Новые тенденции и возможности в области систем поддержки бизнеса (Business Support Systems - BSS)
В целях повышения лояльности клиентов, рентабельности операций и устойчивого роста доходов операторы связи продолжают поиск решений по запуску новых контент-услуг и способов модернизации систем OSS/BSS — путем добавления новых компонентов или замены старых.
Решающим фактором в этой связи является выбор правильного подхода к различным аспектам процесса конвергенции.
В настоящее время мы стоим на пороге отраслевой консолидации, грозящей стереть привычные границы между рыночными сегментами. С уменьшением доходности традиционных услуг, компании, предоставляющие услуги фиксированной, мобильной, кабельной и спутниковой связи, а также новые бренды, не имеющие отношения к сфере телекоммуникаций в ее традиционном смысле, стремятся расширить зоны своего виртуального и физического присутствия с целью захвата максимального рыночного пространства и увеличения клиентской базы. Кроме того, неожиданные конкуренты появляются с приходом новых технологий.
С точки зрения биллинга конвергенция, как правило, имеет место при использовании интегрированных систем и архитектур для обеспечения эффективности предоставления существующих (и новых) услуг. Конвергенция принципов тарификации prepaid и postpaid, пожалуй, является лучшим примером того, как создание единой архитектуры тарификации позволяет запускать услуги для всей клиентской базы с использованием единого расчетного и биллиногового модуля, который может быть внедрен как на IN/сетевом домене, ИТ домене или между ними на базе гибридного решения.
Ситуация еще более усложняется по мере дальнейшего распространения технологий передачи IP и по IP всего, что угодно и всеми возможными способами, а также в связи с возрастающей важностью задачи повышения доходов (и разработки бизнес-моделей) компаниями, не являющихся традиционными телекоммуникационными игроками, в общей цепочке создания дополнительной стоимости услуг. Таким образом, на данный момент в области конвергированных системных архитектур и решений существует не две, а четыре "научные школы": ИТ, базовая сеть/IN, IP и контент. И хотя они скорее дополняют друг друга, нежели взаимно исключают, каждая использует методику, отображающую собственный опыт и успешные разработки.
У всех перечисленных подходов свои преимущества: гибкость в области тарификации и CRM — у ИТ домена; функциональность режима реального времени — у базовой сети; высокий уровень рентабельности — у IP; успешная коммерческая платформа — у контента. Не лишены они и традиционных недостатков, среди которых: функционирование в автономном режиме, отсутствие гибкости в части управления данными о клиентах, неэффективная функция аутентификации, авторизации и учета (ААА), а также слабая интеграция с другими системами.
Независимо от того, какое решение (или комбинацию решений) использует компания, процесс конвергенции систем имеет внутренний характер. Однако, несмотря на то, что внедрение единого интегрированного решения тарификации prepaid/postpaid позволяет осуществить запуск новых услуг для всей клиентской базы, снизить затраты и упростить процесс для оператора, преимущества, как правило, также очевидны и для клиентов.
Для того чтобы выбрать эффективную бизнес-модель и получить прибыль от новых услуг, необходимо учитывать представления клиентов относительно ценности приобретаемых услуг. Стратегический подход к конвергенции биллинговых систем не должен более основываться исключительно на уровне возврата инвестиций (ROI) в развитие внутренних систем. Даже если значительная доля выручки по-прежнему приходится на передачу голоса и сопутствующие услуги, в силу существенного влияния таких услуг на популярность брэнда провайдера услуг, конвергентные услуги должны стать неотъемлемым компонентом предложения, формируемого для клиентов. К тому же, представления клиентов относительно ценности услуг уже не ограничиваются только показателями качества сети.
С точки зрения тарификации конвергенция услуг не обязательно подразумевает полную конвергенцию систем, обеспечивающих их оказание. Например, клиенту можно выставлять счета за пакеты triple — или quad-play (передача голоса, Интернет, ТВ и мобильная связь) путем слияния потоков данных учета трафика и использования элементарных бизнес правил в части применения базовых схем дисконтирования на этапе выставления счета. Однако данное решение, в отличие от конвергентных систем, не позволит ни интегрированно управлять пользовательской информацией, ни снизить затраты или упростить процессы. Более того, такое решение не позволит создавать действительно конвергентное предложение услуг для клиента — что потребовало бы привлечения многочисленных партнеров, использования множества платформ и каналов. Например, услуга предоставления информации по тарифам в режиме реального времени и сообщения расценок на услуги, предоставляемые другими компаниями по месту нахождения postpaid абонентов непосредственно перед заказом таких услуг требует применения широкого круга разнообразных приложений, которые ранее не использовались и которыми могут владеть разные бизнес единицы.
Таким образом, для того чтобы полнее использовать потенциал конвергенции в области биллинга необходимо конвергировать и системы, и услуги. Для этого потребуются новые бизне-модели, новые архитектуры и новые системы, позволяющие определять и предоставять такие услуги.
И последней задачей, решение которой могло бы привести к значительным изменениям в области взаимодействия систем поддержки бизнеса (BSS) и систем поддержки операций (OSS), является структурное разделение. Коммерческие инициативы, выдвинутые законодательными и регулирующими органами, в частности, в лице комиссара ЕС Вивьен Ридинг, основанные на идеях, возникших в процессе дробления компании Ma Bell в 80-х годах в США, а также в рамках операционного разделения услуг по обслуживанию сети и абонентов компании BT британским регулятором OfCom (ранее — OfTel) в 90-х, сегодня впервые приобретают статус нормативных требований. Владельцы сетевых инфраструктур и провайдеры услуг связи не могут более существовать как единые интегрированные предприятия. Таким образом, возникает вопрос...
в какой слой новой горизонтально выстроенной среды должны попасть различные функции и элементы систем поддержки операций и бизнеса?
Это станет основной задачей для архитекторов OSS и BSS на ближайшие 5 лет. Большинство провайдеров услуг демонстрируют традиционное видение конвергенции при определении задач будущего в этой области. Идеи, использованные при разработке традиционных систем, предназначенных для предоставления услуг связи посредством сетей общего пользования (PSTN) не принесут успеха, поскольку предусмотренный в них уровень гибкости определялся в соответствии с такими приоритетами и параметрами, которые на сегодняшний день потеряли свою актуальность и стратегическое значение. Если при разработке новых архитектур мы не будем принимать во внимание потребности бизнеса в постоянной и качественной взаимосвязи с клиентом, мы вряд ли сможем когда-либо воспользоваться преимуществами конвергенции нового поколения.
Хью Робертс (Hugh Roberts)
Старший эксперт по вопросам стратегии развития PATNI TELECOMS CONSULTING (Ранее Logan Orviss International).
Директор-консультант, BSS/OSS & Revenue Management — IIR Telecoms.
Ведущий докладчик и модератор Форума TeleEvo 2007
hugh@hughroberts.com
© СОТОВИК