Рутрекер: жизнь после запрета
Команда известнейшего российского торрент-ресурса Рутрекер дала эксклюзивное интервью «Сотовику», где рассказала об изменениях в работе торрента после блокировки, о сотрудничестве с правообладателями, ожиданиях Роскомнадзора и о многом другом.
Поскольку, по понятным причинам, руководство Рутрекера не стремится к излишней открытости, от имени администрации торрента и в качестве его «коллективного разума» на вопросы «Сотовика» ответил Александр Волков, пресс-секретарь портала.
— Расскажите для затравки об истории Рутрекера, как крупнейшего торрент-трекера России. Как создавался, как набирал популярность, эволюционировал и т.п.
— Рутрекеру уже более 10 лет, за это время мы прошли путь от совсем маленького трекера, к крупнейшему файлообменному ресурсу на русском языке. В двух словах не расскажешь, но ключевые этапы все-таки можно выделить.
Первое — смена знаменитого доменного имени torrents.ru. Тогда по просьбе (требованию? записке?) из прокуратуры одного из районов Москвы, на время «предварительного следствия» судом было прекращено делегирование доменного имени torrents.ru. Несмотря на то, что уголовное дело, о котором говорится в записке, никакого отношения к ресурсу не имело, и касалось установки нелегального софта на компьютеры заказчика (!), действие домена приостановлено... по сей день, спустя 6 лет! (видимо, «предварительное следствие» еще идет...) Одновременно с этим наш провайдер стал получать звонки и угрозы от правообладателей. В результате мы сменили как доменное имя, так и хостинг — переехали за границу.
Второе — переход на движок torrentpier, с помощью которого мы объединили трекер и форум. С одной стороны это позволило пользователям общаться непосредственно «в трекере», а с другой — делать раздачи «прямо из форума». Это оказалось очень удобно, и возможно, предопределило успех ресурса.
Третье — сотрудничество с правообладателями. Несмотря на то, что торрент-трекеры традиционно считаются пиратскими ресурсами, мы решили, что необходимо налаживать контакт между потребителями контента и правообладателями. Чтоб избежать обвинений в пиратстве, мы стали удалять ссылки на раздачи, нарушающие права авторов, а когда этих заявок стало много — ввели специальные аккаунты, позволявшие им удалять ссылки на спорный контент самостоятельно. Несмотря на критику со стороны наших пользователей, мы хотели найти ту нишу, которая позволяла бы существовать Рутрекеру, как библиотеке, и, в тоже время, не затрагивать интересы правообладателей с тем контентом, который приносит им финансовый доход. В принципе этот механизм работал до тех пор, пока в России не был принят печально известный закон о блокировках.
(«Закон о вечной блокировке сайтов не работает и позорит власть» — говорит советник президента по развитию интернета Герман Клименко. Прим. "Сотовик").
— Кем и как сегодня управляется Рутрекер, за счет чего живет? Какова коммерческая составляющая — кто платит за сервера, IT -поддержку и т.п.?
— Наша фишка — выборная система управления. Рутрекер начинался как проект двух людей (из Москвы и из Украины), но впоследствии функции управления ресурсом перешли к сообществу, и теперь трекер — это продукт совместной работы нескольких сотен человек. Наверное, мы один из немногих ресурсов в интернете, который создавался самими пользователями исходя из своих потребностей; правила и принципы, по которым он живет, рождались в муках самими пользователями. Изначально планировалось сделать ресурс без рекламы вообще, что подчеркивало бы то, что проект некоммерческий. Но впоследствии от этой идеи пришлось отказаться, так как донейты, на которые планировалось поддерживать сайт, требовали слишком много ресурсов для администрирования и не давали ему активно развиваться. Нам требовались сервера, хостинг, мы не успевали наращивать свои мощности вслед за растущей посещаемостью.
На данный момент Рутрекер управляется сообществом модераторов и админов. Есть и наемные работники — это технические администраторы, программисты, юристы. Доходы от рекламы идут на оплату их труда, хостинга, каналов связи. Наше устройство напоминает Википедию — там пользователи пишут статьи, а редакторы следят за тем чтобы статьи соответствовали правилам, были корректны и т.п. Похожая ситуация и у нас, только вместо статей — ссылки на контент, фильмы, музыку, книги, журналы, программы, картинки и т.п.
— Глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что по статистике 95% обычных ингтернет-пользователей не пользуются инструментами обхода блокировок, а, значит, после запрета провайдерам открывать доступ на Рутрекер, сервис автоматически умрет... Как выглядит ситуация на данный момент? У вас осталось 5% юзеров, как предсказывал Жаров?
— Незадолго до блокировки Рутрекер осуществил «Учения», в рамках которых мы более двух месяцев рассказывали пользователям о методах ее обхода, проведя реальную тренировку, для чего на сутки сами заблокировали доступ на форум с российских адресов — зайти можно было, только применив рекомендованные средства обхода. Как видим, это дало свои результаты — после блокировки посещаемость снизилась в среднем лишь на 10-20%, но никак не на 95. Можно с уверенностью сказать, что мы свою аудиторию не потеряли!
Определенную и положительную роль сыграли и СМИ, которые активно обсуждали историю с Рутрекером, тем самым сделав нам неплохую рекламу. Вообще это первая в истории России блокировка ресурса такого уровня, которая одновременно показала как несовершенство механизма блокировок, так и сам факт того что распространение информации в интернете практически невозможно контролировать.
— Какие способы борьбы с блокировкой оказались наиболее эффективны?
— Мы не ведем статистики, сколько пользователей каким методом пользуется. О популярности тех или иных методов обхода блокировок, пожалуй, можно косвенно судить по размеру соответствующих тем на форуме. Самые востребованные — это плагины для браузеров, такие как Free-Gate, Anonymox и т.п. Кто-то из пользователей сделал также специальный плагин dostup-rutracker.org, и, по отзывам, он отлично работает. Второй по популярности метод — настройка VPN соединения с зарубежным сервисом. Этот метод немного более сложен, зато скрывает весь трафик, не только веб-страницы. На третьем месте такие решения как TOR-браузер, анонимайзеры и т.п.
— Прежде вы шли навстречу правообладателям, закрывая некоторые раздачи, но теперь, после блокировки и решения суда, которое, по сути, перевело вас полностью в стан «врагов системы», прогибаться стало бессмысленно, разве нет? Сохранится ли возможность правообладателей закрывать раздачи?
— В ближайшее время мы опубликуем нашу политику, по которой будем работать с правообладателями. У них, скорее всего, сохранится возможность ограничивать раздачи по регионам при предоставлении соответствующих документов. Но Российская Федерации исключена из этого списка, так как доступ на ресурс заблокирован в РФ целиком. Также мы будем по прежнему искать пути сотрудничества с авторами (не путать с правообладателями!), как и в смысле поддержки их раздач, так и в том случае, если они захотят ограничить распространение своих произведений.
— Многие из тех, кто постоянно пользуется Рутрекером, Рутором, Флибустой, понимают при этом, что финансово не в состоянии оплачивать ЧЕСТНО то количество книг и кино, которые потребляют... Поэтому, даже желая что-то приобретать легально, они не смогут оказать авторам любимого ими контента той поддержки, которую бы должны оказывать, покупая честно. Не считаете ли вы, что рано или поздно количество любителей дармового контента станет таким, что производить контент станет невозможно? Прокат не будет компенсировать затраты на съемку кино, редкие проданные бумажные или электронные книги не смогут обеспечить писателю постоянной основной работы?
— Что касается моральной стороны вопроса в файлообмене, то, сотрудничая с правообладателями, мы старались найти именно то решение, которое было бы понятно и пользователям, и авторам, и было бы разумным компромиссом между желанием авторов заработать на контенте, а пользователей — «получать все и бесплатно». Удаляя те раздачи, которые приносили доход правообладателям, мы стремились приучить пользователей к мысли, что не все в интернете можно скачать бесплатно, есть вещи, за которые нужно платить.
В тоже время надо отдавать себе отчет, что на Рутрекере подавляющее большинство контента не интересует правообладателей — его нельзя легально купить ни в одном интернет магазине, он представляет интерес именно с библиотечной, образовательной точки зрения. Поэтому, например, мы без проблем удаляли все новинки кинопроката, которые от нас требовали, но категорически отказались удалять коллекцию советских фильмов по запросу из Госфильмофонда.
Многие правообладатели уже поняли, что с развитием интернета вообще и файлообмена в частности, надо искать другие концепции взаимодействия с пользователем, не бороться с файлообменом, а адаптироваться. У кого-то это уже работает. Кто-то по-старинке пытается запретить всё и вся, и подсчитывает мнимые убытки. Уже есть исследования, которые показывают, что файлообмен не влияет на продажи билетов в кинотеатры, поскольку одновременно служит и рекламой тому или иному фильму. Домашний просмотр фильма с планшета или ноутбука никогда не сравнится с показом фильма в кинотеатре с 3D и качественным звуком. Поэтому говорить о том, что пиратство опустошает кинотеатры — неверно. Скорей киноиндустрия находится в такой ситуации, когда ей нечего предложить потребителю, ради чего бы он пошел в кино, а не довольствовался домашним просмотром... То же самое касается и игр. Сделаны вполне успешные попытки перенести продажи игр с DVD-дисков в онлайн-магазины. Одновременно со снижением цены (производителю не надо больше тратиться на печать диска, логистику, продавцов в магазинах) это кардинальным способом увеличило доступность легальных игр для рядового потребителя, снизив одновременно процент пиратских копий. И музыканты давно поняли, как использовать интернет в своих целях: чем большую популярность приобретут в Сети записи исполнителя, тем на большую отдачу от концертов он может рассчитывать. Вот с книгами, конечно, все не так просто, но, тем не менее, существуют довольно успешные проекты известных писателей, когда они краудфандингом собирали деньги на новую книгу.
— Вы говорите «...на Рутрекере подавляющее большинство контента не интересует правообладателей, его нельзя легально купить ни в одном интернет магазине...» Возможно, так оно и есть. Но корреляция с интересом пользователей тут ведь иная, не так ли? Предположим (цифры условны, но, думаю, близки к реальности), что хотя 90% контента — некоммерческие, но 90% всех скачиваний направлены именно на оставшиеся 10% — самые свежие фильмы, музыку и т.п.?
— Да, пользователи ориентированы на наиболее популярный контент. Но это «взрывная» популярность, когда свежевышедшее кино сначала скачивает очень много народу, а потом интерес к нему стабилизируется. Кроме того есть даже свежие, например, фильмы, которые не выходят в российский прокат, не продаются здесь официально, переведены любителями и правообладателей не особо интересует есть они на торрентах или нет. Вообще по нашей статистике правообладатели закрывали менее 1% раздач.
— Так можно ли ответить однозначно на вопрос — убивают или развивают медиаиндустрию торрент-ресурсы?
— Ситуация «файлообмен против медиандустрии» очень сильно напоминает противостояние столетней давности, когда автомобиль вытеснял гужевой транспорт. Тогда были протесты извозчиков, потерявших работу, первые автомобили штрафовали за появление на улицах, заставляли их ехать медленней пешехода, в общем, во всех смыслах вставляли палки в колеса. На законодательном уровне, замечу, все происходило так же как и сейчас! Но, так или иначе, технологии победили, а хорошо это или плохо — вопрос отдельный. Точно также и интернет меняет схему продажи контента на традиционных носителях. Здесь правообладателям (тем самым извозчикам) надо понять, что реальность меняется, и нужно эволюционировать, а не пытаться, образно говоря, усадить нас всех назад в гужевые повозки... Главный урок, который надо вынести из истории с блокировкой доступа на Рутрекер — тотальными запретами достичь ничего невозможно! Более того, у этого действия есть только обратный эффект: пользователь, настроив обход блокировки ради Рутрекера, автоматически получает доступ на остальные заблокированные для него сайты, которыми Роскомнадзор так увлеченно пополнял свой черный список последние несколько лет...
© СОТОВИК