Содержание против форм / У новичков рынка мобильного контента есть значительное преимущество - близость к потребителю
Замерший российский рынок мобильного контента ожидает грандиозное изменение ландшафта. Начавших исторически первыми торговлю мелодиями, Java-играми и картинками традиционных контент-провайдеров активно теснят непрофильные игроки. Итогом интервенции операторов, торговцев и производителей телефонов станет то, что уже в 2007 году специализация контентщиков усилится, а конкуренты в лучшем случае разойдутся по обособленным нишам.
Кардиограмма рынка
Серьезный спад на рынке дополнительных услуг сотовой связи, наблюдавшийся во втором квартале прошлого года, не на шутку испугал контент-провайдеров. Тогда доля дополнительных услуг в структуре доходов операторов сотовой связи сократилась с 13,9% в первом квартале до 12%. А показатель ARPU (доход в расчете на одного абонента) от VAS (дополнительных услуг) снизился с 1,5 USD (2004 год) до 1,1 USD.
Сегодня ситуация стабилизировалась ? подъемов, как, впрочем, и резких спадов, не наблюдается. По данным исследовательской компании iKS-Consulting, доходы российских контент-провайдеров в 2005 году составили 300 МUSD, тогда как в первом квартале 2006 года ? 110 МUSD. "Рынок контента замер и никуда не движется. Требуются новые интересные продукты хорошего качества", ? констатирует собственный аналитик ИАА "Сотовик" Сергей Аверин. Однако затишье обманчиво: прикрываясь стагнацией, на рынок выходят новые неожиданные игроки.
Игроки широкого профиля
Исторически первая в России попытка непрофильного игрока освоить контентный рынок обернулась неудачей. Как выяснилось в июле, запущенный год назад оператором МТС сервис i-mode не оправдал надежд сотовой компании. Вкладывать дополнительные средства в развитие услуги с японской родословной крупнейший российский оператор не собирается. Вместо этого новый менеджмент МТС приступил к широкомасштабной реформе отношений с сотрудничающими контент-провайдерами: их количество будет сокращено в ближайшее время в несколько раз.
Пока МТС оптимизирует отношения с поставщиками контента, экспансию на рынок мобильных мелодий и картинок предпринял ее главный конкурент ? ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). 10 августа "черно-желтый" оператор объявил о заключении соглашения со звукозаписывающей компанией Warner Music International (WMI) на поставку музыкального контента, главной особенностью которого является защита с помощью DRM (Digital Rights Management) от незаконного копирования и распространения. Правда, цена на VIP-мелодии порадует далеко не каждого: оператор просит за рингтон 32 руб. 20 коп., за реалтон ? 57 руб. 67 коп. Среднерыночная же цена на рингтоны составляет 1 USD, на реалтоны и MP3-мелодии ? 2?2,5 USD. Впрочем, несмотря на "премиальный" уровень цен, аналитики считают "билайновский" проект весьма перспективным, как в имиджевом, так и в коммерческом плане. "Было бы логично, если бы компания создала музыкальную библиотеку. Эта идея витает в воздухе, но контент-провайдерам ее сложнее реализовать как эффективный с коммерческой точки зрения проект", ? советует старший аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина.
Показательно, что сотовые операторы ? не единственный новый вид в экосфере мобильного контента. Проявить себя в деле торговли видеоклипами и Java-играми стремятся также производители сотовых телефонов и их продавцы. "Обжегшись" на i-mode, имевшая эксклюзив от МТС на торговлю телефонами с этой функцией сеть салонов связи "Связной" решилась на собственный эксперимент. Сотовый продавец взял несколько наиболее популярных моделей телефонов и снабдил их специальной кнопкой, дающей возможность легкого доступа к контенту на сайте "Связного". "Встроенная в телефон кнопка, которая ведет в магазин контента, просто-напросто снимает для пользователя необходимость обращаться к услугам других контент-провайдеров", ? говорит Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью "Связного". По прогнозам ритейлера, доля продаж "улучшенных" трубок к концу этого года в общем объеме реализации достигнет 20?25%.
Равнение на деление
Наблюдатели последних тенденций на рынке мобильного контента уверенно заявляют, что этот сегмент ждут кардинальные изменения. По мнению Маргариты Зобниной из iKS-Consulting, в скором времени на рынке произойдет переход к нишевым продуктам (ringback-тоны, Java-книги), контент-провайдеры будут вынуждены диверсифицировать портфолио своих услуг либо уходить в отдельные подсегменты (медиаконтент, игры, знакомства).
Первые проявления перечисленных тенденций уже отмечают и сами традиционные участники контентного бизнеса. По мнению Андрея Швечкова, менеджера по связям с общественностью компании "Никита Мобайл", ввиду существенного роста возможностей мобильных телефонов наиболее популярными в ближайшее время будут полнометражные клипы, интерактивные видеоигры (где в зависимости от ваших ответов вам показывается тот или иной видеофрагмент). "По нашим прогнозам, ожидается развитие многопользовательских игр ? это направление, в котором будут развиваться Java-игры", ? продолжает мысль коллеги Георгий Замышляев, первый заместитель генерального директора контент-провайдера Infon. По его мнению, активно будут развиваться также услуги мобильных знакомств.
Эксперты убеждены, что у новичков рынка мобильного контента есть значительное преимущество ? близость к потребителю, отсюда и больше возможностей (не считая финансовых) по продвижению контента. "Для контент-провайдеров это весьма серьезная угроза", ? считает Сергей Аверин из "Сотовика".
Впрочем, пионеры рынка контента не спешат списывать себя со счетов. "Выход новых игроков на рынок контента стимулирует к действиям активных участников рынка, в том числе и нас", ? заявляет господин Замышляев. А руководитель управления маркетинга и операций контент-провайдера i-Free Вячеслав Овчинников и вовсе сомневается в конкурентоспособности непрофильных игроков. К мнению господина Овчинникова присоединяется и Андрей Швечков из "Никиты": "Для нас, как и для других крупных игроков на рынке мобильного контента, данная ситуация не критична. Хотя достаточно большому количеству небольших провайдеров действительно придется не сладко. Просто в данном случае некоторым компаниям не стоит забывать, что в высококонкурентной среде нужно делать то, что ты умеешь делать лучше всего, и не пытаться сесть на как можно большее количество стульев". "Все идет к тому, что каждый из участников рынка (операторы, контент-провайдеры и розница) займет свою нишу. Сейчас этот процесс идет, но компании пока не определились, каким будет это распределение. Определенность и стабилизация наступит к концу 2007 года, когда на основе проб и ошибок участники рынка определятся со своими ролями", ? резюмирует Маргарита Зобнина.
© Александра Ходонова, ИАА "Сотовик", — специально для "Известий-Связи"
© СОТОВИК