который недостаточно хорош для любого из этого класса устройств. Стратегия Apple, напротив, заключена в разделении: OS X для десктопов и лэптопов, а iOS для iPad, iPhone и iPod touch.

 Стив Баллмер: «Нет никаких шансов, что iPhone завоюет существенную долю рынка. 500 долларов за дотированный телефон, да еще без клавиатуры — никаких шансов. Мы же продаем миллионы устройств на Windows Mobile».

Стив, как будто ослабление торговли ПК ему было мало, выпуском планшетных компьютеров Surface начал бесстрашно и напрямую конкурировать со своими OEM-партнерами, которые в течение двух десятков лет вносили значительную лепту в благосостояние и преобладание Windows. В результате отношения с производителями оборудования охладели, а планшетная операционная система Windows RT оказалась в подвешенном состоянии.

В целом же основной причиной неудач Microsoft следует считать возродившуюся из пепла Apple. Компания Билла Гейтса и компания Стива Джобса вели ожесточенную войну в течение 1980-х и начале 1990-х годов. К середине 1990-х Apple была почти мертвой, близкой к банкротству: даром что ли Майкл Делл, основатель Dell, заявил, что Apple должна распродать активы и вернуть деньги акционерам, ибо она фактически ничтожна. Но Редмонд, возможно, из-за вовлеченности в масштабный судебный процесс «Соединенные Штаты против Microsoft», а, быть может, из-за передачи власти от Билла к Стиву проморгал возвращение Купертино в строй. Сейчас магия «яблочных» продуктов чувствуется во всем, а сама Apple пробилась в 2012 году на верхушку рейтинга самых дорогостоящих компаний на планете. Если бы Microsoft знала, что воскрешение состоится, она бы бросила все силы на препятствие ему, ну а мобильный мир стал бы совершенно другим, подвластным Windows.

 

Реконструкция Microsoft

В середине июля Баллмер объявил о великом плане перезапуска Microsoft с ее перепозиционированием из поставщика серийного программного обеспечения в компанию, занимающуюся устройствами и службами, которые отражают потребности пользователей. Цель ставится прозрачная: стать более сплоченной, эффективной и новационной в условиях противостояния с Apple, Oracle, IBM и Google.

Стив Баллмер: конец эпохи Microsoft

Реорганизация разрушит пять ключевых бизнес-единиц Microsoft: деловое подразделение, выпускающее Office; департамент серверов и инструментов, ответственный за SQL Server и System Center; подразделение Windows; онлайновые службы, включающие Bing; направление развлечений и устройств, в основном занимающееся Xbox. Искомые бизнес-единицы будут заменены четырьмя техническими группами, организованными сообразно выполняемым функциям и вокруг операционных систем, приложений, облачных вычислений и устройств, а также централизованными группами по маркетингу, развитию бизнеса, стратегии и исследованиям, финансам, кадрам, юрисдикциям и управлению.

План, взывающий к мантре «Одна Microsoft», многих удивил: считается, что он приведет к меньшей подотчетности, меньшей прозрачности, меньшей подвижности: мол, ошибочно переключаться с бизнес-единиц на функциональные группы. Следовало бы провести реорганизацию в кардинально противоположном русле, расчленив Microsoft на более независимые компании, потому что сейчас Редмонд занимается слишком многим, и зачастую продукты и изделия разнятся в корне: к примеру, корпоративная база данных SQL Server и игровая консоль Xbox.

 

Кто следующий?

Уход Баллмера окажется историческим поворотным моментом в истории Microsoft. Стив, которому сейчас 57 лет, в открытом письме сотрудникам, сообщил, что решение уволиться было не из легких, но, как он полагает, правильным.

Так кто же займет кресло исполнительного директора Microsoft, получив бразды правления в столь ответственный период, начавшийся с масштабного преобразования корпорации? Ответ, который должен быть найден максимум за двенадцать месяцев, очень и очень непрост. Обозначить однозначного преемника Баллмера, даже без оглядки на недавнюю ротацию топ-менеджмента, не получается. Microsoft — разноплановая компания, работающая во многих секторах, поэтому ее новый глава должен обладать четким видением, принимать решения с учетом междисциплинарного подхода, хорошо разбираться и в технологиях, и в бизнесе.

Из нынешней выборки руководителей Microsoft высшего звена, похоже, только Тони Бейтс и Сатья Наделла способны занять кресло дальновидного лидера. У обоих есть управленческий опыт и техническая подкованность, нужные для авторитета среди коллег и подчиненных. Так, Бейтс, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса и корпоративной стратегии Microsoft, примкнул к софтверному гиганту после поглощения Skype, в которой он был исполнительным директором, а до этого добился вице-президентства в Cisco Systems.

Нелегальное монопольное завоевание рынка? Подумаешь! Лучше потанцуем! 

Наделла, возглавлявший подразделение серверов и инструментов, а сейчас заведующий группой облачный вычислений и корпоративных платформ, работает в Microsoft с 1992 года, и его деятельность доказала, насколько перспективными и оправданными могут быть бизнес-продукты.

Однако, скорее всего, правление Редмонда попробует найти для себя рулевого на стороне, тем самым влив в софтверного гиганта свежую кровь. Одним из потенциальных кандидатов является Рид Хэстингс, исполнительный директор Netflix. После пяти лет присутствия в совете директоров Microsoft Хэстингс не стал переизбираться в прошлогоднем октябре. Баллмер тогда сказал, что «Рид — потрясающий член правления, способности к проникновению в суть и опыт которого помогали в критические периоды трансформации компании и отрасли». Рид Хэстингс вместе с Марком Рэндольфом в 1997 году основали Netflix, видеопрокатный сервис: за определенную ежемесячную плату американский гражданин может получать по почте с возвратом DVD-диски с фильмами. Позже Netflix запустила онлайновую трансляцию фильмов, а недавно подключила службу потокового телевидения.

Интересен Марк Хёрд, под чьим управлением NCR и Hewlett-Packard обогатились на миллиарды долларов. Ныне он по приглашению Ларри Эллисона работает президентом Oracle.

Стив Баллмер: конец эпохи Microsoft

Существует возможность возвращения Стивена Илопа, с 2010 года руководящего Nokia, основным партнером по бизнесу Windows Phone. За плечами Илопа стоят Juniper Networks, Adobe Systems и Microsoft; в последней он заведовал деловым подразделением два с лишним года.

Нельзя также исключать появления на сцене Стивена Синофски, еще недавно руководившего Windows-департаментом и внезапно ушедшего из Редмонда после запуска Windows 8, а сейчас примкнувшего к венчурной Andreessen Horowitz.

Да вообще, гадать на кофейной гуще можно бесконечно: Грег Маффи из Liberty Interactive, Дон Мэттрик из Zynga, Пол Мариц из VMware...

 

Слова напоследок

Ну а тем временем ZDNet удалось взять мини-интервью у Стива Баллмера, который поделился надеждами на будущее, бросив краткий взгляд в прошлое.

Исполнительный директор сообщил, что принял окончательное решение об уходе из Microsoft два — два с половиной месяца назад. Билл Гейтс не стал противиться этому, уважая мнение Стива.

Что касается дальнейшей занятости Баллмера, состояние которого оценивается в 15,2 млрд долларов, о ней он еще не думал, потому что освободится только после того, как найдет преемника: «Вся моя жизнь была связана с семьей и Microsoft. И я смакую мысль о том, что будет открыта вторая глава жизни, в которой смогу опробовать другие ее стороны, узнать больше о себе».

Стив Баллмер продает Windows 1.0: «Как думаете, сколько стоит это передовое операционное окружение?» 

Стив, отработавший в Microsoft 33 года, сильнее всего гордится значительным вкладом компании в рождение интеллектуальных вычислений на персональных компьютерах, оказавших влияние на планету, — тем, как люди пользуются вычислительными технологиями, и не важно, на телефонах или на ПК.

А вот самым большим сожалением для Баллмера остается провалившаяся Windows Vista. Суть в том, что Microsoft остановила внедрение многих честолюбивых функций в Vista на полпути ее разработки: корпорация поставила слишком серьезную задачу, и не смогла ее решить, что обернулось потерей тысяч человеко-часов. Изначально Vista намечалась к выпуску два-три года спустя после дебюта Windows XP в 2001 году, но появилась лишь зимой 2007-го, попутно пропустив важный период рождественских распродаж.

На вопрос, почему Microsoft, столь сосредоточенная на потребительском рынке, не хочет быть «просто» IBM, тем паче в корпоративной среде она достигла больших успехов, Баллмер отреагировал развернутым ответом.

И снова Стив Баллмер в качестве безумного агента по продажам, и на этот раз Windows XP. 

«Суть вовсе не в том, занимаетесь ли вы потребителями или предприятиями. Если вы собираетесь разрабатывать электронную почту, нельзя заявить, мол, я будут делать это исключительно в привязке к корпоративной почте. Если вы трудитесь над решением коммуникаций в режиме реального времени, неужели вы хотите ограничить корпоративных сотрудников разговорами только с их коллегами, не разрешая им общаться с обычными потребителями?

Аналогичным образом, если вы занимаетесь устройствами, — а мы так и делаем с операционной системой Windows, — никто не знает, как создать устройство для пользователя, который был бы либо только из бизнеса, либо исключительно домашним потребителем.

Выбор той или иной стороны навяжет Microsoft стать или похожей на Oracle, всецело погруженной в корпоративную среду, или подобной Apple, сосредоточенной на потребительском рынке. Однако мы растем в горизонтальной плоскости, где Windows и Office одинаково применимы как в личной жизни, так и профессиональной деятельности».

 

Туманное будущее

Как бы то ни было, гигантская компания и ее почти стотысячный коллектив требуют нового лидера, способного провести реформы, ибо без встряски вопрос с преобразованием в сложные времена не разрешить. Руководитель должен выяснить, сможет ли Microsoft воспользоваться своей богатой экспертизой в программном обеспечении, дабы составить сильную конкуренцию Apple по части оборудования и Google в деле потребительских служб. Если ничего не получится, всегда есть запасной план, пусть даже Баллмер его отвергает: Microsoft начнет как IBM, продавая программное обеспечение и службы клиентам из бизнеса, минуя конечных потребителей.

Эпоха Стива Баллмера закроет важную страницу истории Microsoft, которая ныне стоит на пути перерождения. Даром что ли покойный Стив Джобс предрекал, что наступила эра послекомпьютерных вычислений: традиционные ПК уходят в прошлое, открывая дорогу новым классам устройств, программному обеспечению и службам. Да, компьютеры продолжат свое существование, но лишь как «тяжеловесы» для выполнения высоконагрузочных задач, тогда как каждодневные вычисления лягут на плечи более простого оборудования.

Стив Баллмер: конец эпохи Microsoft

В IBM, кстати, придерживаются такого же мнения: нынешние времена «пост-ПК» требуют избавления от груза прошлого с полным сосредоточением на иных, более насущных и крупных проблемах вроде искусственного интеллекта и его реализации в облачных службах. Персональные компьютеры выживут, хотя они и перестали быть индикаторами развития технологий — ПК остаются полезными, однако уже устаревшими изобретениями, идущими такими же путями, какими проследовали электронные лампы, пишущие машинки, виниловые пластинки, ЭЛТ-мониторы и лампы накаливания.

В целом неважно, кто придет на смену Баллмеру, ведь проблем у Microsoft предостаточно. Продажи персональных компьютеров падают гораздо быстрее, чем ожидалось, неся угрозу двум несущим золотые яйца курицам: Windows и Office. Планшеты и смартфоны стремительно развиваются, но предложения Microsoft по-прежнему не дотягивают до адекватных. Сокращение расходов на корпоративном рынке сказывается болезненно на всех крупных игроках, испытывающих давление со стороны таких горячих областей, как облачные вычисления, онлайновые хранилища и программное обеспечение как услуга.

Тот же Стив Джобс в интервью своему биографу Уолтеру Айзексону несколько лет назад провидчески заявил, называя Microsoft всё более неуместной: «Когда компанией управляют специалисты по сбыту, там не особо прислушиваются к специалистам-производственникам, и те зачастую теряют интерес и уходят. Так случилось в Apple при Скалли, причем по моей вине, и так же случилось, когда Баллмер возглавил Microsoft. Apple повезло, и она оправилась, но не думаю, что в Microsoft что-то изменится, пока у руля Баллмер».

Теперь, наконец, есть надежда, что туманное будущее сменится оптимистичными перспективами.

«Разработчики, разработчики, разработчики…»
 
 
 
 

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля