Третий старт третьего поколения. Кого "порвет" "Укртелеком" на рынке мобильной связи?

   Автор статьи: Семен Степанчиков

Украинский телекоммуникационный рынок семимильными шагами движется в эпоху связи третьего поколения. Это происходит на пять-семь лет позже, чем в Европе, и даже на два года позже, чем в Таджикистане, однако почти в ногу с Россией. Если старт первой в РФ коммерческой UMTS-сети "Мегафона" в Петербурге состоялся 2 октября, то первая украинская сеть в этом стандарте, от компании "Укртелеком", была запущена 1 ноября.

В России, правда, уже четыре года действует сеть CDMA-2000 1х EV-DO компании "Скайлинк"; две сети в этом стандарте в 2007 году запустились и в Украине — от компаний "Телесистемы Украины" (ТМ PEOPLEnet) и "МТС" (ТМ "МТС Connect").

Однако 3G — это не только новые стандарты мобильной связи, для использования которых нужно покупать новые "трубки". Это другая философия телекоммуникационного бизнеса — продажа не соединений с другими абонентами, а услуг, предоставляемых с помощью высокоскоростного доступа к сети. К сожалению, большинство украинских операторов высокоскоростного беспроводного доступа не имеют четкой стратегии развития бизнеса по продаже услуг. И позиционируют себя фактически как интернет-провайдеры, отличающиеся от своих традиционных коллег лишь мобильностью абонентов.

Это обрекает компании на низкую норму прибыли, остающуюся на участке "последней мили". Низкую — потому что конкуренция в сравнительно небольшом сегменте много платящих абонентов, нуждающихся в скоростном мобильном Интернете, уже и так довольно высока. А ожидающийся приход на этот рынок еще как минимум трех игроков (UMTS-лицензии намерены получить все крупные мобильные операторы) еще больше сыграет на понижение цен. Поэтому коммерческий успех собственно 3G-сетей, в отрыве от всего остального бизнеса операторов, представляется сомнительным.

Одиннадцать друзей абонента
"Укртелеком" стал 11-м игроком украинского рынка сотовой связи (не мудрствуя над формулировками лицензий, отнесем к нему всех операторов, дающих абоненту возможность пользоваться мобильным телефоном, в т.ч. CDMA- и TDMA-компании, формально предоставляющие услуги фиксированной связи). И третьей компанией, предлагающей услуги мобильного доступа в сеть на мегабитной скорости. Тарифы "Укртелекома", предложенные абонентам, наводят на ряд размышлений относительно его будущего рыночного позиционирования.

Видеозвонок — визитная карточка 3G. "Укртелеком" стал первой компанией, которая продемонстрировала коммерческий видеозвонок с мобильного на мобильный. И сделано это было в стандарте UMTS/HSPA. Несмотря на то, что оборудование более "продвинутого" стандарта CDMA2000 1x EV-DO Rev.A, используемого "Телесистемами" и "МТС", тоже позволяет совершать видеозвонки, ни одна из этих компаний не завезла в страну мобильных терминалов, поддерживающих эту услугу. Впрочем, о "терминальной проблеме" ниже.

Так вот, стоимость минуты видеозвонка в сети "Укртелекома" такая же, как и у обычного голосового внутрисетевого вызова — 25-35 коп., в зависимости от тарифного плана. Нужно, правда, учесть, что де-факто видеозвонки в сети "Укртелекома" могут быть только внутрисетевыми. В Украине никто эту услугу еще не поддерживает, а международные межоператорские соединения чаще всего организуются по VoIP-каналам, не обеспечивающим качественной передачи видеопотока. Поскольку спрос на эту услугу будет небольшой, то и тариф на нее "завлекательный". В европейских 3G-сетях тарифы на видеозвонки обычно в полтора-два раза выше, чем на голосовые вызовы.

А вот тот факт, что звонки на номера фиксированных сетей как "Укртелекома", так и других операторов, тарифицируются как внутрисетевые, позволит заметно экономить на звонках "мобильный-фиксированный". Кроме того, экономить на переговорах такого класса позволит и льготный тариф "фиксированный-мобильный" (60 коп./мин). Довольно низка стоимость переадресации с прямого номера на мобильный (40 коп./мин). Для сравнения: у мобильных операторов стоимость переадресации с прямого номера составляет 1,2 грн./мин, а у "Голден Телекома" в ряде тарифных планов переадресация бесплатна. Еще один штрих — довольно высокие абонплаты в тарифных планах "Укртелекома" — от 75 до 500 гривен.

Тарифная модель, взятая "Укртелекомом" для своего мобильного проекта, похожа на принятые в европейских странах, у тех же Vodafone и O2. Обычно там предлагают абонентам линейку тарифных планов с абонплатой от 10 до 150 евро и с количеством включенных минут от 30 до 5000. Стоимость минуты тем меньше, чем больше денег согласен платить абонент. Такие тарифные планы напрямую стимулируют ARPU — среднемесячный доход на одного абонента.

Итак, с одной стороны, судя по абонплатам, "Укртелеком" ориентируется на много говорящих и много платящих абонентов. А значит, его предложения вряд ли найдут широкий спрос среди 10 млн. мало платящих владельцев домашних телефонов. С другой стороны, неплохие тарифы на звонки между фиксированными и мобильными сетями будут востребованы на гораздо более узком (немногим более миллиона абонентов) рынке корпоративной связи. Именно на него, похоже, и "нацелился" "Укртелеком".

Конкуренция в этом сегменте чрезвычайно жестка. Договоры о крупных корпоративных подключениях заключаются на личных контактах очень высокого уровня. Однако шансы "пощипать" корпоративную абонентскую базу "МТС" и "Киевстара" у госоператора есть.

И, несомненно, один из главных "резервов верховного главнокомандования" — госструктуры, пользующиеся ныне корпоративными подключениями тех же "МТС" и "Киевстара". Кабмину даже не нужно обязывать их пользоваться услугами только мобильных операторов с государственной долей собственности — это было бы слишком грубо. Правительство может легким движением пера просто обязать все бюджетные учреждения провести новые тендеры на оказание услуг мобильной связи — просто затем, чтобы "завести" в состав претендентов "Укртелеком". Нужно отметить, что конкурентные преимущества компании в этих тендерах таки будут.

"Чешская модель" в степях Украины
Двумя неделями ранее скоростной мобильный доступ в Интернет предложила абонентам компания "МТС". В настоящий момент она предоставляет услуги в стандарте CDMA2000 1x EV-DO Rev.A в диапазоне 450 МГц, ранее использовавшемся "УМС" для аналоговой мобильной связи NMT. Оператор не предоставляет голосовых услуг в этом стандарте, несмотря на то, что имеет на это лицензию.

Потенциальная абонентская база компании — владельцы ноутбуков, перемещающиеся внутри крупных городов; например, работающие попеременно в офисе и дома. Сеть CDMA пока доступна в Киеве и Харькове; планируется развернуть покрытие "в крупных городах".

"МТС" сделала ставку на так называемые "коробочные решения" и предлагает абонентам наборы в виде модема и ПО к компьютеру. Настройка соединения занимает считанные минуты. Абонентов также должна соблазнить возможность оплачивать единый счет за услуги мобильной связи и мобильного интернета.

Модель, в которой услуги мобильной голосовой связи предоставляются в стандарте GSM, а сервисы скоростной передачи данных — с помощью более эффективной технологии CDMA EV-DO (в освободившемся после "отмирания" NMT диапазоне 450 МГц), называется "чешской", в честь оператора "Евротел" из этой страны, который ее впервые применил. Ею пользуются полтора десятка операторов как в Восточной, так и в Западной Европе — пока это единственный способ проникновения технологии CDMA EV-DO в регион, где родился и вырос GSM. За исключением румынского операторa Telemobil (ТМ ZAPP) — единственного в ЕС использующего CDMA для голосовых услуг.

"Чешская модель" предполагает наличие у абонента двух терминалов — для голосовой связи и для передачи данных. Это не слишком большое неудобство: интернетом все равно удобнее пользоваться с помощью ноутбука, чем телефона...

Несмотря на большой радиус действия базовых станций в диапазоне 450 МГц, МТС планирует предоставлять услуги высокоскоростной передачи данных только в городах. Аналогичной стратегии придерживаются и "Телесистемы", и "Укртелеком". Логично: именно в городах сосредоточена их потенциальная клиентская база. Однако потребность в таких услугах имеется и на остальных "бескрайних просторах" — у исследовательских групп, силовых структур, коммивояжеров, денежных путешественников. Да и просто для обеспечения скоростным интернетом регионов, куда нескоро дойдет кабельная инфраструктура.

"Укртелекомовский" UMTS туда точно не дойдет из-за малого радиуса действия базовых станций, а вот надежда, что рано или поздно CDMAщики обратят внимание на эту аудиторию, остается. Тем более что на "просторах" не нужна большая емкость сети, а значит, базовые станции можно ставить на пределе дальности.

Меряемся мегабайтами
Другой сравнительно небольшой сегмент абонентской базы, где "Укртелеком" вступит в конкуренцию с двумя другими игроками рынка 3G-связи, — абоненты, которым необходим мобильный скоростной доступ в Интернет.

Потребительские параметры сетей "Телесистем", "МТС" и "Утела" примерно одинаковы. Скорость передачи данных у последних двух компаний — до 3,6 Мбит/с, что соответствует спепцификациям Rev.A и HSPA соответственно. "Телесистемы" только в начале октября заключили контракт с Nortel на поставку оборудования для Rev.A и еще не презентовали услуги с использованием этой технологии. Пока скорость передачи данных в сети компании ограничена 2,4 Мбит/с.

Следует отметить, что речь идет о предельной для данных технологий скорости передачи данных. В "боевых" условиях канальная емкость сектора базовой станции делится между всеми абонентами, которые в нем "законнектились". Несмотря на то что алгоритмы разделения емкости в обоих стандартах достаточно совершенны, реальная скорость для конечного абонента существенно падает — до нескольких сот килобит в секунду. С этим явлением хорошо знакомы абоненты "Телесистем" и уже столкнулись пользователи услуги "МТС Коннект". В последнем случае сравнительно низкий диапазон, в котором работает компания, обеспечивает преимущество в дальности связи и проникающей способности, однако ценой более низкой канальной емкости.

Отвечая на вопрос о том, как поведет себя сеть "Укртелекома" в условиях сильной нагрузки, председатель правления "Укртелекома" Георгий Дзекон сообщил, что компания разработала предельные нормативы для скорости передачи данных, ниже которых она не должна опускаться. Они составляют... 128 Кбит/с на прием, и 64 Кбит/с на передачу. То есть сравнимы с таковыми для обычного GPRS. На практике это значит, что если скорость коннекта не опускается ниже этих значений, то жалобу абонента на "тормозной интернет" в компании не примут.

Что касается тарифов, то все три компании предлагают соизмеримую стоимость мегабайта. У "Телесистем" — от 4 коп. за мегабайт при абонплате 400 грн. до 10 коп. за мегабайт при абонплате 25 грн. У МТС — от 4 коп. за Мб при абонплате 200 грн. до 10 коп. при абонплате 50 грн. У "Укртелекома" — от 2 коп. при абонплате 300 грн. до 7 коп. при абонплате 70 грн., или до 70 коп. без абонплаты. Это всего в три-пять раз выше, чем тарифы кабельных операторов широкополосного доступа.

Трафика в несколько гигабайт в месяц вполне достаточно для любых рабочих потребностей: активного серфинга и блоггинга, коммуникаций, работы с электронной почтой с передачей объемных документов. Конечно, активная закачка мультимедийного контента через мобильный Интернет обойдется дороже, однако своя аудитория найдется и на эти услуги.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля