Поэзия, проза и экстазы коммуникации
Мобильная индустрия наконец ощущает себя единой: ведущие игроки отрасли определились с тем, что действительно нужно абоненту. Это высокие скорости, интуитивно понятные интерфейсы сотовых трубок и адекватные цены, снижением которых уже готовы заняться чиновники.
"В этом году мы подошли к поворотному моменту в истории развития мобильной связи и мобильного интернета", — начинает свою речь Роб Конвей, директор ассоциации GSM, выступая перед сотнями ведущих игроков рынка связи, приехавших на Мировой мобильный конгресс в Барселону, чтобы потусоваться и порассуждать, как сделать свои сотовые бизнесы еще более доходными.
"Впервые у нас есть все, чтобы добиться успеха! — энергично продолжает Конвей. — У нас есть и новые сети, и новые скорости, и новые гаджеты! Да-да, у нас есть скорость благодаря новым технологиям. У нас есть сотни интересных телефонов с поддержкой высоких скоростей и дата-карты, даже такие, которые будут стоить не более десяти долларов. — Конвей взмахивает руками. — У нас также есть привлекательные цены! Ведущие мобильные операторы мира выводят на рынок все более доступные тарифы на выход в интернет".
Однако оставим на секунду пламенную риторику и перенесемся всего на несколько часов назад. Все тот же мобильный конгресс, ставший повивальной бабкой новых технологий и мобильных услуг по всему миру. Корреспондент "Эксперта" подключает к своему ноутбуку миниатюрный модем, полученный для тестирования от одной из российских сотовых компаний, чтобы оценить все преимущества мобильных сетей нового поколения. "Скоро все эти чудеса будут и у нас, — потирает руки автор, — ведь российские операторы уже строят аналогичные сети в России, а значит, экстаз коммуникации не за горами". Модем подключается легко: один за другим сами устанавливаются какие-то файлы — только жми себе все время "ОК". Открываем рабочую почту, тревожный момент ожидания. Но пауза затягивается до неприличия — индикатор загрузки страницы еле ползет. Пробую загрузить "Живой журнал" — та же история. "Одноклассники" — и снова еле-еле...
За три дня конгресса автор перепробовал сети всех мобильных операторов в Барселоне, причем в разных местах этого прекрасного города, но чудес скоростного интернета так и не испытал: даже предела скорости в 150-200 Кбит в секунду удавалось достичь нечасто. Между тем за эти три дня, пользуясь только почтой и открывая изредка страницы ЖЖ, автор загрузил 23 Мб данных. Будь он не тестером, а рядовым абонентом российских операторов, вернувшись, он обнаружил бы счет примерно на 11 тыс. рублей. Будь он абонентом одного из европейских операторов, по итогам командировки в Барселону заплатил бы около 130 евро. И это при том, что сайты грузились с трудом.
Теперь вернемся назад, в зал. О чем же говорит Роб Конвей, руководитель самой крупной лоббистской ассоциации в мире мобильной связи? Видимо, его слова нуждаются сразу в двойном переводе. Счастье еще не наступило, говорит он, зато впервые у индустрии сотовой связи есть четкое понимание того, куда нужно двигаться и где находятся эрогенные зоны мобильного бизнеса. Ровно то же самое говорит сразу за Конвеем Арун Сарин, глава крупнейшего в мире по доходам сотового оператора — Vodafone. У Сарина нет сомнений по поводу того, что возбуждает его абонентов. Это высокая скорость, простота и доступность всех услуг, а также низкие цены. После многолетнего опьянения футуристическими идеями в новом году именно эти прозаичные темы стали ключевыми для мобильной индустрии.
Скорость убивает
После многолетних поисков "убойного приложения" (killer application, как говорят иностранцы), услуги, которая создаст новый супердоходный рынок — как это было с эсэмэсками, индустрия наконец пришла к отрезвлению. Рассказывая о последних успехах своей компании, руководитель австралийского оператора Telstra Сол Труджило откровенно признался, что всего несколько лет назад Telstra был инерционным, неповоротливым, типичным таким большим оператором. Но словно азартный игрок в покер, Труджило рискнул и сделал ставку размером один миллиард долларов — на технологию HSPA, которая в десятки раз ускоряет передачу данных в сетях сотовой связи нового поколения (3G). Буквально за один год Ericsson, крупнейший производитель оборудования для сотовых сетей, довел сеть Telstra с пиковой скорости 3,6 Мбит до 14,4 Мбит в секунду. Среди всех абонентов Telstra меньше чем за полтора года число пользователей сети 3G выросло с 5 до 38%, а в декабре 2007 года доходы от новой сети впервые превысили доходы от сети старого поколения — GSM. Причем доля дохода от передачи данных у Telstra выше, чем от эсэмэсок, и составляет в целом 31%, чего не удавалось достичь еще никому, кроме Японии. В причинах успеха у Труджило нет сомнений: "Скорость действительно "убивает", если говорить о том, что ощущает наш абонент, когда выходит в мобильный интернет".
Сейчас абоненты Telstra используют свои мобильные модемы и телефоны, чтобы работать удаленно, делать в интернете покупки и пользоваться онлайн-банкингом, общаться в социальных сетях и просто развлекаться. Может возникнуть вопрос: зачем абонентам столь высокие скорости? Ответ неожиданно прост: чтобы стереть различия между беспроводным и проводным выходом в интернет. Дело в том, что разрыв между скоростями теоретическими (ведь производители оборудования сотовой связи любят говорить о максимально достижимых скоростях, и совсем не любят — о гарантированных) и реальными еще очень высок. И абоненты постоянно чувствуют огромное отставание скоростей сотовых от скоростей в проводных сетях. Во многом поэтому давняя задача сотовых операторов — "каннибализировать" доходы операторов проводных — до сих пор остается труднорешаемой.
Впрочем, скорости операторам обеспечивают как раз производители оборудования — вендоры. В этом году они несколько изменили подход к презентации своих решений. Наиболее показательным в смене парадигмы оказался Ericsson. Если раньше шведы постоянно твердили о возможностях операторов, то в этот раз Ericsson решил посмотреть на свои решения с точки зрения обычных абонентов. Большинство технологий были показаны через призму взглядов трех разных людей — Джессики, Тома и Мози. Джессика — типичная современная девушка: у нее свой блог, море друзей в интернет-мессенджере (программа вроде аськи или мейл-агента), она любит смотреть музыкальные клипы, ролики на YouTube и вообще кучу времени проводит в интернете. Чтобы удовлетворить нужды такого абонента, оператору нужны системы такие-то, объясняют демонстраторы из Ericsson. А вот Том — он карьерист и трудоголик, для него главное — быть постоянно на связи со своим бизнесом, для него каждая минута — деньги, поэтому ему важны бизнес-решения операторов. Наконец, Мози. Он живет в Нигерии и пока далек от всех чудес интернета. Для него сотовая связь означает возможность улучшить свою жизнь, чаще общаться с родственниками, а доступ в интернет — получить образование, найти лучшую работу и укрепить будущее семьи.
Компания Alcatel-Lucent обратилась к похожей парадигме, чтобы показать, как будут выглядеть мобильные услуги в ближайшие пять-семь лет. Вот перед нами утро типичного "белого воротничка". Молодой человек еще только бреется, а зеркало уже работает как сенсорный экран, который синхронизирован с телефоном. На экране свежие деловые новости, котировки, список важных встреч и звонков. Время обеда — внезапно звонок от жены: у сына важный футбольный матч. Одним щелчком наш герой переключает свой телефон на видеовещание с камеры на телефоне жены. Но у него есть друзья в блогах и социальной сети, которые тоже на матче — значит, можно подключиться к вещанию с их телефонов и увидеть игру с другой точки зрения! Вот уже новая картина: девушка ходит по магазинам и выбирает платье. Раньше нужно было таскать с собой подруг-советчиц, но в недалеком будущем она уже фотографирует себя в разных нарядах, отсылает в блог фотографии, подруги получают на свои трубки сообщения и голосуют за лучший наряд, а наша героиня быстро знакомится с результатами.
Касание будущего
Глядя на демонстрации, нетрудно заметить, что все эти действия герои виртуальных роликов выполняют легко и непринужденно, шустро перебегая пальцами по экранам своих телефонов. Но на большинстве современных трубок все это потребует десятков щелчков по кнопкам. Любой фанат продукции компании Apple предположит, что эти герои — пользователи телефона iPhone от Apple с сенсорным дисплеем (еще его называют тачскрин — touchscreen). Но это маловероятно. В этом году с решениями на основе тачскринов выступили почти все производители трубок. "iPhone заметно встряхнул сообщество производителей телефонов", — заметил в своей речи Роб Конвей.
"Для операторов iPhone сыграл роль поворотного элемента, он перевернул весь подход к мобильному интернету, — объясняет Александр Изосимов, генеральный директор российского сотового оператора "Вымпелком" и член совета директоров Ассоциации GSM. — Этот телефон показал, что мобильные сервисы могут быть интуитивно простыми и ими очень активно пользуются даже непродвинутые абоненты. Оказалось, что в одной не слишком дорогой трубке можно совместить интуитивный интерфейс, яркий экран, мощный процессор, хорошую батарею — и все это будет надежно и удобно работать". "Они сделали музыку и видео живыми и доступными прямо на телефоне — и завернули все это в изящное решение", — говорит в своем выступлении Роб Конвей. "Мы все видим, каким успехом пользуется мобильный интернет у владельцев iPhone", — признается Арун Сарин. И это действительно так: всего за пару недель до конгресса Рене Оберман, CEO немецкого оператора T-Mobile, подтвердил, что пользователи iPhone потребляют в 30 раз больше трафика, чем средний абонент его компании. А еще раньше из Google в New York Times утекла информация, что iPhone генерирует огромный приток трафика на сервисы поисковика. И это при том, что трубка от Apple не поддерживает высокие скорости в сетях нового поколения.
Всего через полгода после запуска в США модели iPhone — а Apple продала уже около 4 млн штук — лидеры рынка мобильных трубок дружно ответили вызову Стива Джобса. Телефоны на основе интуитивного тач-интерфейса (то есть понимающего различные касания пальцев) в Барселоне представили Samsung, LG, Sony Ericsson, Toshiba, HTC, Garmin.
Одной из жемчужин выставки стал смартфон Xperia X1 от Sony Ericsson на основе Windows Mobile, с выдвижной клавиатурой, сенсорным дисплеем и поддержкой скоростных HSPA-сетей. Телефон, который появится на рынке через полгода, как говорят специалисты, еще несколько сыроват, поэтому на выставке к нему даже не разрешали притронуться, опасаясь критики, и показывали издалека. Очень похожую трубку представил Samsung: модель F700 также имеет большой и яркий сенсорный дисплей и выдвижную клавиатуру. На стенде компании даже раздавали специальный журнал с горячим заголовком "Почему тачскрины взрывают рынок", где многочисленные авторы объясняли все удобства и преимущества тач-интерфейсов. В телефоне Soul, также представленном Samsung, другой взгляд на идею тачскрина. Роль основного экрана играет обычный дисплей, зато под ним — специальный тачскрин на основе жидких кристаллов, в зависимости от приложения на экране отображающий различные значки, нажимая на которые можно управлять телефоном.
LG, словно развивая идею своего популярного тачскрин-телефона Prada, выпустил еще одну трубку в этом стиле — KF700. Выдвижной клавиатуры (буквенной) в нем нет, зато есть слайдер с клавишами цифр — для удобного набора номеров. В телефон помимо традиционных технологических решений интегрированы поиск от Google, Google Maps, синхронизация с блогами и даже поддержка YouTube.
Сначала новинки вызывают восторг, но потом быстро замечаешь, что почти все тач-интерфейсы у новых трубок далеки от совершенства. Так, интерфейс телефонов Samsung заметно притормаживает, а значки на экране приходится нажимать по нескольку раз — экран не сразу "понимает" касания пальцев. На трубках LG красочные виджеты (например часы, прогноз погоды, список дел) здорово украшают экран, с ними удобно взаимодействовать, зато пролистывание опций меню несколько замедленное.
Возможно, чтобы не попасть впросак, не торопится со своим тач-интерфейсом Nokia. "Мы следуем нашим нескольким базовым принципам дизайна, — так объяснил стратегию компании гендиректор Nokia Олли-Пекка Калласвуо. — Мы последовательно идем по пути дизайна, который уже привычен нашим клиентам". Как говорят инсайдеры, окончательный вариант сенсорного интерфейса Nokia представит во второй половине 2008 года, а первая трубка выйдет на рынок лишь в 2009-м. Обозреватели гаджетов из Gizmodo, посмотревшие на тачскрин Nokia сегодня, отмечают, что те "еще очень далеки от Apple — они отстают на месяцы, если не на годы".
Новый крестовый поход
Если все перемены, о которых рассказано выше, неизменно вызывают у операторов благодушие и душевный трепет, то тема завышенных цен неизменно расстраивает и озлобляет. Вивьен Рединг, еврокомиссар по вопросам связи, давно стала настоящим кошмаром для мобильной индустрии Европы. В минувшем году она уже продавила снижение цен на голосовой роуминг по Европе с нескольких евро за минуту до максимальных 49 центов за исходящий звонок и 24 центов за входящий (причем цены будут принудительно снижаться год за годом). Но Рединг неугомонна: в Барселоне она предупредила операторов о своем намерении отрегулировать цены на эсэмэски и передачу данных.
Вообще вопрос цен все еще разделяет мобильную индустрию на разные лагеря. "Цены на передачу данных в роуминге еще очень далеки от приемлемого уровня. Это же просто чудовищно, когда, поехав в командировку, вы должны платить за одно письмо, полученное по мобильной почте, несколько десятков долларов, даже не зная, что там", — сетует Карл-Хенрик Сванберг, глава Ericsson. "Обращение к услугам почты, мобильного интернета или SMS не должно стоить в десятки раз дороже в поездках, чем дома", — вторит ему госпожа Рединг. А Роб Конвей тревожно восклицает: "Когда чиновники начинают регулировать рыночные цены, они прежде всего несут угрозу будущим инновациям. Операторы регулярно снижают свои тарифы на передачу данных, это очень конкурентный рынок".
Между тем на "очень конкурентном рынке" один мегабайт данных в роуминге, согласно исследованию Еврокомиссии, стоит сейчас в среднем 5,24 евро, в то время как на родных рынках, замечает Рединг, за 15 евро можно купить сразу сотню мегабайтов трафика. Рединг призвала операторов снизить тарифы "до приемлемого уровня", причем не только на данные, но и на SMS. Иначе с 1 июля этого года она начнет регулировать рынок сама.
Похоже, операторы выучили урок прошлого года. Только за последний месяц большинство лидеров рынка заявили о масштабных дисконтах. До 2 евро за мегабайт снизил тарифы T-Mobile. На 45% опустил цены Vodafone. То же самое сделала группа Telefonica: например, у ее британской дочки O2 тарифы упали с 15 до 3 фунтов за мегабайт. Наконец, оператор Hutchison 3, голландский KPN, бельгийский BASE, немецкий E-Plus и польский Play понизили тарифы на обмен данными друг с другом до 25 центов за мегабайт.
"Ситуация, известная как bill shock (шок от счета за услуги. — "Эксперт"), у нас действительно встречается, — признается Александр Изосимов. — Большие счета в самом деле негативно влияют на потребление новых услуг, отталкивают от них абонентов. Наша индустрия должна решить этот вопрос, другое дело, насколько радикально. Знаете, этот подход с ультиматумами работает плохо, нужен прежде всего диалог, дискуссия сторон. Госпожа Рединг не всегда глубоко понимает, как работает наш бизнес, а доставать меч и начинать диалог — это некрасиво".
Впрочем, мобильная индустрия тоже встречает Вивьен Рединг без особых реверансов. Ее присутствие на конгрессе поначалу старательно вымарали из всех бумаг для журналистов, ей даже не дали официально выступить, так что Рединг о своих планах пришлось рассказывать репортерам в коридоре. Зато делегатов конгресса с помпой приветствовал бывший мэр Барселоны, а ныне министр связи Испании. Как ни крути, сопротивление мобильной индустрии счастью своих абонентов все еще слишком сильно. А значит, перемены будут идти с треском.
© СОТОВИК