И туган тел, и матур тел… К вопросу об изучении татарского языка

Сегодня татарский язык оказался в непростой ситуации и это не может не беспокоить татарскую общественность. В Республике развернулась широкая дискуссия, напряжение в обществе стало заметно нарастать.

И туган тел, и матур тел… К вопросу об изучении татарского языка

«О, как хорош родной язык, отца и матери язык, я в мире множество вещей через тебя навек постиг!», - это строки из стихотворения известного народного поэта Габдуллы Тукая знакомы многим татарам, живущим по всему миру. Сегодня татарский язык оказался в непростой ситуации и это не может не беспокоить татарскую общественность.

Татарский предлагается оставить обязательным в начальной и общей школе в объеме двух часов в неделю

Поручение президента России Владимира Путина Генеральной прокуратуре и Рособрнадзору проверить добровольность изучения родных и государственных языков в национальных субъектах РФ вызвали бурную реакцию в Татарстане. Часть родителей, воодушевленная этими поручениями, требует полностью отказаться от изучения татарского языка, пишет заявления, распространяет призывы в соцсетях. Другая часть встала на защиту татарского языка. Свои обращения опубликовали Форум татарской молодежи, инициативная группа татарских писателей, другие общественные организации. Татароязычные родители создали Вконтакте свою группу в противовес группе русскоязычных родителей. Появилось два лагеря: те, кто «за» и те, кто «против».

Долгие годы в школах республики два государственных языка - русский и татарский изучали все дети в равных объемах в соответствии с федеральным и республиканским законодательством. В связи с поручениями главы государства, правительство Татарстана разработало компромиссный вариант учебного плана.

«Татарский язык предлагается оставить обязательным в начальной и общей школе в объеме двух часов в неделю. Школьники также смогут выбрать и дополнительно изучать родной язык - русский, татарский, марийский, чувашский и другие в объеме 2-3 часов. Изучение татарского, как государственного языка, в старших классах (10-11 класс) предлагается сделать добровольным», - сообщил заместитель премьер-министра - министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов на заседании республиканского парламента по вопросам преподавания и изучения государственных и родных языков народов, проживающих в Татарстане.Такой подход, по мнению министра, позволит довести объемы изучения русского языка до рекомендуемых Минобрнауки РФ и снимет напряжение среди русскоязычных родителей, основные претензии которых сводятся к тому, что «их дети изучают татарский в ущерб русскому языку». Отмечается и низкое качество преподавания — русские дети после школы так и не знают языка.

Молодежь теряет родной язык, но прекрасно владеет русским

Состоявшаяся встреча Энгеля Фаттахова с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой вселяет надежду на взаимоприемлемое решение данных вопросов. «Она положительно отнеслась к предложениям нашего министерства. Достигнута договоренность по вопросу преподавания государственных и родных языков. Но до принятия окончательного решения необходимо провести дальнейшие согласительные процедуры на федеральном уровне»», - заявил председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета Татарстана Разиль Валеев на заседании республиканского парламента.

Известный татарский писатель и поэт, общественный деятель считает, что министерство образования и науки РФ должно выстроить четкий механизм реализации законодательно установленного права вводить преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации.

«Любой, кто побывал в школах республики, знает: дети и молодежь теряют родной язык, но прекрасно владеют русским языком. Успехи в изучении русского языка школьниками республики общеизвестны: по ЕГЭ по русскому языку они ежегодно занимают лидирующие позиции в России», - сказал Разиль Валеев, выступая в конце октября в Махачкале на Всероссийском совещании, организованном комитетом Госдумы по образованию и науке. - «Это свидетельствует о том, что изучение татарского языка не происходит в ущерб русскому, да и сама постановка вопроса, что изучение одного языка наносит ущерб другому, на наш взгляд, абсолютно абсурдна, некорректна и изначально ранжирует языки».

Татарстанскую литературную, научную и педагогическую общественность сегодня не может не волновать тот факт, что предполагаемое изучение татарского языка в общеобразовательных школах на добровольной или факультативной основе повлечет за собой постепенное свертывание татарской письменности, литературы, да и всей татарской культуры. «Это вызовет у некоторых представителей «высокостатусного» народа пренебрежительное отношение не только к татарскому языку, как школьному предмету, но и к его носителям», - считает Разиль Валеев.Вопрос сохранения родного языка остается самым уязвимым

Между тем, это может иметь весьма непредсказуемые последствия. Как известно, татары - второй, после русских, народ по численности в России. Путин назвал татар одной из титульных наций в РФ. Сегодня в нашей стране проживает более пяти миллионов татар, еще порядка двух миллионов - по всему миру. «Но, несмотря на все усилия, вопрос сохранения родного языка остается самым болезненным и уязвимым», - говорит председатель Исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ) Ринат Закиров. Почему так происходит?

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. «Идет глобализация, стираются границы, сегодня человеку важнее и выгоднее знать английский язык, чем свой родной. Это проблема не только татар, но и всех наций. Глобализация коснулась абсолютно всех, и сохранять разумный баланс между всеобщими и национальными интересами очень сложно», - отмечает Закиров.

Чтобы язык жил, он должен быть востребован. Сейчас, по мнению председателя Исполкома ВКТ, объективно созданы такие условия, что родители вынуждены отказываться от обучения детей на родном языке и зачастую сами становятся инициаторами отхода от родной языковой культуры.

«Мы живем в Татарстане. Разве знать еще один язык - это плохо? Знания только обогащают, делают жизнь ярче, интереснее. Взрослых никто не будет заставлять учить татарский насильно. А для детей - учеба - это естественный процесс, они легко усваивают новые знания. К тому же сейчас во всем мире знать несколько языков - это норма», - резюмировал Закиров.

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин с горечью замечает, что татарский язык, служащий фундаментом национальной самоидентификации татар, сегодня оказался сродни сироте, от которого отказываются его же собственные носители. «Мы вычеркиваем из своей памяти наших дедов и прадедов только потому, что не имеем воли и желания освоить родной язык?», - задается вопросом духовный лидер мусульман республики. «Хранить и лелеять родной язык могут только его носители, никто не будет защищать родной язык, кроме самого народа», - уверен муфтий Татарстана.

© «Суть Событий»

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля