Общение прямым текстом
В начале мая третий московский сотовый оператор "Мегафон-Москва" запустил специальный тариф "Контакт" для людей с нарушением слуха. В мировой практике внимание к людям с ограниченными возможностями проявляется уже давно, российские же операторы впервые озаботились их судьбой лишь в этом году. Аналитики между тем считают, что это не только способ повысить социальную значимость компании, но и маркетинговый шаг, направленный на дополнительное сегментирование абонентской базы.
На заре развития сотовой связи телефоны считали совершенно
неподходящим устройством для слабослышащих людей. Специальные клавиатурные
приставки производились только для стационарных аппаратов, а сервис отправки
коротких сообщений (SMS) был не слишком популярным. Дальнейшее развитие
мобильной связи сделало популярными не только SMS. Телефоны "обросли"
дополнительными услугами, такими как отправка мультимедийных сообщений (MMS),
WAP и GPRS, которые ввиду удобства и своей доступности стали популярны среди
слабослышащих абонентов.
Возможность мобильного общения для людей с нарушениями слуха появилась с
выпуском тарифов с дешевыми текстовыми сообщениями. В 2005 году промо-тариф
компании МТС "Джинс Pepsi" взбудоражил не только молодежь, падкую до дешевых SMS
(всего 1 цент), но и слабослышащих людей. "Недавно московское общество глухих
даже обратилось в МТС, с просьбой продлить популярный среди неслышащих москвичей
тариф "Джинс Pepsi"", ? рассказывает председатель Московской городской
организации Всероссийского общества глухих (ВОГ) Владимир Базоев. Продления
тарифа в ВОГ так и не дождались, зато операторы обнаружили новый сегмент рынка,
который и поспешили охватить. "При сегодняшнем уровне проникновения, при
массовом насыщении рынка мы, как и любая компания, начинаем ориентироваться на
разработку продуктов и услуг не для массового рынка, а для определенных
сообществ", ? объясняет недавний запуск тарифа "Особый" в Екатеринбурге
руководитель отдела по связям с общественностью компании "ВымпелКом" Юлия
Остроухова. По словам госпожи Остроуховой, эксперимент с "Особым" оказался
успешным ? 23 июня "ВымпелКом" сообщил о появлении в скором времени нового,
теперь уже общенационального тарифа для людей с нарушениями слуха "Со-общение".
В целом, условия в "Со-общении" будут мало отличаться от расценок "Особого" и
будут традиционно варьироваться в зависимости от региона.
Специализированные тарифы для людей с нарушениями слуха
Тариф | "Контакт"(МегаФон) | "Знаки" (МТС) |
"Особый" (Билайн) |
"Общайся!" (Енисейтелеком) |
Регион | Москва | Екатеринбург | Екатеринбург | Красноярск |
Аб. плата | 100 | 30 | 0 | 0 |
Исходящие вызовы | от 1,90 | от 6,00 | от 3,73 | от 3,82 |
Входящие вызовы (с город. до 01.07) |
0 (3,90) | 0 | 0 | 0 (8,28) |
Исходящие SMS | 0,30 (200 SMS вкл. в аб .плату) | 0,20 (1,00 на телефоны др. операторов) | 0,29 | 0,25 |
Примечание | MMS — 6,45 руб. | MMS —
5,04 руб. Безлимитный SMS — 300 руб. |
MMS — 5,45 руб. |
Этой же весной, 5 мая, к специализированному тарифу "Контакт" стали подключать в московском "Мегафоне". Кстати, это единственный на сегодняшний день тариф для слабослышащих людей в столице. "Люди с полной или частичной потерей слуха не должны оставаться в стороне от современных возможностей мобильной связи. Наш тариф разработан специально для таких абонентов. Для нашей компании это важный социальный проект", ? говорит коммерческий директор сети "МегаФон-Москва" Олег Клочко. Введение специализированных тарифов в МТС также объясняют заботой о клиентах. "У нас такая маркетинговая стратегия ? четкая клиентоориентированность и ориентация на узкие целевые группы. В данном случае это слабослышащие абоненты, люди с ограниченными возможностями", ? заявил пресс-секретарь компании МТС Кирилл Алявдин.
У МТС названия тарифов для слабослышащих в различных регионах разное: "Знаки" (Екатеринбург), "Литера" (Краснодар), "Свободный" (Хабаровск), "Социальный" (Уфа), "Специальный" (Дальний Восток). Но суть одна и та же ? недорогие SMS. Инициативу федеральных операторов обеспечить слабослышащих людей мобильной связью поддерживают и региональные компании. 11 апреля "Енисейтелеком" запустил специализированный тариф "Общайся!". Важно отметить, что для подключения к этим тарифам требуется предъявить справку врачебно-трудовой экспертной комиссии или членский билет ВОГ.
Предлагая подобные тарифы, операторы, по мнению аналитиков, не только демонстрируют социальную ответственность своих компаний. "Это часть маркетинговой политики операторов. Оператор ищет новые ниши, которые могут принести ему дополнительный доход, ? считает аналитик агентства iKS Consulting Максим Савватин. ? В дальнейшем стоит ожидать только увеличения нишевых предложений, так как рынок близок к насыщению". Аналитик агентства "Прайм Консалт", Маргарита Зобнина, подтверждает выводы о том, что специализированные тарифы для слабослышащих способны принести дополнительный доход операторам. Она аппелирует к значительной цифре потенциальных абонентов в данном сегменте. По данным ВОГ, людей с частичной или полной потерей слуха в России около 12-13 млн. "Подобные тарифы позволят им привлечь значительную часть неохваченных связью абонентов", ? заключает эксперт.
Заботой о судьбе людей с ограниченными возможностями, равно как и своими доходами, озабочены и зарубежные сотовые компании. Так британский T-Mobile предлагает три "текстовых" тарифа с различным количеством предоплаченных сообщений, а в хорватском отделении этого же оператора на все тарифные планы предоставляется скидка 25% всем, чьи физические возможности ограничены более чем на 80% (страдающие ревматическим артритом, артериальным склерозом, пациенты после пересадки печени, а также страдающие церебральным параличом).
А в испанском отделении компании Vodafone разработали специальное устройство, которое может преобразовывать сигналы мобильного телефона в электромагнитные волны, которые затем улавливаются слуховым аппаратом. Французский Vodafone предлагает специальные расценки на тарифы с видеовызовами для людей с нарушениями слуха.
© СОТОВИК