Как продавалась медь. "Укртелеком" как никогда близок к приватизации. Или это только кажется...
В среду, 5 марта, Кабмин назначил директора по корпоративному управлению ЗАО "Украинская мобильная связь" (бренд "МТС") Олега Проживальского заместителем министра транспорта и связи. В преддверии намеченной правительством приватизации "Укртелекома" такое назначение усиливает лоббистские позиции российской ФПГ "Система" (владеет "МТС" и "Комстар Украина") как потенциального покупателя госоператора.
Объединенные "МТС" и "Укртелеком" будут контролировать две трети украинского рынка связи по доходам, а также получат неограниченное административное и технологическое влияние на остальных операторов. О конкурентной среде в отрасли можно будет забыть. Хорошо, что этот апокалиптический вариант развития приватизации "Укртелекома" — не единственный…
Политика собаки на сене
Как уже неоднократно писало "ЗН", когда "Укртелеком" включают в план приватизации, это значит, что скорее всего он продан не будет. Причина — компания находится на пересечении интересов слишком большого количества политиков и бизнес-групп. В результате вокруг приватизации госоператора традиционно складывается ситуация, аналогичная басне о лебеде, раке и щуке. Ни одна из группировок не имеет достаточно ресурсов, чтобы пролоббировать продажу "Укртелекома" исключительно в своих интересах. Однако у каждой из них достаточно возможностей сорвать приватизацию, если что-то не по ней.
Классическим примером является ситуация лета 2004 года (см. "ЗН", ?30 от 31 июля 2004 года), когда правительство утвердило конкурсные условия, отсекавшие "Систему". И последней пришлось убеждать администрацию президента пойти на "изменение реальности" с уничтожением тиража газеты "Ведомости приватизации" и удалением из истории двух распоряжений Кабмина.
Кстати, по некоторым данным, на Олега Петровича как раз и будет возложена задача лоббировать новые приватизационные условия. Напомним: недавно руководство "МТС" сообщило, что получило от правительства Украины предложение изложить свое видение процесса приватизации "Укртелекома". И изложило. Сведений о том, получали ли подобные предложения другие операторы, нет. Ждем повторения 2004 года в обратной конфигурации?
Вывод: теоретически "Укртелеком" может быть продан только в случае синергии интересов нескольких политических и бизнесовых групп, позволяющей преодолеть саботаж остальных. Рассмотрим основные политические и экономические силы, влияющие сегодня на приватизацию "Укртелекома", а также направления их лоббизма.
Политические продавцы
Среди политических сил условно выделим группировку Юлии Тимошенко (на данном этапе ее можно ассоциировать с правительством Украины), группировку Ющенко—Балоги (соответственно, секретариат президента) и Партию регионов (влиятельная депутатская группа и финансовые ресурсы). А также "питерскую группу" Путина—Медведева—Реймана, которую уже можно смело записывать в игроки украинского политикума.
Интерес "питерской группы" наиболее очевидный. С геополитических позиций, это — усиление позиций России (читай — собственного государственного телеком-бизнеса) на мировом телекоммуникационном рынке. А также установление контроля над одной из важнейших стратегических отраслей экономики Украины.
Средства лоббизма, доступные группе, — влияние на многочисленных депутатов во всех политических лагерях, позволяющее проводить политику "разделяй и властвуй". А также финансовые ресурсы "большой тройки" российских телекоммуникационных ФПГ: "Связьинвеста", "Алтимо" и "Системы". Для "питерской группы" не важно, кто из этих компаний купит украинского госоператора. В любом случае она останется "при своих".
Вторая по силе мотивации — группа Тимошенко. Приватизация "Укртелекома" жизненно необходима правительству, чтобы пополнить доходную часть госбюджета и обеспечить выполнение социальных программ. С точки зрения укрепления влияния на электорат, удачная продажа госоператора повысит рейтинг Юлии Владимировны на пути к президентству. Не говоря уж о том, что такая продажа покажет, кто в стране хозяин — Юля или Витя.
Ресурсы — вся исполнительная вертикаль в отрасли, которая фактически выстроена. Бютовец Иосиф Винский возглавляет Минтранссвязи, его близкий друг и соратник в делах охотничьих Олег Проживальский — Госсвязи. НКРС планируется подчинить Минтрансу. Вот только с контролем над ФГИУ не сложилось. Поэтому и ходят слухи о планах передать госпакет акций оператора в управление Минтранссвязи. Кому продавать "Укртелеком" — западному или российскому инвестору, Юлии Владимировне все равно: лишь бы дали больше денег.
Мотивация группы Ющенко—Балоги, скорее, отрицательная: не дать Тимошенко усилить свои позиции за счет этой сделки. Виктор Андреевич, однако, является одним из последовательных сторонников скорейшей продажи "Укртелекома" крупному западному оператору. В данной ситуации ему придется делать непростой выбор. Оставаться последовательным и поддержать продажу компании или под разными предлогами блокировать ее.
Возможен и вариант, при котором Ющенко позволяет Тимошенко процедурно подготовить "Укртелеком" к приватизации, а затем отправляет правительство в отставку. После чего процесс завершает следующий премьер-министр, не имеющий президентских амбиций.
Цели и задачи Партии регионов в приватизации "Укртелекома" размыты. Теоретически, у Рината Ахметова есть желание и возможность купить госоператора. Однако это не является для него жизненно необходимым. Он и имеющимся-то у него телекомактивам — "Астелиту" и "Оптиме-Фарлепу" — не уделяет много внимания, рассматривая их не более чем забавный элемент диверсификации инвестиционного портфеля. Сражаться за "Укртелеком" насмерть Ахметов не будет, но купить попытается. Партия его в этом поддержит.
Но отдельные ее члены не против поучаствовать в приватизации если не всего госоператора, то хотя бы части его средств. Например, донецкий бизнес курирует утилизацию богатого драгметаллами оборудования аналоговых АТС.
Или вот в начале февраля при "Укртелекоме" был создан негосударственный пенсионный фонд "Эмерит-Украина", куда компания намерена перечислять 22 млн. грн. ежемесячно. Председателем совета фонда является Артемий Ершов — экс-заместитель председателя правления "Укртелекома" и однокурсник уважаемого регионала Сергея Левочкина по нархозу, его доверенное лицо. Какова будет судьба фонда и денег после приватизации компании — большой вопрос.
Экономные покупатели
Среди потенциальных покупателей можно назвать всех крупных участников украинского телекоммуникационного рынка. Главный интерес у каждого — заплатить меньше и получить больше.
Итак, "Система"/"МТС" — игрок, наиболее мощный финансово, а также имеющий мощное лобби в высших эшелонах власти. Но с государственной точки зрения покупка "Укртелекома" "Системой" будет стратегически невыгодным вариантом. Фактически частная зарубежная компания получит контроль над целой отраслью целой страны. Впрочем, государственными интересами в Украине принято скорее прикрываться, чем их реально учитывать…
Ни "Алтимо", ни "СКМ" в случае покупки "Укртелекома" контроля над целой отраслью не получат. Поскольку принадлежащие им мобильные операторы — "Вымпелком" и "Астелит" — компании небольшие. Зато объединение ресурсов любого из них с ресурсами "Укртелекома" позволит создать по-настоящему мощного "третьего оператора" и вывести рынок мобильной связи из состояния дуополии. С рыночной точки зрения любой из этих двух вариантов более перспективен.
"Алтимо", скорее всего, будет участвовать в конкурсе посредством объединенного "Вымпелкома"—"Голден Телекома". Через "Вымпелком" долю в "Укртелекоме" получит и Telenor. Вариант покупки "Укртелекома" "Киевстаром" в силу корпоративного конфликта в компании выглядит маловероятным. Хотя в этом случае собственники компании тоже получили бы контроль над всем рынком.
"СКМ" — единственный потенциальный покупатель с украинской пропиской. Но создай государство преференции этой компании, его сразу обвинят в дискриминации иностранных инвесторов. Кроме того, "СКМ" — объективно самый бедный из потенциальных покупателей и сможет перебить предложения "Системы" и "Алтимо" только в случае альянса с Turkcell. Поэтому всерьез вариант покупки "Укртелекома" "СКМ" можно рассматривать только в случае, если госкомпанию будет продавать следующее правительство, сформированное ПР (пусть даже в "широкой коалиции").
Участие в приватизации "Укртелекома" крупных западных компаний можно рассматривать разве что теоретически. Главная причина — для них неприемлема степень прозрачности "Укртелекома", а риски, связанные с такой сделкой, слишком высоки. Кроме того, большинство крупных западных игроков находятся в состоянии перманентного финансового кризиса. Для того чтобы увидеть на конкурсе по продаже "Укртелекома" тот же Telenor, Austria Telekom, Deutshe Telekom, Telefonica и т.д., государству нужно создать им специальные преференции. Да и российские покупатели приложат максимальные лоббистские усилия для того, чтобы "гиганты" обошли "Укртелеком" десятой дорогой.
Дао Дзекона
Между "продавцами" и "покупателями" находится еще одна сила, имеющая на продажу "Укртелекома" самое непосредственное влияние. Это нынешний менеджмент компании во главе с Георгием Дзеконом. Георгий Борисович занимает пост председателя правления компании уже более четырех лет — рекорд для "Укртелекома". За это время он проявил себя как гениальный менеджер и дипломат. При нем "Укртелеком" стал мобильным оператором и крупнейшим интернет-провайдером. При этом никто не забывал и о личных интересах.
Это — политико-экономическая фигура, без преувеличения, масштаба Георгия Кирпы. Разница — Дзекон более самодостаточен и стреляться из-за таких пустяков, как смена бизнеса, не будет. Он пережил на посту "оператора" "Укртелекома" четыре правительства... Однако есть вероятность, что пятого правительства он не переживет.
И не только потому, что его когда-то теплые отношения с Юлией Владимировной существенно охладились (источники в правительстве несколько раз наблюдали, как Дзекон безуспешно пытался попасть к ней на прием). 27 февраля с.г. правительство инициировало очередную проверку финансово-хозяйственной деятельности госоператора. Причина — в проекте финансового плана на 2008 год ОАО "Укртелеком" спрогнозировало рекордные убытки в 1,5 млрд. грн. И таким образом серьезно поставило под вопрос свою привлекательность для потенциальных покупателей. А ведь мало кто знает и понимает истинную причину такой ситуации.
На этапе утверждения финплана на 2007 год "Укртелеком" тоже пугал правительство убытками в 400 млн. грн. (см. "ЗН" ?39 за 14 ноября 2006 года). Однако 2007-й компания закончила с упавшей по сравнению с 2006 годом на 42%, но все же прибылью в 267 млн. грн. (при доходе около 8 млрд. грн., который вырос по сравнению с 2006 годом на 1,8%).
Цифры эти, кстати, почти полностью совпали с зафиксированными год назад в окончательном варианте плана. Поэтому, судя по всему, правительство решило сменить Георгия Дзекона на менеджера, который "нарисует" более приемлемый для потенциального покупателя финансовый план на следующий год. Это небезопасно: новичок может не справиться с многочисленными подводными камнями, оставленными предшественником, и прогноз Дзекона об убыточности "Укртелекома" сбудется. Впрочем, российский капитал, учитывая его геополитические задачи, это вряд ли смутит...
© СОТОВИК