Мобильные игры: вчера, сегодня, завтра
В 2006 году одна из крупнейших мультимедиа-компаний, Electronic Arts, подписала внушительный на тот момент контракт с компанией Jamdat, занимающейся разработкой мобильных игр ($680 миллионов). До момента подписания контракта сфера мобильных игр считалась неперспективной по сравнению со своими более крупными конкурентами — консолями и ПК. Но после покупки Jamdat компанией EA и ее переименования в EA Mobile ситуация начала меняться...
По данным аналитического агентства Screen Digest, рынок мобильных игр перевалил в 2008 году за отметку в $5 миллиардов. По информации другой аналитической компании, M-Metrics, лишь 5% от общего числа пользователей хотя бы раз скачали мобильную игру, и дела всей индустрии мобильных игр не так радужны, как говорится в отчете их коллег.
На сегодняшний день весь мир "мобильного гейминга" поделен между 3 крупнейшими игроками: EA Mobile, Gameloft и Glu Mobile. Эти компании довольно прочно обосновались на Олимпе сферы мобильных развлечений. Другие компании, такие как: Hands-On Mobile, THQ Wireless и Player X -выпускают разовые продукты или вовсе позабыли о мобильных играх до лучших времен, сконцентрировавшись на других рынках.
Из-за высоких цен на разработку и перенос игр с других платформ, а также незаинтересованности операторов в распространении новых игр под своим именем, сфера мобильных развлечений не испытывла роста в последнее время. По словам Стюарта Дредже (Stuart Dredge), главного редактора портала pocketgamer, главной причиной простоя индустрии мобильных развлечений является даже не отсутствие поддержки со стороны операторов, а разочарованность пользователей в мобильных играх прошлого поколения. Как говорит Стюарт, не так давно рынок был наводнен низкокачественными играми, которые активно рекламировались операторами, но не оправдывали ожиданий пользователей. Многие, заплатив приличные деньги и скачав мобильное приложение в прошлом, побоятся наступить на те же грабли вновь. Сегодня же можно с уверенностью сказать, что качество игр для мобильных устройств было улучшено в разы.
По мнению Стюарта, переломным моментом в переходе от низкокачественных игр-клонов к высококачественным релизам можно назвать выход платформы iPhone. Богатая начинка устройства в купе с простотой скачивания новых игр и бесплатными демо-версиями избавило пользователей от зависимости от оператора и навязываемых им приложений. Теперь любой владелец смартфона от Apple мог самостоятельно выбирать и скачивать понравившиеся ему игры и приложения, используя онлайн-магазин AppStore.
Благодаря тому, что добавить приложение в AppStore может любой желающий, конкуренция в последнее время значительно усилилась. Рынок все еще поделен между тремя крупными компаниями, но небольшие разработчики отвоевывают свои доли рынка. Благодаря хорошо организованной финансовой политике (70% от стоимости приложения отходит разработчику, а 30% компании Apple), с каждым днем в AppStore появляются все новые имена и игры.
С выходом App Store конкуренция между крупными производителями телефонов усилилась: в борьбу вступили такие гранды индустрии, как Google, BlackBerry, Windows Mobile и Nokia. Кажется, для сферы мобильных развлечений наступили золотые времена.
С этим согласен и Марк Оллила (Mark Ollila), ответственное лицо игрового подразделения Nokia. По его мнению, важную роль в развитии отрасли играет появление новых мобильных онлайн-магазинов, таких как: AppStore, N-Gage, Ovi Store и др. Независимым разработчикам больше не нужно прятаться за спинами крупных корпораций или создавать однотипные приложения по заказу операторов.
Уже сейчас можно сказать, что сфера мобильных развлечений наконец начала движение вперед. Если ее развитие и дальше пойдет в этом направлении, то уже совсем скоро индустрия мобильных игр избавится от своего негативного имиджа и станет популярной среди самых разных пользователей мобильной связи.
© СОТОВИК