Nokia N9: великая тайна MeeGo

   Автор статьи: Дмитрий Романовский

Почти два года прошли после анонса N900, и финский гигант мобилестроения разродился его продолжателем — N9. Новинка работает под началом мобильной платформы MeeGo, детищем слияния проектов Nokia Maemo и Intel Moblin.

 

 

Человек не удивляется тому, что часто видит,
даже если не понимает причин многих желаний.
Но если осуществляется нечто такое, чего он ранее не видел,
он полагает, что увидел чудо.
Мишель Монтень. Опыты, глава «Об одном уроде»

 

Блеск!

Nokia N9 получился интересным: монолитный корпус из поликарбоната глубокой окраски, 1-ГГц процессор на микроархитектуре ARM Cortex-A8, 1 Гбайт оперативной памяти, 3,9-дюймовый AMOLED-дисплей с разрешением 854 на 480 пикселей, тыловая 8-Мпикс камера с динамическим автофокусом и двойной светодиодной вспышкой, модуль NFC-коммуникаций, 64 Гбайт встроенной флеш-памяти — наконец, приятный и местами освежающий привычные реализации пользовательский интерфейс. Поклонники изделий Эспоо радостны безмерно.

Да, N9 явился долгожданным технологическим прорывом, подтверждающим силу Nokia: компания в состоянии выпускать притягательные изделия. Возможно, именно N9 явится той отправной точкой, отталкиваясь от которой финны вновь взберутся на вершину мобилестроения, заняв недавно утерянное место ведущего мирового производителя смартфонов.

Между тем Nokia, сейчас следующей путем постепенного отказа от Symbian с таким же неторопливым переключением на Microsoft Windows Phone, следует собрать весь свой потенциал, ведь конкуренты в лицах Apple iOS 5 и Android 4 Ice Cream Sandwich неминуемо увидят свет, а коммуникаторы на их базе обещают стать бестселлерами.

Конечно, Nokia N9 — это новый флагман авторства компании, всё еще сохраняющей за собой статус крупнейшего в мире вендора мобильных телефонов. Опять же перед нами — аппарат фирмы, которая в недалеком прошлом с каждым выпуском топового устройства N-семейства определяла отраслевые тенденции, оставляя конкурентов далеко позади. Пусть технические спецификации N9 всего лишь приближаются к таковым у iPhone 4, Samsung Galaxy S и HTC Desire HD — но начало возрождению Эспоо уже положено. Инженеры и программисты постарались: исключение физических кнопок с лицевой панели, необычные конструкторские решения вроде размещения фронтальной камеры внизу экрана и магнитной защелки разъемов, мультисенсорные жесты смахивания — девайс получился удобным, быстрым и выгодно необычным среди массы похожих.

И еще: NFC-коммуникации, которые ориентированы на пока не слишком распространенные мобильные платежи, в Nokia привлекли к выполнению иных функций в форме межвзаимодействий а-ля Bluetooth. Футуризм налицо: если прикоснуться телефоном к совместимому устройству, например, такому же N9, выполнится передача фотографии или видеоклипа с одного аппарата на другой. Точно таким же касанием к беспроводным колонкам или гарнитуре запускается трансляция аудиопотока.

 

 

Всё наше тщеславие в прошлом. Все великие перемены
уже произошли, и времени на выполнение
давних замыслов может не хватить.
Томас Браун

Альтернативная история

Если попытаться представить недавнее прошлое Эспоо в ином ключе, картина рисуется благородная. В начале 2010 года Nokia идет «ва-банк», многократно увеличивая прикладываемые к Maemo усилия разработки, чтобы уже к середине того же года выпустить первое устройство на этой платформе, уже переродившейся, через слияние с Intel Moblin, в MeeGo. В начале 2011-го рынок, охотно принявший MeeGo, определенно был бы готов к новым аппаратам на ней.

По разным причинам Nokia оставила за MeeGo статус исключительно экспериментальной платформы. Почему так случилось, остается догадываться. Если бы N9 появился на год раньше, смартфонные позиции компании укрепились бы невероятно. И правда: каждый бы подтвердил, что Nokia реализовала пользовательский интерфейс, ничем не уступающий таковому в Apple iOS и Google Android; на фундаменте Maemo-платформы и Qt-фреймворка был бы дан старт новой софтверной экосистеме, явленной как третья сила, место которой сейчас уготовано Windows Phone; работающая реализация NFC-коммуникаций с аксессуарами вроде беспроводных аудиоколонок обозначилась бы первой таковой в отрасли.

Но прошлое переписать не получится, а вот подумать о будущем Nokia N9 можно. И разговор в положительном ключе перспективности этого изделия вполне себе возможен. Да, перед нами — по-настоящему приятный смартфон, который, если Эспоо захочет, ждет красочная и счастливая судьба. Но для этого придется выстроить то, что делает привлекательными подобные продукты: сформировать инфраструктуру облачных служб и девелоперскую экосистему для быстрого создания богатого набора приложений. Эти задачи, несомненно, решаемы при должных усилиях и финансовой подпитке.

 

 

Самое ужасное ощущение в жизни — это ощущение одиночества
и чувство того, что ты не любим.
Мать Тереза

Обкатка технологий

Как обычно поступает компания, когда представляет новый флагман? Правильно: самый главный руководитель либо кто-то из харизматичного начальства на все лады расхваливает новинку как самый лучший в мире продукт, призванный избавить мир от негодных изделий конкурентов и обещающий поработить умы и сердца все потребителей без исключения. Что же сделал Марко Ахтисаари во время презентации N9? Старший вице-президент Nokia по дизайну был скромен и сдержан, впрочем, он не скрывал радости, когда рассказывал об уникальности бескнопочного конструктива, проникшие всюду жесты смахивания и концепцию трех домашних экранов.

Глава Nokia Стивен Илоп сообщил о позиционировании флагмана следующее: «В действительности N9 призван открыть новые пути для рыночного вывода новаций. Многие из них, явленные в составе N9, обретут жизнь в различных аспектах деятельности Nokia. Промышленный дизайн, пользовательский интерфейс и сосредоточенность на Qt — элементы всех этих новаций будут воплощены в грядущих продуктах».

Задолго до появления N9, в ходе февральского объявления о сотрудничестве между Nokia и Microsoft, было сказано: «MeeGo получит статус открытого проекта в форме экспериментальной площадки, на которой будут обкатываться будущие платформы, устройства и интерфейсы. MeeGo было бы правильным сравнивать с Maemo. В этом году появится лишь одно изделие на MeeGo. И вообще создание новой экосистемы вокруг MeeGo вряд ли оказалось бы быстрым процессом».

Ну а когда у Стивена Илопа спросили, есть ли у него иной, нежели переход на рельсы Windows Phone, план вывода компании из кризиса в том случае, если мобильная Microsoft-платформа окажется по итогам провальной либо WP-телефоны авторства Nokia не получат должного потребительского интереса, руководитель безапелляционно заявил: «Альтернативный сценарий состоит в том, чтобы убедиться в успешности нынешней стратегии».

Другими словами, даже если иные варианты перефокусировки бизнеса Nokia и обсуждаются на внутрикорпоративных совещаниях, глупо рассказывать о них до момента начала продаж WP-аппаратов, так как подобное разрушило бы текущую линию поведения Эспоо. Нельзя исключать, что в недрах Nokia идет проработка вариантов выпуска Android-телефонов, вплотную рассматривается перспективность MeeGo, либо вообще создаются предпосылки для формирования чего бы то ни было другого, нежели смартфоны на базе Windows Phone.

Сегодня, когда еще не представлены WP-смартфоны Nokia, но твердо намечен путь на Microsoft-платформу, финны всячески декларируют, что возвращаться к MeeGo, даже если N9 станет хитом продаж, не намерены вовсе. Стивен Илоп настойчиво повторяет мантру: «Я говорил с телекоммуникационными операторами и изучал мнение тестовых фокус-групп потребителей, и понял, что Windows Phone ждет большой успех».

Впрочем, гигант мобилестроения развеял опасения, витающие в сообществе, заверив, что поддержка N9 и MeeGo продлится в течение многих лет, а сам N9 получит несколько обновлений «прошивки».

Выводы просты и понятны: пока не началась торговля первыми Nokia-коммуникаторами на базе Windows Phone, компания просто обязана владеть собой, быть чрезвычайно уравновешенной и даже немного хитрить, когда ее спрашивают о будущем такого замечательного продукта, как N9, дабы не родилось никакой конкуренции между MeeGo и Windows Phone.

Кажется, Nokia намеренно лукавит, позиционируя N9 всего лишь игрушкой для техногиков, Linux-энтузиастов и любителей N900. Но правды добиться можно, ведь в посыле Стивена Илопа есть скрытая двусмысленность, выпавшая на долю Qt-фреймворка.

 

 

Ты шлифуешь мрамор, чтобы возвести новый дом
перед самой смертью, забывая,
что она скоро настигнет тебя.
Мишель Монтень. Опыты, глава «Каждому овощу свое время»

Правда о N9

Аппаратная составляющая и конструктив N9 бесспорно выглядят восхитительно: красочное, но одновременно очень простое оформление с будто бы плавающими на поверхности экрана изображениями — девайс занял хорошее место среди современных топовых смартфонов. Попробуем понять, на чем строится его подлежащий аппаратно-программный комплекс.

Процессор N9 относится к тому же самому семейству однокристальных систем TI OMAP 3, которые заправляли работой N900, анонсированного почти два года назад. Nokia была вынуждена выбрать несколько устаревший вычислительный кристалл по той причине, что MeeGo, развернутая на N9, является на самом деле дальнейшим развитием Maemo 5, под началом которой функционировал N900 и которая была законсервирована в феврале 2010 года после анонса сотрудничества между Nokia и Intel. Другими словами, под MeeGo в данном случае скрывается Maemo 6 Harmattan, которую, наделив пользовательским интерфейсом Handset UX из MeeGo 1.2, было решено переименовать в MeeGo, чтобы не смущать потребителей, которые уже знают о слиянии проектов Nokia Maemo с Intel Moblin.

Кроме того, переход на более современный процессор, во-первых, не так критичен по причине не особой требовательности Maemo к мощному чипу, а, во-вторых, повышение производительности потребует переработки кода самой операционной системы.

Поверх операционного окружения N9 лежит Qt, кросс-платформенный инструментарий, разрабатываемый независимо от Maemo и MeeGo. И он, похоже, не особо модифицирован под особенности новейшего флагмана. В итоге N9 оказывается не полностью совместимым с MeeGo. Но с API-точки зрения разработка приложений для Maemo 6 почти ничем не отличается от таковой для MeeGo 1.2 именно благодаря Qt-прослойке.

Впрочем, современный пользователь не интересуется операционными системами, что лежит в их основе и как они развиваются. Функциональность и экосистема — вот, что заботит каждого среднего покупателя. И с точки зрения возможностей любого смартфона, вытащенного из коробки, у N9 всё прекрасно: реализованы базовые элементы вроде фото- и видеосъемки, просмотра документов и подключения к деловой почте, в наличии обширные инструменты общения и социальной интеграции, никуда не отнять бесплатную картографию и навигацию Nokia Maps, скоростной HTML5-браузер на «движке» WebKit 2 предложил полностью фоновую обработку содержимого веб-страниц перед их показом, установлена даже игрушка Angry Birds.

Понятно, что любой смартфон нуждается в софтверной подпитке для расширения собственных возможностей. И здесь N9 похвастаться может следующим.

Во-первых, девелоперское Maemo-сообщество, построенное вокруг нескольких устройств, уже предлагает где-то 1,6 тыс. приложений для них. Многие из программ фактически готовы к запуску на N9 — хотя их еще требуется адаптировать под особенности этого гаджета и его пользовательский интерфейс.

Во-вторых, Qt-фреймворк чрезвычайно упростил перенос новейших Symbian-приложений под Maemo и MeeGo, и, принимая во внимание высокие ставки Nokia на активное расширение Qt-рынка, нет проблем для появления софтверных изделий под N9.

В-третьих, виртуальная Android-машина Alien Dalvik способна стать той козырной картой, которая мгновенно пополнит набор приложений для MeeGo-телефона. Речь идет о возможности запуска на N9 потенциально любого Android-приложения, за исключением тех, которые опираются на собственный код — все игры с интенсивной обработкой видеографики.

 

 

Существует огромная разница между тем,
кто заработал много денег, и тем, кто богат от рождения.
Марлен Дитрих

Приложения — ключ к любой двери

Как мы уже пояснили, софтверное наполнение N9 опирается в гораздо большей степени на Qt-фреймворк разработки приложений, нежели на операционную систему MeeGo. И это замечательно, ведь опыт с созданием N9 найдет отражение во всех прочих Qt-совместимых средах, включая Symbian.

Совершенно точно известно, что Qt-фреймворк находится на стадии переноса на программную платформу Series 40, на которую опирается невероятное обилие Nokia-мобильников среднего звена: на конец 2010 года насчитывалось 1,5 млрд S40-устройств. Известно также, что Swipe-интерфейс, реализованный жестами смахивания в N9, выполнен на Qt-базе и будет портирован на другие не MeeGo-устройства. И если понимать, что Swipe-подход не отвечает концепции Windows Phone, ясно, что речь идет об оснащении искомым сенсорным управлением телефонов на Series 40.

Итак, если Nokia добавит к Series 40 экосистему из Qt-приложений и наделит платформу сенсорным взаимодействием, достаточно быстро сможет получиться очень близкое подобие настоящей смартфонной операционной системы.

Девелоперская Qt-экосистема развита прекрасно, значит, в связи с вышесказанным, нельзя исключать взрыва интереса к разработке мобильных Qt-приложений, и это же отразится на N9, который запросто управляется с такими программами. Рост числа приложений для N9 повысит потребительский интерес к смартфону. Nokia в свою очередь возжелает укрепить его, усилив прослойку из обязательств, обновлений и поддержки N9.

Как бы то ни было, все ответы мы узнаем в ближайшее время, когда начнут продаваться первые финские смартфоны с Windows Phone — от их популярности зависит дальнейшая судьба Nokia N9 и MeeGo.

 

 

Soli soli soli.
Единственному солнцу земли (лат.).
Древнеримская эпитафия

Первый и последний

Первый MeeGo-телефон, который одновременно стал последним MeeGo-мобильником в этом 2011 году. И даже больше: безотносительно причин появления этот девайс стал последним, представляющим Nokia как вертикально интегрированную компанию, самостоятельно занимающуюся оборудованием и программным обеспечением.

N9 — последний из настоящих продуктов финского гиганта, каким мы его знали все предыдущие годы. Красиво, интригующе, печально! И обзавестись им нужно на память о Nokia, которая ушла от нас 11 февраля 2011 года.

Не исключено, Nokia попросту была обязана Intel выпустить хотя бы один MeeGo-аппарат. Но в целом не очень понятно, как устройство, работающее под началом ARM-процессора Texas Instruments, способно принести микропроцессорной корпорации какую-либо выгоду. Возможно, Intel специально настояла на N9, чтобы досадить Nokia, переметнувшейся в лагерь Microsoft и отказавшейся от совместной работы над MeeGo.

Маловероятной причиной появления N9 ставится персональное желание некоторых лиц в Nokia, сумевших убедить руководство в его актуальности. Хотя новый глава Nokia мог бы извлечь из запуска N9 дополнительные аргументы к переходу на рельсы Windows Phone: вон, смотрите, как активно развивается софтверное детище Microsoft — так давайте же сосредоточимся исключительно на аппаратной составляющей и прекратим тратить деньги и силы на программную «начинку».

Быть может, N9 выступает испытательной площадкой для обкатки некоторых концепций: где-то в стороне от Nokia функционирует автономная экспериментальная лаборатория, занимающаяся сложными творческими задачами, причем без особого контроля материнской компании. В конце концов, дизайн N9 будет заново использован в первых WP-телефонах Nokia, а наработки пользовательского интерфейса найдут воплощение в продуктах будущего: например, в форме жестового Swipe-управления в S40-телефонах.

Есть еще вариант: на публике N9 и MeeGo будут развиваться медленно, якобы находясь в замороженном состоянии, но как только финский бренд при помощи Microsoft вернет свое доброе имя, Nokia восстанет из пепла, предложив целый спектр притягательных новинок на MeeGo. Никто не хочет терять собственные наработки.

 
 

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля