LBS по-украински
Аналитики уверенно относят украинский рынок мобильной связи к числу быстроразвивающихся. Четыре национальных оператора, между которыми развязалась нешуточная конкурентная борьба, ведут усиленный бой за каждого абонента. Оно и понятно, ведь каждый отдельно взятый пользователь услуг сотовой связи приносит своему оператору от 3 до 6 USD чистой прибыли в месяц (если верить показателям ARPU, предоставленным операторами связи).
Исследования, проведенные консалтинговыми компаниями, показывают, что украинские абоненты обладают повышенным уровнем осведомленности, в отношении мобильных устройств и технологий. Как сообщила популярному журналу "СОТА" Валерия Казбан, менеджер по маркетингу Nokia в Украине, высокий уровень осведомленности украинцев связан с тем, что перед покупкой сотового терминала, пользователь изучает всю доступную техническую литературу (журналы, форумы, обзоры), консультируется со специалистами. Вобщем все как в поговорке: "семь раз отмерь, а отрежь лишь один". А все это потому, что 300 евро для жителя Евросоюза это не деньги, а для рядового украинца — сумма, вполне сравнимая с месячной зарплатой. В таких условиях, операторы и вендоры сотовой связи, прилагают все усилия для того, чтобы абонент узнал об инновациях из первых рук. Кстати об инновациях. Недавно мы задумались о том, что практически все 4 национальных оператора предоставляют абонентам одинаковый набор услуг: SMS, MMS, e-mail, WAP, GPRS и т.д. Тщательное изучение продуктов, запущенных операторами показало, что эксклюзивных (тех, которые есть у одного провайдера, и отсутствуют у других) инноваций на рынке не много — 2-3 у каждого оператора. Одной из таких технологий для компании "Киевстар" является LBS (Local Based Services). Как видно из названия, эта технология предназначена для определения местоположения абонента. О ней мы поговорим в этой статье.
Эволюция LBS
Впервые украинские пользователи мобильной связи услышали про LBS в ноябре 2006 года. Тогда "Киевстар" ввел в коммерческую эксплуатацию первую услугу, основанную на вышеупомянутой технологии — "Мобильная карта". Описывать ее в деталях не имеет смысла — официальный релиз есть на сайте оператора. С ее помощью можно найти ближайшее кафе, аптеку, гостиницу или госучереждение. Во время тестирования услуги, были выявлены некоторые недостатки: "Мобильная карта" не работает в метрополитене, а ждать ответа по MMS приходится достаточно долго от 10 минут до 1 часа. Согласитесь, что в определении местоположения абонента временной фактор играет немаловажную роль.
Не долго "Мобильной карте" пришлось находиться в статусе единственного сервиса на основе LBS. В январе 2007 года общественности была представлена новая, вторая по счету, услуга — "Найди друга". Нетрудно догадаться по названию, что смысл этой услуги — поиск абонентов. Ответ на запрос о местоположении "друга" можно получить в виде SMS, MMS, e-mail, WAP-ссылки, или ссылки на WEB-страничку. Средняя точность определения местоположения — 550 метров. Для города-милионника эта цифра может быть несколько завышена, потому как плотность базовых станций на единицу площади выше.
В августе 2007 года, на украинском рынке мобильной связи, появилась третья (и последняя, на данный момент) услуга на основе LBS — "Маячок". Смысл этой услуги, по сути, практически идентичен сервису "Найди друга". Разница лишь в том, что "Маячок" ориентирован на украинские семьи. Это означает, что пользователь один раз создает "семью" (имеется в виду не родственные связи, а определенный круг абонентов). Затем можно удалять или добавлять абонентов.
Какой же будет следующей услугой, основанной на LBS нам узнать не удалось — Сергей Товстенко-Забелин, менеджер по связям с общественностью оператора дал понять, что такие услуги еще будут, но раскрывать свои карты сейчас, еще преждевременно. "У технологии LBS достаточно широкие возможности" — уверяет г-н Товстенко-Забелин — "запуску любой услуги предшествует тестирование возможного спроса. Обычно компания Киевстар объявляет о новых услугах в момент их старта". Полагаю, из такого заявления можно сделать вывод о том, что аббревиатуру LBS в рамках оператора Киевстар мы еще услышим.
LBS и право
Определение местоположения абонента, это, конечно, хорошо. Но, как и в любой бочке меда есть ложка с дегтем, так и технология LBS имеет обратную сторону медали: данные о размещение абонента могут получить третьи лица, которым не положено этого знать. Ведь, зная о том, где тот или иной пользователь сотовой связи находится в данный момент можно совершить что-то не совсем хорошее. Любая информация о размещении объекта, получаемая мобильным оператором, является конфиденциальными данными. В случае с тремя введенными услугами, абонент, у которого запрашивают местоположение, должен самостоятельно ответить на запрос. Ответ на SMS-запрос, означает согласие абонента. Если ответа на запрос нет в течение 15 минут, запрос аннулируется. Соответственно, получить данные о расположении абонента не удастся. Обратившись к четырем национальным GSM-операторам, мы решили выяснить, на каких основаниях можно получить данные о местоположении абонента. Ниже ответы операторов:
МТС-Украина
"Мы защищаем наших абонентов и с большим уважением относимся к их правам. Такая информация предоставляется только в исключительных ситуациях и в случаях наличия достаточных правовых оснований для раскрытия подобных данных".
Киевстар:
"Данные о местоположении абонента являются конфиденциальными по умолчанию. Они (в смысле, данные) предоставляется оператором правоохранительным органам в установленном законом порядке для осуществления оперативно-поисковой работы".
Life:):
"Поскольку в соответствии с законодательством вся информация об абоненте конфиденциальна и не может предоставляться третьим лицам, местоположение абонента без применения специальных технологий может определяться оператором только исключительно по запросу правоохранительных органов при наличии оснований, которые определены Конституцией Украины и законодательством, например, такими как наличие уголовного дела (МВД)".
Beeline:
"Доступ к определению местоположения абонента имеют сотрудники службы безопасности оператора (в случае служебных расследований), а также государственные правоохранительные органы при наличии специальных разрешений".
LBS и операторы
Исходя из ответов операторов, можно заметить, что узнать о местоположении абонента не так уж и просто. По крайней мере, для этого нужно получить большое количество разрешений. Сама по себе, информация определенно ценна, ведь в нашей жизни часто бывают ситуации, когда ответ на вопрос "где?" приобретает первостепенное значение. Технология LBS присутствует на украинском рынке уже 10 месяцев (с ноября 2006 года). Мы решили узнать планы других операторов, по отношению к услугам, позволяющим найти абонента с помощью GSM-сетей. Алена Городецкая, пресс-секретарь МТС-Украина сообщает, что в России МТС уже реализовало ряд услуг, основанных на вышеупомянутой технологии (такие сервисы как "Мобильные сотрудники" или "Локатор"). Украинский оператор намеревается в порядке очереди внедрить все LBS-сервисы, которые доступны в России.
Надежда Лубнина, PR-эксперт Life:) рассказала о том, что этот оператор считает перспективными технологии, позволяющие определять местоположение абонента, поэтому, в эту сторону уже были сделаны некоторые шаги. В настоящий момент, оператор анализирует возможность предоставления абонентам такой услуги. Возможно, в скором времени мы услышим об инновациях в области местоположения, ведь именно компания "Астелит" (ТМ Life:)) является лидером в области мобильных инноваций Украины.
Ярослав Долгов, ведущий специалист службы по связям с общественностью Beeline поделился с нами информацией, что в ближайшее время, этот оператор не планирует запускать услуги, аналогичные LBS. В принципе, это можно было предсказать, ведь Beeline находится в статусе самого молодого игрока на украинском GSM-рынке. Его покрытие до сих пор не дотягивает до трех конкурентов. Вероятно, "подтянув" дела с покрытием до уровня национальных операторов, руководство украинского Beeline пересмотрит свою позицию по отношению к LBS.
Итог
В итоге, по нашему мнению, технология LBS сейчас находится на первичной стадии своего развития, как это было несколько лет назад с MMS, e-mail, GPRS Интернет. Оператор-монополист, который предоставляет услуги на основе этой технологии, не опасается конкуренции со стороны других операторов (хотя и МТС-Украина и Life:) проявили готовность внедрить эту услугу). Тем не менее, через полгода-год, LBS может стать таким же предметом споров и обсуждений как тарифные планы для студентов или расценки на GPRS-трафик. Единственный конкурент в технологическом плане — GPS развит гораздо сильнее, чем LBS. Однако, нельзя не заметить, что при использовании GPS нужно носить с собой еще одно устройство (при том не дешевое), а детальные карты страны еще не нарисовали.
© СОТОВИК