Качественный и недорогой контент – миф или реальность? / Обзор музыкальных решений на рынке мобильного контента

   Автор статьи: Сергей Василенков

Российский рынок мобильного контента сравнительно молод. Впрочем, как утверждают аналитики, он один из самых перспективных в плане расширения. Это объясняется и большой численностью населения, и интересом к данной услуге "нестандартного" клиента. В понимании аналитиков мобильного рынка "нестандартным" клиентом услуг мобильных развлечений являются лица в возрасте 25-40 лет, офисные служащие, средний бизнес-класс и мелкие предприниматели.

Если на западе на эти услуги ориентирован рынок телефонов дорого сегмента Hi-low уровня (стоимость телефонов, которые выбирают представители данной группы, колеблется от 500 до 2000 условных единиц, и ориентированы они, в основном, на цели деловые, с соответствующим набором функций, зачастую исключающих возможность загрузки мультимедия приложений), то в России средний класс выбирает телефоны в ценовом диапазоне до 500 USD США с широчайшими возможностями для развлечений. Так, функциональные возможности этих телефонов позволяют играть, прослушивать музыку, загружать клипы и даже создавать on-line казино в мобильном, чем и занимаются в свободное от работы время (и не только) менеджеры среднего звена.

По оценкам аналитиков "Сотовика", российский рынок мобильных развлечений оценивается в 330 MUSD. Он живет по своим правилам, и порой не всегда законным. Большинство мелодий и рингтонов, выложенных на сайтах и доступных для скачивания, по сути, являются пиратскими. То есть владельцы сайтов не имеют лицензионных соглашений с правообладателями мелодий. Но, по большому счету, пользователей и потребителей это мало волнует. Скорее, наоборот. В прошлом году контент-провайдеры столкнулись с резким падением спроса на основной пакет — мультимедия. В связи с падением USD и изменившимися тарифами на связь резко подорожала стоимость мелодий и рингтонов для мобильных телефонов. Кроме этого, рынок был оккупирован недорогими корейскими мобильными телефонами, такими как FLY, VK mobile, Voxtel, способными воспроизводить мелодии в формате MP3. Покупатель попросту перестал платить за картинки и мелодии и загружать их с бесплатных сайтов, которые, к слову сказать, также являются пиратскими.

Контент-провайдеры стали терять не только покупателя, но и рекламодателей, приносящих львиную долю дохода. Однако ситуация выправилась, и на сегодняшний день лидеры рынка восстановили утраченные позиции. Примечательно, что наряду со столичными компаниями, большую активность проявляют региональные фирмы. Им легче проводить обширные PR компании, поскольку стоимость рекламных площадей в региональных СМИ дешевле, чем в столице. Большую роль в продвижении контента играет использование возможностей Интернет. Пользователей широкополосной безлимитной связи с каждым годом становится все больше, а, следовательно, количество посещений сайтов компаний-провайдеров увеличивается.

Однако не все так просто. У компаний провайдеров существуют серьезные проблемы, связанные с качеством предоставляемых услуг. Основной проблемой становится негативный опыт загрузки контента. По статистике одного из крупнейших в стране контент-провайдеров компании i-Free, лишь 46% WAP-закачек являются успешными, а контент, рекламируемый по телевизору, вообще удается загрузить от силы 20-25% абонентов.

Так, по данным i-Free, 23% "неудачливых" абонентов вообще не понимают, что такое пришедшая по SMS WAP-ссылка и что с ней делать, у 17% не настроена услуга WAP, в 40% случаев проблемы возникают из-за некорректно работающего GPRS, а 20% неудач приходятся на ошибки абонентов при отправке SMS или ошибки в рекламе.

Также в последнее время активно распространились так называемые "пакетные продажи". Абоненту в обмен на отправку SMS обещают "вместо одной" неограниченное количество мелодий, однако на деле оказывается, что, во-первых, запрос стоит гораздо дороже указанного (3-4 USD), а во-вторых, пользователь остается и вовсе ни с чем. Кроме того, помимо стоимости самой услуги придется платить оператору за WAP-трафик, который стоит очень дорого — до 10 USD за мегабайт. К концу этого года данная проблема была практически решена путем внедрения сотовыми компаниями программных решений для автоматической настройки телефонов (число успешных закачек достигает 70%), установлении контроля за деятельностью контент-провайдеров со стороны операторов, поддержки пользователей, снижения стоимости WAP-трафика и воздержания от введения МТ-биллинга.

Основными игроками на российском внутреннем рынке контент-услуг, по данным компании iKS-Consulting являются:
1. I-Free c 16% рынка;
2. Infon — 15%, что в суммарном выражении составляет 20 миллионов пользователей;
3. Информ-Мобил — 11%.
Кроме этого, значительную долю рынка занимают: Юник, SMS Media Solutions, Никита, Playfon, Plastic Media, Эдмар+, NextMedia и ТНТ.

Компании-лидеры достаточно серьезно подходят к организации своего дела. Так, при наполнении музыкального контента компания i-Free ведет основательную работу по изучению возможностей всех моделей телефонов, поступающих на рынок. И руководствуясь полученными данными, разрабатывает программную начинку мелодий и рингтонов, учитывая их совместимость с сотовыми аппаратами. В компании работают профессиональные музыканты, создающие рингтоны и реалтоны достаточно высокого качества, полностью соответствующие оригинальной мелодии и адаптированные под любую современную модель телефона. При этом компания придерживается правил "честной игры", и при создании рингтонов и реалтонов учитываются все авторские права. Компания сотрудничает с ведущими мировыми и российскими правообладателями — Российским авторским обществом, продюсерским центром Игоря Матвиенко, Sony Music, EMI Records, Warner Music, BMG Russia, Universal Music, Первым музыкальным издательством и другими. Благодаря использованию специально разработанной модели маркетингового планирования и прогнозирования новинки i-Free фактически опережают ведущие хит-парады. Списки мелодий звонков компании публикуются во всех ведущих российских печатных изданиях, совокупный тираж которых превышает 100 миллионов экземпляров в месяц. Рекламные блоки на ведущих музыкальных и развлекательных каналах помогают оценить звучание мелодии и заказать непосредственно во время трансляции. На мобильном портале компании пользователь может не просто найти понравившийся рингтон или мелодию, но и прослушать ее на компьютере.

Большой популярностью среди посетителей портала пользуются и суперзвуки, регулярно обновляемые модераторами. Компания имеет выход на рынки СНГ, стран Европы и Америки.

Большую активность по наполнению мультимедия контента в последнее время проявили и ведущие операторы мобильной связи.

Так, в августе МТС запустил новый музыкальный сервис на WAP-портале. Абонентам сети стали доступны мелодии в формате полного MP3-трека. В качестве дополнительной услуги оператор предоставил возможность даже установить ее вместо стандартных гудков ожидания ответа. На сайте представлена музыка различных стилей и направлений: русские и западные поп-хиты, R&B, хип-хоп, рок и альтернатива, "золотые хиты" и т.д. Стоимость услуг колеблется от 0,99 до 2 у.е.

Основной конкурент МТС компания "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") тоже не отстает, продвигая на своем портале как музыкальный контент в целом, так и создавая медиа-проекты отдельных исполнителей. Последняя акция компании — продвижение творчества популярной исполнительцы R&B — Ёлки.

В качестве совета пользователю предлагаем пользоваться услугами только лидирующих на рынке мобильного контента операторов. Это сможет обезопасить, прежде всего, от скачивания некачественного контента и позволит сохранить ваши деньги. Кроме этого, мелкие компании зачастую не следят за состоянием своих порталов — загружая мелодии с таких сайтов, можно одновременно с контентом скачать пару-тройку троянских вирусов, что выведет из строя не только мобильный телефон, но и компьютер, с которого пользователь заходит на сайт провайдера.

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля