Как электрик и фокусник стал художником-декоратором в кино

Разнонаправленные знания соединившись дают такой синергетический эффект, что появляется мастер, какого еще ранее не было. Так случилось с Эмилем Азизовым. И даже инвалидность сейчас не заставляет сидеть сложа руки, а находить новые возможности для творчества.

Как электрик и фокусник стал художником-декоратором в кино

И выживает сейчас получив инвалидность, но продолжая творить. Часто можно слышать, что кому-то совсем не пригодились знания, полученные ранее. Но в реальности они нужны всегда, поскольку часто становятся ступенькой для понимания других наук, приобретения навыков и умений, даже если это не осознается. А казалось бы, разнонаправленные знания соединившись дают такой синергетический эффект, что появляется мастер, какого еще ранее не было. Так случилось с Эмилем Азизовым. И даже инвалидность сейчас не заставляет сидеть сложа руки, а находить новые возможности для творчества и приносить радость другим.

Родившись в городе химиков Нижнекамске, он начал обучение в профильных учебных заведениях крупнейшего предприятия города Нижнекамскнефтехим. Стал электриком, причем достаточно высокой квалификации. Также обучился электросварке. 

Звучит обыденно, но надо понимать, что такое сварка на химическом предприятии. Представьте себе трубу, по которой идут химикаты и вдруг обнаруживается течь. Останавливать производство нельзя, а устранить неисправность необходимо. И так чтобы никто не взлетел на воздух. Представляете себе уровень квалификации?

Но Эмиль уже был с детства творческим человеком. Особенно ему нравились фокусы. Он мог часами смотреть выступления иллюзионистов, а потом самостоятельно раскрывал их секреты. Настолько удачно, что стали приглашать на различные творческие вечера и праздники.

Рабочий момент съемок фильма "Сокровища О.К" (фото из архива Э.Азизова)

Появились видеозаписи. И возникло желание получить профессиональное актерское образование. Одну из записей он отправляет в Казанское театральное училище и его принимают сразу на второй курс без экзаменов! Это то самое училище, в котором чуть раньше начинала свою театральную жизнь Чулпан Хамматова и где совершенно роскошные педагоги. 

Достаточно сказать, что актерское мастерство давала Юнона Карева – жена Станислава Говорухина и мать Сергея Говорухина. Зрители ее помнят по фильму «Место встречи изменить нельзя», где она сыграла в партнерстве с Сергеем Юрским его супругу.

Однажды две начинающие, но уже полюбившиеся зрителям, тележурналистки отправились на интервью с Каревой. Сейчас они блистают на федеральных каналах. По рассказу оператора, Юнона Ильинична, увидев съемочную группу, заулыбалась, встала и пошла навстречу с распростертыми объятиями. Но прошла мимо девушек и обняла Эмиля, тащившего штатив и чемодан с осветительным оборудованием, со словами: «Ди Каприо ты мой дорогой!» Фотография, которая использована в этом материале была сделана примерно за год до выхода фильма «Титаник».

Ольга Волкова и Гоша Куценко на съемках фильма "Сокровища О.К." (фото из архива Э.Азизова)

Но конец 90-х годов и начало нулевых было не самое лучшее время для театра и кино. Даже выпускники Щукинского училища, создают театр «Ученая обезьяна» потому, что некуда идти работать. Но и он не давал средств к выживанию. Хорошо, что их заметили на телевидении и пригласили туда. Теперь мы знаем имена Эдуарда Радзюкевича, Александра Жигалкина, Дмитрия Марьянова, которые делали «6 кадров» – все они одногрупники и обучались у мастера Юрия Авшарова.

Но так везло не всем и, в основном, в Москве. Поэтому Эмилю Азизову приходилось искать возможности заработка. Тем более, что появилась семья, родилась маленькая дочка. Спасало тоже телевидение, но совершенно не по профилю – работал водителем, ассистентом оператора. И вот тут уже начали пригождаться полученные знания – умение выставить композицию, «поймать» и использовать свет.

Мария Кожевникова на съемках фильма "Сокровища О.К." (фото предоставлено продючсерами фильма)

А тут потихоньку стало приходить в себя отечественное кино. В Казани начинают снимать фильм Дмитрия Коробкина «Сокровища О.К.». С продюсерами картины Эмиль знакомится еще на подготовительном периоде, который длился почти два года, когда один из знакомых порекомендовал его как водителя во время частых приездов тех в Казань.

К тому моменту Эмиль уже строит дом. Сам, своими руками, на те крохи, что удается заработать. Сруб собирал так – арендовал кран, подцеплял им бревно и выскакивая из кабины укладывал на положенное место. Так собрал весь дом!

Продюсеры это видели и не могли не заметить «рукастости» Эмиля. Поэтому предложение войти в группу художника картины выглядело логичным. И радостным. Художником-постановщиком фильма была молодая и невероятно талантливая Марфа Ломакина - дочь Валентина Смирнитского, главного Портоса отечественного кинематографа.

Возведение декорации дом деда Азима (из архива Э.Азизова)

И вот тут пригождаются все профессии, приобретенные Эмилем ранее. Театральное образование позволяло понимать, что такое декорации и как они должны выглядеть. Пригодились знания электрика и навыки, приобретенные при строительстве собственного дома. Посмотрите на дом деда Азима (роль Сергея Шакурова) в фильме, и вы все поймете. Коробку, конечно, возвели строители-декораторы, но таким прекрасным в кадре его сделали Марфа Ломакина, Владимир Наместников, Эмиль Азизов и все, кто входил в художественную группу.

Пригодились и навыки фокусника-изобретателя, за что получил восхищение и благодарность каскадеров. Кто видел «Сокровища О.К.» (а его до сих пор часто показывают по ТВ), то помнит эпизод, когда главные герои (Алексей Воробьев и Эльвира Ибрагимова) на канате взлетают к верхним кулисам сцены. В кадре есть лебедка, которая позволяет каскадерам это сделать. Ее придумал, собрал, сделал рабочей, надежной и удобной для использования Эмиль. Потом в Казань прилетали другие каскадеры, чтобы специально посмотреть конструкцию.

Дом деда Азима готовый к съемкам (из архива Э.Азизова)

Фильм сняли, пошли предложения на другие проекты. И тут случилась беда – онкология, высокая степень поражения, в 33 года. Восемь химиотерапий. Врачи Казани сделали чудо, коллеги, прежде всего знаменитый казанский режиссер и оператор Николай Морозов, приняли самое деятельное участие и помогали. На премьеру Эмиль смог прийти.

Но о работе в кино пришлось забыть – кто к этому причастен знает, насколько это адский труд, даже официально съемочная смена длится 12 часов – за меньшее время не успеть подготовить площадку. И снимается всего пара минут.

Пано и фотографии в оригинальных рамках по технологии Э.Азизова

Пришлось работать мастером-отделочником – в казанских отелях, престижных ресторанах. Квалификацию замечали, но по сложившейся в Татарстане традиции адекватно оплачивать не собирались. То есть приходилось работать много, чтобы прокормить семью. Осваивает профессию краснодеревщика, во многих домах стоят его лестницы и предметы мебели, на берегу озера Кабан в Казани есть симпатичный резной забор.

Строительная пыль, да еще и после онкологии, дала о себе знать. Стало трудно дышать, ходить, даже есть. Врачи диагностировали ХОБЛ – хроническая обструктивная болезнь легких. И опять высокая степень поражения, часть легких остекленела. Комиссия этой осенью дает однозначный вердикт – вторая группа инвалидности бессрочно.

Теперь работать точно уже нельзя, да и сил особо нет. Но сидеть без дела Эмиль точно не привык. Потихоньку делает дом – там всегда есть чем заняться, консультирует при строительстве лестниц. Но натура художника покоя не дает, занялся изготовлением пано из срезов фруктовых сортов деревьев, изготавливает фото в рамках по собственной технологии, которые выглядят не хуже, а даже интереснее, икеевских – во всяком случае не стандартно. 

Пока эту радость получают друзья и родные Эмиля Азизова. Очень тронуты такому подарку оказались лечащие врачи. Но он готов поделиться и с другими. И кто знает, вдруг это станет подспорьем к маленькой пенсии по инвалидности в семье, где супруга воспитательница в детском саду и дочка-школьница. Ведь жизнь уже доказала – ненужных знаний, навыков, умений не бывает.

© «Суть Событий»

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля