Перспектива с неизвестными
Глобальные проекты, начало реализации которых придется на 2008 год, логически вытекают из тенденций, которые обозначились на рынке связи. Но для того чтобы они развивались, необходимо до конца исчерпать уже имеющиеся возможности.
Борьба мобильных операторов Петербурга за наибольшее число подключившихся абонентов ушла в прошлое. Естественно, рост в этой области не может продолжаться до бесконечности — он уже практически достиг разумных пределов: проникновение составляет 160%, в среднем у шести из десяти пользователей мобильной связи есть две SIM-карты. Если оставить в стороне сомнения по поводу точности этих данных, то вполне можно предположить, что вряд ли с увеличением этой цифры вырастут и доходы операторов.
От просто абонента — к активному абоненту
"Основная задача для нас — не продажа SIM-карт, — говорит коммерческий директор Северо-Западного филиала компании "МегаФон" Елена Налобина. — В первую очередь это экономические показатели, в том числе ARPU (сумма дохода от одного абонента). Поэтому нас интересует не столько количество, сколько качество абонентской базы". Можно смело утверждать, что подобной позиции придерживаются и остальные члены "большой тройки". На сегодняшний день тарифная политика основывается на стремлении предоставить как можно больше различных модификаторов (таких как льготный тариф доступа в интернет в ночное время или пакеты SMS/MMS по сниженной цене), поэтому интерес операторов направлен на активных пользователей. "Та линия, которая приносит нам успех и которую мы будем продолжать в следующем году, — объясняет коммерческий директор компании МТС "Северо-Запад" Ольга Зиброва, — основывается на конкурентоспособных тарифах и шагах, позволяющих сохранять лояльность активных абонентов сети. Мы постоянно увеличиваем количество тарифных модификаторов, которые, с одной стороны, стимулируют потребление, а с другой — снижают расходы активных абонентов".
И как показывают годовые отчеты, надежды операторов на здоровый интерес клиента к дополнительным услугам и всяческим бонусам вполне оправдались: за 2007 год рост ARPU составил у разных операторов от 17 до 30%. В частности, неуклонно растет спрос на мобильный интернет. Так, в прошедшем году операторами Петербурга отмечено увеличение доли дохода от GPRS-трафика на 2,6-3,7% в общем объеме дохода от дополнительных услуг, а число абонентов, обращавшихся к мобильному интернету в течение года, выросло в три-четыре раза. "Рост доли дополнительных услуг в ARPU — тенденция, которая свойственна рынку мобильной связи в целом, — замечает Ольга Зиброва. — Однако этот рост происходит не за счет снижения потребления услуг голосовой связи, а за счет того, что дополнительные услуги становятся все более доступными и, как следствие, увеличивается количество людей, их использующих".
В определенной степени это уже конкуренция за трафик с операторами фиксированной связи, которая традиционно извлекает прибыль, предоставляя доступ в интернет. Можно предсказать, что это соперничество не ограничится одной областью. Мобильные операторы будут систематически уменьшать стоимость междугородных звонков, причем не только внутри сети (эта тенденция наметилась уже в прошлом году), а вне зависимости от службы обеспечения входящего трафика. Первопроходцем в этой области оказалась компания МТС, которая в декабре 2007 года вышла на рынок с подобным предложением. Но уже в ближайшем будущем стоит ожидать повсеместного распространения услуги недорогой междугородной связи: на данный момент все крупнейшие игроки мобильного рынка обладают лицензиями на оказание этих услуг и готовы к выводу продукта на рынок.
Однако утверждение, что операторы переключились с борьбы за абонентов на борьбу за повышение ARPU, справедливо только в отношении крупнейших городов. Если рассматривать присутствие операторов в целом по Северо-Западу, то можно увидеть, что лишь "МегаФон" представлен относительно равномерно во всех регионах, и в меньшей степени — МТС. А присутствие "Билайна" фрагментарно: "Есть такие районы, где мы представлены хорошо, как в Калининграде, а где-то наоборот, например в Коми, — признает директор Северо-Западного региона компании "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Андрей Елисеев, — и для этого есть объективные причины. На рынок Северо-Запада мы вышли достаточно поздно, соответственно, и лицензии получили тогда же. Упущенное время за короткий срок не наверстать".
Так и компания "Теле2", по словам ее PR-менеджера Сергея Андрияшкина, в качестве основной своей задачи на 2008 год видит реализацию полученных лицензий на вещание в четырех регионах Северо-Запада — Вологодской и Псковской областях, Карелии и Ненецком АО, где до нынешнего момента компания не была представлена вообще. В этих регионах борьба за клиента только начинается, поэтому естественно ожидать появления специальных региональных тарифов и, как следствие, активного соперничества именно в этой области. Но отмеченные выще тенденции повлияют и на развитие услуг в регионах: очевидно, что здесь операторы мобильной связи будут стремиться развивать в первую очередь долю активных абонентов, пользующихся дополнительными услугами.
Ненаполнимый 3G
Учитывая общий тренд увеличения внимания, в первую очередь к дополнительным сервисам, взоры участников рынка — как операторов, так и абонентов — обращаются к 3G как к новому стандарту связи, который обеспечивает высокие скорости передачи данных. С сетями 3G связывают надежды на увеличение числа пользователей мобильного контента, который станет интереснее и разнообразнее.
Лицензии на оказание услуги 3G лидеры рынка приобрели еще летом. "МегаФон" открыл первый участок сети в октябре, но пока достаточно сложно предсказать, когда же сеть 3G заработает повсеместно. Проблема не столько в модернизации существующей сети, сколько в предоставлении контента. Принципиально новые услуги в сети 3G, которые сегодня может предложить оператор, — это быстрый "Мобильный интернет" (в сети "МегаФон" — до 3,6 Мбит/с) и "Видеозвонок".
"В перспективе технологии 3G — широкое поле деятельности для развития дополнительных услуг, — рассуждает Елена Налобина. — Речь идет о "тяжелом" контенте, главным образом о видео. Хорошие перспективы у мобильного радио и телевидения. Ожидается также появление дополнительных услуг на основе видеосвязи, которую можно считать визитной карточкой 3G".
Проблема в том, что дополнительных услуг пока нет. "Запуск 3G не может быть самоцелью, — замечает Андрей Елисеев. — В структуре доходов европейских операторов новая возможность, которую сейчас может предложить 3G в России — видеозвонок, — составляет меньше 0,01%. Сейчас пока нет продукта, для которого была бы необходима сеть формата 3G, и мы не видим смысла в том, чтобы активно внедрять ее".
Отношение к вопросу о предоставлении 3G-связи делит российских операторов на два лагеря. Принципиальная разница между ними заключается в определении собственной функции. Если первый лагерь, к которому относятся "Билайн" и абсолютно солидарный с ним в этом вопросе "Теле2", видит свое предназначение в предоставлении разного рода каналов связи, то второй, включающий в себя "МегаФон" и МТС, помимо этого считает необходимым создание мобильного контента. Так, к примеру, в "Билайне" говорят, что на данном этапе развития нет необходимости внедрять новый формат связи, поскольку рынок еще не насыщен имеющимися ресурсами и услугами и лишь по достижении этого уровня появится смысл предоставлять новые услуги. Компанию МТС, по словам Ольги Зибровой, вовсе не останавливает отсутствие острой необходимости в новом формате связи. В планах МТС значится запуск 3G-связи уже в третьем квартале нынешнего года, а вопрос создания специального контента компания решает собственными силами. При этом нельзя утверждать, что данное мероприятие обречено на успех. Если в Европе, например, 3G-связь уже получила широкое распространение и пользуется достаточной популярностью, то прогнозировать, что у российского потребителя будет аналогичное отношение к этой услуге, не берется никто.
Предлагать вместе
Однако компаниям в 2008 году придется решать еще одну принципиальную проблему, которая во всей полноте вырисовалась к концу 2007 года, — возможность или необходимость выхода на рынок фиксированной связи. Данная перспектива появилась на рынке корпоративных клиентов, обеспечивающих заметный ежегодный прирост выручки мобильных операторов. Существенную роль играет тот факт, что, в отличие от рынка для физических лиц, он стабильно прирастает и притом весьма ощутимо — по наблюдению клиентов, как минимум на 25-30% ежегодно.
Так, в 2007 году компании, традиционно лидирующие в Петербурге в этом сегменте — "МегаФон" и МТС, — увеличили свою премию более чем на треть. В то же время "Билайн" (заметно отстающий от них по числу подключенных абонентов) добился удвоения своей премии. "Создана структура для работы с корпоративными клиентами, и она, как показал год, работает хорошо", — объясняет успехи своей компании Андрей Елисеев. Но более вероятно, что в будущем году "Билайн" увеличит свою долю на рынке мобильной связи для корпоративных абонентов не столько за счет отлаженной системы работы с ними, сколько за счет реализации предложения по предоставлению услуг мобильной и фиксированной связи в одном пакете.
В декабре 2007 года компания "ВымпелКом" купила если не крупнейшего, то определенно одного из крупнейших частных операторов фиксированной связи Golden Telecom. Хотя в компании отмечают, что процесс слияния может растянуться на длительный срок (поскольку это слияние является исключительным по размеру объединяемых компаний не только для российского, но и для европейского рынка), возможности для совместного продвижения услуг, в том числе и в Петербурге, открываются в ближайшей перспективе. По всей видимости, они будут задействованы, ведь "Билайн" — не единственный оператор, который может предлагать одновременно услуги фиксированной и мобильной связи. В минувшем году это направление активно развивал "МегаФон". Правда, он выбрал несколько иной сценарий: владея лицензией на развитие услуг местной связи, "МегаФон" создал и в начале 2007 года запустил в эксплуатацию сеть регионального масштаба.
При этом необходимо отметить, что, развивая услуги для корпоративных клиентов, "Билайн" изначально выбрал несколько иной алгоритм построения связи. Если лидеры рынка делали акцент на создание собственной интеллектуальной платформы, позволяющей совершенствовать услуги связи вне зависимости от ресурсов оператора, обеспечивающего фиксированную связь, то "Билайн", предоставляя услуги (особенно сложные), активно использовал возможности местных операторов, заключая с некоторыми (например, с компанией "Стрим" или Orange Telecom) партнерские соглашения. "На наш взгляд, у фиксированного оператора больше возможностей учитывать персональные требования по организации связи, делать "мелкую настройку"", — объясняет руководитель корпоративного отдела Северо-Западного региона компании "ВымпелКом" Михаил Лазарев. Кроме того, партнерские соглашения позволяют предоставлять клиенту раздельную тарификацию — услуги, которые удобнее и дешевле было обеспечивать с помощью фиксированной связи (междугородные звонки или доступ в интернет). Поэтому объединение с Golden Telecom — это одновременно возможность и улучшить качество параметров связи, за которые отвечали местные операторы, и удешевить их.
Рынок корпоративной связи — это действительно тот сегмент, где могут быть востребованы конвергентные услуги связи. Требование современного бизнеса, чтобы сотрудник был доступен на протяжении всего рабочего времени вне зависимости от местоположения, приводит к тому, что определенные шаги к сближению фиксированной и мобильной связи уже сделаны. Опция автоматической переадресации звонка со стационарного телефона на мобильный достаточно давно пользуется популярностью. Но, с другой стороны, мобильные операторы, владеющие каналами фиксированной связи, пока не могут предложить что-либо принципиально новое. По крайней мере московская компания АФК "Система", владея и оператором сотовой связи (МТС), и крупнейшим в столице оператором фиксированной связи — МГТС, пока не создала продукт, который давал бы ей значительное преимущество перед другими операторами. Проект конвергенции сотовой и фиксированной связи, подобно услуге 3G, остается без наполнения.
© СОТОВИК