Fly меняет приоритеты
Компания может отказаться от предустановленных сервисов "Яндекса".
Вслед за Explay и Prestigio сотрудничество с "Яндексом" ограничивает его многолетний партнер, производитель мобильных устройств Fly. С Нового года на смартфонах и планшетах Fly на платформе Android, скорее всего, не будет предустановлен поиск и другие продукты "Яндекса", а приоритетное право может перейти к Google. В "Яндексе" заявляют о навязывании Google вендорам своих мобильных сервисов, та претензии отвергает.
C 2015 года на смартфонах и планшетах Fly на базе Android не будет установлено никаких приложений или виджетов "Яндекса", рассказали "Ъ" в "Яндексе". Наиболее вероятно, что это вынужденная мера, связанная с перезаключением пакета соглашений с Google на получение GMS (Google Mobile Services, пакет мобильных приложений от Google, куда входят карты, почта Gmail, браузер Chrome, YouTube и др.), полагают в "Яндексе". "Еще три года назад Fly предустанавливал поиск "Яндекса" на первом экране. Однако судя по тому, как развивается ситуация, сейчас наши взаимоотношения со многими производителями оказались под угрозой полного запрета",- говорит представитель компании Ася Мелкумова. "У нас действительно есть контракт с Google, но обсуждать его условия я не могу",- заявил "Ъ" директор по развитию и планированию Fly Мазар Жан, отказавшись от дальнейших комментариев.
"У людей всегда есть возможность выбрать, какими приложениями и сервисами пользоваться на своих Android-устройствах",- возражает представитель Google Алла Забровская. Когда производитель хочет получать часть дохода от поиска на своих устройствах, Google просит предустанавливать GMS, потому что компания делится с ним своими доходами, объясняет логику Google собеседник "Ъ" в интернет-отрасли. По его словам, если, например, другая компания хочет предложить более интересные условия, она может это сделать, и тогда их сервисы будут предустановлены вместо сервисов Google.
Но по словам источника в "Яндексе", в ноябре Fly перезаключил с Google пакет договоров, необходимый для получения GMS. "Из них следует, что производитель не может ставить на свои устройства никакие конкурирующие приложения, и также отдельно — что не могут быть установлены никакие приложения "Яндекса",- говорит собеседник "Ъ".- Fly не может предустановить даже "Яндекс.Метро", несмотря на отсутствие у Google конкурирующих сервисов".
По данным розничной сети МТС, в третьем квартале продажи смартфонов на Android выросли до 42,6 млрд руб. (72,4% в общей выручке), в штуках — до 6,5 млн устройств (85,5% рынка). Средняя доля "Яндекса" на Android составляет около 47%.
Это не первый случай, когда производители "второго эшелона" (В-бренды) отказываются от сотрудничества с "Яндексом" из-за возможного давления со стороны Google. C сентября от предустановки любых приложений российской компании на Android-смартфоны отказался Explay, а еще раньше, летом, выпускать устройства с приложениями "Яндекса" перестал Prestigio. При этом доминированием Google в отношении разработчиков приложений для смартфонов на Android и производителей уже заинтересовалась Еврокомиссия.
Антимонопольные органы ЕС проводят расследование, пытался ли Google повлиять на вендоров, чтобы они отменили или отложили выпуск устройств на конкурирующих с Android операционных системах или с другими предустановленными приложениями.
Полный запрет на предустановку сервисов на устройствах Fly и Explay может оказать влияние на долю "Яндекса", основной заработок которого приходится на доходы от контекстной рекламы (93% от общей выручки в третьем квартале). Опасения российской компании можно понять: по итогам девяти месяцев этого года продажи смартфонов Fly в России заняли уже 11% рынка в штучном выражении (6% в январе--сентябре 2013 года), пропустив вперед только Samsung c 20%, оценивала "Евросеть". "Рост доли Fly вызван невысокой стоимостью устройств,- отмечает представитель "Связного" Мария Заикина.- Большая часть их смартфонов продается в сегменте менее 5 тыс. руб., который формирует свыше 40% рынка смартфонов".