Apple: темные краски сгущаются
… ибо компания Стива Джобса впервые за десять лет потеряла в прибыли.
Apple опубликовала отчет по результатам работы во втором квартале финансового 2013 года, и большинство результатов хороши, но есть некоторые вещи, которые обеспокоят инвесторов.
Начнем с продаж. Apple реализовала 37,4 млн iPhone. Если сравнивать с торговлей год назад, когда было отпущено 35,1 млн смартфонов, налицо положительная динамика. Вместе с тем годовой прирост на скромных 6% сигнализирует о снижении спроса на «яблочный» телефон. Тенденция может продолжиться, и картина обретет дополнительные темные тона, если следующий iPhone не появится до 1 июля, потому что квартал перед запуском новинки всегда демонстрирует явное уменьшение продаж.
За первых три месяца текущего года компания Стива Джобса наторговала 19,5 млн iPad, что на 65% больше, нежели 11,8 млн планшетов, отпущенных за первую четверть 2012-го. Превосходный рост подпитан, несомненно, большим интересом к iPad mini.
В стане Mac наблюдается затишье: продано чуть менее 4 млн Mac, то есть фактически без изменений в сравнении с результатами 12 месяцев назад.
Доход составил 43,6 млрд долларов, и это рекордная сумма для всех кварталов. А вот прибыль упала, причем впервые где-то за десятилетний промежуток времени. В карман удалось положить 9,5 млрд долларов, что на 18% меньше, нежели год назад, когда разговор велся о 11,6 млрд долларах.
Валовая прибыль Apple-продуктов существенно сократилась: если годом ранее этот показатель равнялся 47,4%, сейчас он составляет 37,5%. Связано это со стремлением потребителей обзавестись менее дорогими товарами вроде iPad mini, маржа прибыли которого меньше, чем у полноразмерного iPad.
Запас наличных денег и высоколиквидных активов составляет 145 млрд долларов.
Сейчас Apple находится в достаточно непростой ситуации. Акции компании рухнули с пиковых 702 долларов в сентябре 2012-го до теперешних 406 долларов. Отказ от картографии и навигации Google Maps в пользу собственного решения на iOS-платформе повлек волну потребительских возмущений, раздосадованных низким качеством новой службы. Были уволены топ-менеджеры Скотт Форсталл, вице-президент iOS-разработки и Джон Брауэтт, глава розницы. iPhone охватывает лишь 19% мировой смартфонной арены, тогда как Android-коммуникаторы захватили почти 70% ее. Купертино изрядно нервничает по поводу появления Samsung Galaxy S4, о чем свидетельствуют публичные нападки в сторону Android. «Зеленый робот» несет потенциал положить на лопатки iPad, бессменного лидера планшетного рынка. Пусть Apple готовит смарт-часы iWatch, но Google уже дала жизнь носимой электронике, выпустив «умные» очки Glass.
Без оглядки на расписанное выше, основной заботой инвесторов компании ставится вопрос, сможет ли Apple продолжать создавать новационные продукты, идя на гребне отрасли и задавая темп всем прочим игрокам. Многие сетуют, почему iPhone почти не меняется, а соперничающие устройства берут на себя большие риски, выдавая на-гора всякие интересные решения по части оборудования и программного обеспечения.
Посмотрим, удастся ли Apple выбраться из стагнации, тем паче команды разработки аппаратуры и софтверных компонентов ныне работают очень тесно.
© СОТОВИК