Отвлекающий тариф

   Автор статьи: Семен Степанчиков

Прошло чуть больше года с момента последнего, 50-процентного, повышения тарифов на услуги местной фиксированной связи, а "Укртелеком" уже лоббирует новое — на этот раз на 20%. Мотивация та же, что и год-два назад: местная связь убыточна, и увеличение стоимости минуты должно приблизить ее к рентабельности. Однако именно необходимость через столь короткий срок корректировать тарифы указывает на то, что это ? полумера.

На минувшей неделе НКРС одобрила проект новых "Предельных тарифов на общедоступные телекоммуникационные услуги". Согласно статье 62 Закона Украины "О телекоммуникациях" после изменений, внесенных в нее в ноябре минувшего года, к ним относятся услуга подключения конечного оборудования потребителя к телекоммуникационным сетям общего пользования (в т.ч. с радиодоступом), фиксированная телефонная связь в пределах зоны нумерации и услуги вызова служб экстренной помощи и справочных служб.

Действие тарифов распространяется на всех операторов, оказывающих услуги фиксированной местной связи, которые могут отступать от них не более чем на 40% в сторону уменьшения. Впрочем, обычно этого никто не делает.

Проект должен быть согласован с Антимонопольным комитетом Украины, Госкомпредпринимательства и Федерацией профсоюзов Украины. После чего будет окончательно утвержден НКРС, а затем Минюстом и только тогда вступит в силу. В комиссии прогнозируют, что новые тарифы удастся ввести со второго квартала 2008 года. Хотя предыдущий вариант "Предельных тарифов..." более года не мог пройти согласование у профсоюзов.

Проектом новых "Предельных тарифов..." предлагается увеличить абонентскую плату за пользование телефонным аппаратом для жителей городов в случае почасового учета телефонных разговоров с 13,7 до 16,44 грн. (все цифры приведены с НДС). Абонентная плата за пользование телефоном в случае отсутствия почасового учета разговоров увеличивается с 19,58 до 23,5 грн.

При этом продолжительность нетарифицируемого времени местных телефонных разговоров для городского населения уменьшается с 200 до 120 минут. Увеличивается стоимость минуты разговора свыше установленного лимита — с 5,4 до 6,48 коп. На разговоры сверх 14 часов в месяц действует 30-процентная скидка.

Тарифы на услуги сельской телефонной связи остаются без изменений. Предлагается уменьшить с 200 до 180 грн. плату за установку телефонов в городах и селах.

Международные и междугородные звонки вышеупомянутым законопроектом ? 2296 были выведены из перечня общедоступных услуг, а потому впервые не фигурируют в одобренном НКРС документе. Что позволяет "Укртелекому" самостоятельно устанавливать цены на них. Стоимость звонка с фиксированной сети госоператора на сети мобильных операторов установлена на уровне 1,2 гривни за минуту. За двумя исключениями: звонок на мобильные телефоны "Утела" стоит 60 коп. (все-таки собственная сеть), а на мобильные телефоны "Голден Телекома" — 1,08 грн. (видимо, в качестве бонуса по взаиморасчетам за пропуск трафика).

Впрочем, текущее повышение тарифов на городскую связь не сделает их прибыльными. По данным госоператора, для достижения рентабельности цены на услуги фиксированной городской связи необходимо увеличить на 25-50%, а сельской фиксированной связи — на 50-70%. Убытки государственного оператора фиксированной связи "Укртелеком" от предоставления услуг местной связи в городах за девять месяцев текущего года составили 140 млн. грн. Для сравнения: по сельской связи убытки "Укртелекома" за тот же период — 400 млн. грн., однако тарифы на нее не повышаются вообще...

Местная связь приносит "Укртелекому" около 20% доходов (около 1,4 млрд. грн. в минувшем году), причем доля эта постоянно снижается. Легко подсчитать, что увеличение тарифов принесет оператору прирост дохода в 250-300 млн. грн. На первый взгляд сумма значительная, однако она как минимум вдвое меньше убытков от оказания этих услуг. Поэтому от внутреннего кросс-субсидирования "Укртелекому" никуда не деться.

По мнению НКРС, реальным решением этой проблемы могло бы стать создание Фонда универсальных услуг (ФУУ). Механизм его действия таков: операторы отчисляют некоторый процент своих доходов (предлагается 2%) в фонд, из которого им компенсируются затраты на оказание убыточных общедоступных услуг (как трафика, так и строительства сетей). Причем право на получение компенсации имели бы все операторы, оказывающие такие услуги, в том числе мобильные.

Крупные мобильные операторы традиционно выступают против создания ФУУ. Они считают, что это фактически будет равносильно усилению налогового пресса. А также высказывают опасения, что использование средств фонда будет осуществляться непрозрачно, в пользу "Укртелекома". В НКРС по этому поводу любят приводить пример США, где такой сбор составляет 5% и никто не смеет роптать на решения государства. Так что создание указанного фонда остается вопросом политической воли.

Основной причиной снижения доли доходов от местной связи является так называемый переток трафика в мобильные сети. С одной стороны, грядущее повышение тарифов должно способствовать росту этого перетока. Стоимость внутрисетевых звонков в сетях основных операторов сравнима с "укртелекомовскими" расценками. Так, в тарифе "МТС Первый" минута внутрисетевого звонка стоит 3 коп., в "Билайн Простые Вещи" — 2 коп., а в "Киевстар Новая Минута" — копейку (правда, все цифры — со второй минуты звонка, не говоря уж о бесплатных внутрисетевых звонках у life:). Поэтому, столкнувшись с необходимостью платить 17-23 гривни абонплаты, многие клиенты "Укртелекома" перестанут относиться к фиксированному телефону как к данности и начнут анализировать трафик и расходы на него — а нужен ли он им вообще?

При этом переток трафика будет и дальше происходить в направлении крупных мобильных операторов. Абонентов у "Киевстара" и "МТС" даже по отдельности вдвое больше, чем у "Укртелекома", поэтому многим из них нет нужды звонить друг другу с фиксированного телефона. Мобильный проект "Укртелекома", с которым последние три года руководство компании увязывает выход из финансового кризиса, пока не избавился от статуса нишевого. За первый месяц к сети "Утел" подключилось 5 тыс. абонентов. Если к концу года их будет вдвое больше, то они смогут генерировать чуть более полумиллиона гривен дохода в месяц. При таких темпах подключения количество абонентов к концу следующего года не достигнет и 100 тыс., а годовой доход от предоставления услуг мобильной связи составит 60-70 млн. грн. Это в десять раз меньше текущих затрат на этот проект и в 20 раз меньше общих планируемых.

По мнению экспертов, нынешние темпы подключения к "Утелу" непоказательны ввиду малой интенсивности рекламной кампании (например, по непонятным причинам маркетологами фактически не "отрабатывается" новогодний пик продаж). Не задействован и "резерв верховного главнокомандования" в виде тендеров на обслуживание госструктур. Впрочем, учитывая приход к власти правительства Юлии Тимошенко, с которой у Георгия Дзекона были достаточно теплые отношения, все еще впереди.

Чистая прибыль "Укртелекома" за девять месяцев текущего года составила 271 млн. грн. Вряд ли по итогам года она дотянет до 400 млн. грн. Таким образом, у правительства Тимошенко не получится потребовать от "Укртелекома" выплаты значительных дивидендов на государственную долю, как это было сделано в 2005 году в обмен на утверждение финансового плана компании со значительными расходами на мобильную связь. Потенциал "Укртелекома" как бюджетообразующего предприятия фактически исчерпан.

Поэтому едва ли не единственный способ заработать на компании (и государству, и всем заинтересованным лицам) — это ее продажа. Вполне возможно, что новому правительству удастся сделать то, что не удалось предшественникам, — продать "Укртелеком" по сценарию "Криворожстали". Или, по крайней мере, активно поговорить об этом. Потому что все негативные факторы никуда не делись. По-прежнему нет стратегических инвесторов, заинтересованных в такой сделке (кроме российских, заинтересованных разве что в том, чтобы купить по дешевке). И оператор по-прежнему нуждается в серьезной реструктуризации.

Кстати, в минувшем году биржи реагировали на повышение тарифов "Укртелекома" ростом котировок его акций (вследствие ожидания роста его финансовых показателей). Поэтому ввод в действие новых тарифов госоператора со второго квартала создаст новое "окно", благоприятное для продажи.

Нужно отметить, что тарифы "Укртелекома" на местную связь, как и тарифы отечественных мобильных операторов, — одни из самых низких в Европе (кроме, разве что, России, где тарифы сопоставимы). Так, абоненты "Телеком Грузия" платят семь центов за минуту местного звонка, абоненты Eesti Telekom — от 2,5 до трех центов. От двух до девяти центов за минуту местного звонка платят абоненты Telekomunikacja Polska, в 1998 году приватизированного Orange. Причем девять центов за минуту в дневное время платят абоненты так называемого социального пакета, или малоговорящие. Такая же ситуация и в Чехии: оператор местной связи Czech Telecom, находящийся в собственности О2, предлагает своим абонентам тарифные планы со стоимостью минуты местного звонка от четырех до восьми центов.

В развитых странах тарифы устроены немножко по-другому. Так, абоненты Deutsche Telekom в Германии платят три цента за минуту, однако абонплата у них составляет от 70 USD. Шесть центов за минуту местного звонка платят абоненты British Telecommunications при абонплатах 21-37 USD в разных тарифных планах. И даже при таких тарифах и абонплатах местная связь в этих странах балансирует на грани рентабельности.

Так что в случае приватизации "Укртелекома" кем-то из европейских телекоммуникационных гигантов нынешнее повышение тарифов компании покажется цветочками.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля