Академик Валерий Калинчук: Для создания грязной атомной бомбы не нужно ни особого ума, ни знаний
Обсуждая проблему ядерной безопасности, член-корреспондент РАН Валерий Калинчук рассказал, что для создания ядерной бомбы нужны специальные технологии и вещества. Другое дело - «грязная» бомба. Достаточно взять из отвалов отработанное топливо с АЭС и затем его добавить к мощной обычной взрывчатке.
Обсуждая проблему ядерной безопасности, член-корреспондент РАН Валерий Калинчук рассказал, что для создания настоящей ядерной бомбы нужны специальные технологии и необходимое вещество, и этот процесс представляет собой непростую задачу. Другое дело - «грязная» бомба. Достаточно взять из отвалов отработанное топливо с АЭС и затем его добавить к мощной обычной взрывчатке. Тут не требуются никакие научные знания, и у некоторых политиков может возникнуть желание создать «грязную» бомбу.
Валерий Калинчук высказал своё мнение и о системе высшего образования в России. Преимущества советской системы образования и подготовки специалистов давно доказаны хотя бы тем, что именно СССР запустил первый спутник Земли. На Западе оценили и переняли особенности советского учебного процесса. В СССР ученик, окончив восемь классов, мог пойти в девятый или 4 года учиться в техникуме. У него был выбор. Техникум соответствовал тому, что в наши дни называют бакалавриатом. Но после него выходил готовый к работе на предприятии специалист, а современный бакалавриат – это только этап, после него нужно платить в большинстве случаев, чтобы продолжить обучение в магистратуре. Окончив техникум, можно было совершенствовать и углублять свои знания в институте специализированного образования. Эти высшие учебные заведения сегодня переименовали в университеты, а, по сути, заменили то, что нужно узкому специалисту, на универсальное образование, которое не является необходимым для него. Это приводит к потере специалистов. Вот суть Болонской системы, которую сейчас объявили порочной, но на практике от неё не отошли, лишь поменяли название.
Систему ЕГЭ презентовали как способ сравнять возможности умных детей из далёких уголков страны и столичных выпускников. Сейчас ясно, что ЕГЭ не заставляет детей глубоко вникать в суть вопросов, анализировать причины, им достаточно отыскать уже готовый ответ и поставить «птичку».
Со времён СССР школа, и высшая, и средняя, изменилась. От учеников требуется высокий уровень знаний по всем разделам той же математики. При этом базовый уровень у многих близок к нулю, то, что должен был ученик усвоить в начальной школе, отсутствует в его багаже знаний. Советские ученики начальных классов считали в уме, знали таблицу квадратов до 20 наизусть.
Математика является фактором, который определяет степень научности любой дисциплины. Она проникла в начале прошлого столетия в каждую из областей человеческих знаний. Мехмат позволит студентам впитать всё, что было достигнуто за время существования математики и информатики как наук. Механика способна превратить новейшие достижения и научные открытия в области физики, информатики, химии, других наук в реальные объекты и конструкции. Эта сфера науки, хотя и не может в наши дни быть конкуренткой информационных технологий, решает задачи, на которые способна только она. Механика касается вопросов оптимизации конструкций ракет и самолётов, разработки систем их навигации и управления, принципов движения бесшумных подводных лодок, то есть того, что поможет улучшить обороноспособность страны.
Полностью интервью Андрея Угланова с Валерием Калинчуком читайте на сайте "Аргументы недели"