Кросс-платформенные игры для Android и iPhone. Часть первая
Мы предлагаем погрузиться в обзор кросс-платформенных развлекательных приложений, которые позволяют владельцам мобильных устройств на разных операционных системах играть друг против друга.
Когда мобильным миром властвовала Java, всё было очень просто: разработчики создавали увлекательную по тем временам игрушку, работавшую на всём обилии поддерживаемых устройств. Сейчас всё иначе: мобильная экосистема разделилась на платформы вроде iOS, Android и Windows Phone, каждая из которых предлагает свои собственные игры. Впрочем, некоторые бестселлеры типа Angry Birds доступны на ведущих мобильных операционных системах, но вряд ли в них встроен режим многопользовательских сражений между владельцами конкурирующих между собой смартфонов и планшетов.
Проблема очевидна: разработчикам мобильных приложений мало того что в тягость выпускать одинаковые игры для разных платформ, но куда сложнее обеспечивать их бесшовное взаимодействие друг с другом. Да, во множестве существуют инструменты кросс-платформенной разработки, в теории предполагающие, что достаточно лишь однажды написать код игры, дабы последующий ее перенос на несколько платформ оказался несложным делом. Альтернативный подход состоит в использовании HTML5-концепций, эксплуатирующих веб-стандарты, поддерживаемые любым современным браузером. В любом случае над софтверным девелопером висят два меча: с одной стороны игры в собственных кодах получаются более качественными, но нуждаются в постоянной поддержке для всего спектра платформ при малейшем изменении кода, с другой — создание веб-игр ввиду их универсальности оказывается более трудозатратным процессом и требует высокого мастерства программиста, притом что производительность итоговых приложений будет далека от идеальной.
Итак, игровая кросс-платформенность на деле упирается в ряд барьеров, требующих изрядного вложения времени и сил, чтобы получившаяся игрушка, например для Samsung Galaxy S II, равно как не отличалась от таковой для iPhone 4S и Lumia 900, так и позволяла игрокам бороться друг против друга.
Мы не будем углубляться в нюансы искомой проблематики — это задача отдельного материала, а расскажем об уже доступных на рынке кросс-платформенных мобильных играх. Сразу заметим, что наш обзор вполне может оказаться неполным, ведь нет никакого инструмента, при помощи которого удалось бы автоматически собрать список таких игр, — мы искали их вручную.
Представляем первую тройку развлекательных тайтлов, призванных объединить пользователей из соперничающих мобильных вселенных.
Dungeon Defenders: Second Wave
Платформы: iOS, Android, Windows, Mac, Xbox, PS3, PS Vita
Игр в стиле «защиты башни» расплодилось немеряно, но совсем немногие из них обогащены какими-то «изюминками», выгодно отличающими от обилия товарок по цеху. Уникальность Dungeon Defenders: Second Wave заключена в привнесении в популярный жанр экшн-элементов и ролевой «прокачки» персонажей.
До четырех игроков одновременно занимаются совместной защитой волшебного кристалла от разрушения кровожадными монстрами. Участники прорабатывают собственную стратегию, опираясь на помощь союзников. Каждый игровой уровень разбит на два этапа — строительство и защита. Благодаря многопользовательскому противостоянию врагу можно безо всякой скуки проходить один и тот же уровень несколько раз, ведь игровое действо никогда не повторится.
С видеографической точки зрения «Защитники башни: вторая волна» богато и объемно оформлена, с красочными пейзажами и разнообразными цветовыми решениями — визуально игрушка не подвела. Геймплей протекает беспрепятственно, а управление продумано почти идеально, что очень важно, особенно, когда, находясь в гуще сражения, требуется незамедлительно восстановить разрушаемую злодеями башню.
Играть можно за одного из четырех классов персонажей: оруженосца, монаха, охотницу или мага — каждый из героев умеет строить оборонные башни своего типа, располагает специфическими умениями и владеет определенным оружием. Очевидно, различные сочетания классов порождают нюансы совместной стратегии, притом что все персонажи сбалансированы без перегибов в какую-либо сторону.
Так, оруженосец удобен в ближнем бою, его башни причиняют большой урон, а прочные баррикады останавливают монстров. Монах хорошо владеет ближним и дальним боями, вместо башен он пользуется аурами, которые поддерживают союзников или наносят урон врагам. Маг ориентирован на дальнее сражение, его башни обращаются к различным стихиям. Охотница также пригодна в войне на расстоянии, умеет создавать ловушки с ограниченным числом зарядом и становиться невидимой на некоторое время.
Следует понимать, Dungeon Defenders: Second Wave фактически не приспособлена для игры в одиночку: отсутствие поддержки союзников буквально через пару-тройку уровней приведет к поражению, причем не важно, какие линии обороны и стиль атаки выбраны — проигрыш неминуем. Если вы волк-одиночка, здесь вам не место: это игра с другой механикой. Но в любом случае, понятно, что столь необычное совместное развлечение окажется для многих чем-то новым и стимулирующим.
Star Legends: The Blackstar Chronicles
Платформы: iOS, Android, Windows, Mac, Linux
Всем поклонникам многопользовательских онлайновых игр посвящается космическая сага о поисках приключений, славы и богатства на далеких планетах.
Предыстория такова. В 41-м веке в глубоком космосе идет ожесточенная война между четырьмя расами: безжалостными скорнами, неведомыми богами наделенными темным могуществом; некрокиборгами ривенами, находящимися в союзе со скорнами, которые призвали их к жизни; людьми из оборонных сил объединенных колоний; сторонниками людей в лице роботов моудов. Прошли слухи, что на соседней колонии обнаружено присутствие инопланетных чужаков из совсем другой расы. Люди и роботы, пытаясь перетянуть одеяло сражения в свою сторону, рискуют всем, отправляясь к неведомому, где их ждут толпы неприятелей, враждебных окружений и таких же паломников.
Star Legends: The Blackstar Chronicles пришла на смену не менее популярной Pocket Legends — оба игровых тайтла сумели собрать вокруг себя огромную аудиторию благодаря кросс-платформенной поддержке, подключившей iOS, Android, а также персональные компьютеры через браузер Google Chrome. Впрочем, будучи мобильными, «Звездные легенды» потеряли в том, что касается функционального охвата в таких вещах, как сражение, объединение в кланы, использование мастерства, погружение в квесты и прочих, — трудно повторить всю сложность полноценных многопользовательских онлайновых игр на ПК.
Впечатления от Star Legends: The Blackstar Chronicles положительные: уже с первых шагов игра затягивает. Создание персонажа выполняется очень просто: достаточно выбрать пол и класс героя — десантник, агент или инженер, а затем подкорректировать его внешний вид.
Управление реализовано следующим образом: виртуальный аналоговый джойстик или «коснись, чтобы идти» — отвечают за движение игрока, отдельная кнопка огня запускает автоматическое поражение близлежащей цели, которую кроме того можно указать вручную двойным касанием. Каждый герой располагает умениями, нарабатываемыми через прохождение уровней и активируемыми опять же касанием. Автоматическая атака и быстрый выбор специальных возможностей максимально упрощают ведение боя, который окажется по силам любому, даже без быстрой реакции.
Вселенная Star Legends разбита на зоны, каждая из которых является картой с определенным числом играющих одновременно. Если количество таковых превышает квоты, создается дубль этой зоны. Перемещения между зонами выполняются мгновенно, без каких-либо утомительных мультипликаций в реальном времени, совершенно невостребованных на мобильных устройствах вроде планшетов.
Квесты в многопользовательских онлайновых играх всегда остаются предметом для обсуждения: существует большое разнообразие мнений, каким образом задания должны выполняться, какие их типы следует использовать и как они могут быть реализованы в игре. Впечатления от квестов в Star Legends смешанные. Их положительность заключена в быстроте: пользователи планшетов, зачастую коротающие время в транспорте, не собираются тратить много времени на определенный игровой промежуток. Задания легко получить у различных персонажей и обратившись к системным терминалам — в любом случае игрок будет мгновенно телепортирован в нужную зону для прохождения квеста. Оборотная сторона медали очевидна: выполнение квестов поставлено на конвейер, и пропадает эффект погружения в игровой сюжет — диалоги обычно занимают лишь несколько строчек, и, кажется, никак не влияют на основную нить. Впрочем, если вам по душе сладость действ и грабежа, а не ощущение сопричастности к персонажу, всё в порядке.
Процедура объединения в группы сделана сообразно мобильности Star Legends — без каких-либо сложных и тонких настроек. Первый тип группирования реализован автоматическим добавление к клану в момент попадания в определенную зону. Игровой опыт и добыча распределяются между членами группы. Такая система очень хороша, поскольку не только упрощает объединение игроков, но и поощряет к созданию гильдий. Второй тип группирования осуществляется через список друзей, которыми вы будете постепенно обзаводиться в игре. Каждый квест фактически выполняется совместно, что придает ему дополнительную живость. А вот чат в игре реализован проблематично: непросто начать беседу с кем-то из игроков либо ответить на чей-либо шепот, а воспроизвести переговоры повторно вообще невозможно.
Повышение уровня игрока в Star Legends стандартно: опыт растет по мере выполнения заданий и по числу убитых мобов (управляемых компьютером персонажей) — как только опыт окажется достаточным, герой переходит на новый уровень. Это сопровождается прибавкой баллов и умений: баллы можно распределить между силой, сноровкой и интеллектом, умения отдаются на усовершенствование навыков, которые индивидуальны для каждого из трех классов героев, — либо они улучшаются, либо становятся доступными новые. С каждым апгрейдом уровня игрок ощущает себя немного по-новому, и такое развитие помогает противостоять любой скуке.
Экономика Star Legends опирается на два типа игровой валюты — кредиты и платину. Кредиты используются наиболее часто, так как на них покупаются снаряжения, пакеты и прочие объекты. Платиной можно обзавестись двумя путями: либо за настоящие деньги, либо через бесплатные предложения в игровом меню — она тратится на повышение умений, приобретение некоторого снаряжения и покупку кредитов. От ненужного имущества игрок может избавиться в мгновение ока, причем неважно, где и в каком состоянии он сейчас находится: торговцы скупят всё. В игре есть аукцион, предлагающий всё, что пожелает герой, — и, самое важное, каталог товаров подан в отличной, удобной форме.
Основных недостатков Star Legends можно выделить два: слабая проработка сюжетной части (у игрока, занятого квестами и сражениями, попросту теряется нить повествования, так как не очень ясна предыстория всего этого) и некоторая проблематика управления боем (в ожесточенных битвах попытки выбрать цель могут провалиться).
UniWar
Платформы: iOS, Android, Symbian
UniWar — интеллектуальная пошаговая стратегия, которая многими по праву считается одной из лучших в мире. Она настольно захватывающа, что способна запросто отнять у вас годы жизни. Разобраться с игрушкой по силам каждому, но для изучения всех нюансов ее тактики и стратегии может уйти бесконечно долгое время. Геймплей UniWar продуман до мелочей, а баланс почти идеален — поклонники культового «Старкрафта» будут рады безмерно. По сложности UniWar уместно сравнить с шахматами XXI века, тем более поле боя представлено шестиугольными клетками.
Сотни карт со встроенным редактором, три расы с только им присущими юнитами, тысячи игроков, режим кампании, онлайновые командные и индивидуальные баталии, добавление ботов, турниры в том числе на реальные деньги, встроенный чат, выбор необходимого на ход времени (от трех минут до трех дней). Наконец, изумительное сочетание необъятности шахмат, эмоций «Старкрафта» и логики «Цивилизации» — всё это UniWar.
Основная цель игры заключена в захвате на карте всех баз, и чем больше таковых, тем быстрее накапливаются деньги, на которые можно построить больше войск. Действовать напролом не выйдет, так как баланс сил у всех трех рас и их юнитов тщательно проработан. В боях нужно учитывать не только арсенал противника, но и картографию местности: леса, горы и реки могут равно как сыграть на руку вам, так и дать преимущества врагу.
В UniWar участвуют три расы: людей, титанов и хралеан. Люди похожи на терранов из StarCraft, в их распоряжении солдаты, танки, вертолеты, корабли. Титаны, или киборги, напоминают протосов, они пользуются супертехнологиями: роботами, летающими машинами, ракетоносцами. Хралеане, или пришельцы, выступающие аналогом зергов, ставят на живую природу: червей, драконов, жуков, мух. Расы характеризуются специфическими особенности, сильными и слабыми сторонами.
У каждой расы есть восемь типов боевых единиц (юнитов), распределенных по четырем классам: пехота, тяжелые сухопутные, авиация и флот. Их свойства описываются стоимостью, подвижностью, дальностью атаки, возможностью и силой атаки против каждого из типов юнитов, силой защиты и дальностью обзора. Некоторые юниты обладают дополнительными возможностями: умеют захватывать базы, способны атаковать сразу после перемещения, могут телепортироваться, перемещаться под землей.
В картах UniWar представлены девять типов местности: равнины, базы, леса, горы, болота, пустыни, моря, гавани и медицинские пункты. В прямой зависимости от типа местности находится ее проходимость, определяющая расход баллов подвижности юнитов при их передвижении. Местность влияет на находящихся на ней юнитов: так, земля может наращивать дальность атаки определенных из них, а горы, наоборот, уменьшать защиту. Базы и гавани нужны для создания боевых единиц, медицинские пункты троекратно ускоряют ремонт и оздоровление войск.
Игроки ходят по очереди, выполняя определенные действия имеющимися в распоряжении юнитами и базами. Как только с юнитом совершены все возможные операции вроде перемещения, атаки, остановки, захвата или восстановления, использовать его нельзя до следующего хода. В начале хода игроку выделяются кредиты, генерируемые базами. Кредиты можно пустить на строительство новых боевых единиц, в том числе более сильных, если выждать время, накопив деньги.
Каждая раса UniWar располагает по одному особому юниту, который умеет превращать самую простую боевую единицу другой расы в своего сторонника. Так, человеческий инженер может перепрограммировать робота титанов, ассимилятор титанов научен трансформировать жуков хралеан, а инфектор хралеан способен заразить морпеха людей.
Кроме того, эти же специальные юниты обладают дополнительными силами, воздействующими на определенные расы в пределах досягаемости: электромагнитное излучение инженера отключает всех титанов на целый раунд, ультрафиолетовое воздействие ассимилятора наносит один балл урона всем боевым единицам людей и хралеан, чума инфектора отравит юниты людей до конца игры — их необходимо переправить в медицинский пункт или поставить рядом инженера.
Мы рассказали о самых основных правилах UniWar: все ее трюки и секреты будут открываться только самым настойчивым в освоении боевого мастерства. Баталии UniWar могут длиться месяцами, ведь совсем необязательно находиться в игре постоянно: достаточно зайти и сделать ходы во всех открытых играх (максимум двадцати), а затем продолжить заниматься своими делами. Найти соперника для UniWar-сражения легко, но одержать победу вряд ли получится сразу.
UniWar — великолепная пошаговая стратегия, она понравится каждому, хотя ее рьяными поклонниками станут лишь ценители этого игрового жанра, которых не смущает вся необъятная сложность в изучении особенностей рас, юнитов, местностей, карт.
© СОТОВИК