Как сделать из человека собаку Павлова?

Терроризм – это информационная война. Самый простой способ борьбы с ним – не сообщать о терактах. Или об угрозах терактов. Но как быть, когда такая информация все равно просачивается в интернет, в соцсети, в мобильные гаджеты?

Как сделать из человека собаку Павлова?

Массовые эвакуации вырабатывают у населения условный рефлекс послушания. Российские СМИ со ссылкой на телеграм-канал Mash сообщили, что «российские спецслужбы установили личность человека, организовавшего тысячи звонков с сообщениями о лжеминировании, которые были зафиксированы по всей территории страны в последние две недели».

Если верить этому сообщению, то организатором анонимных звонков о заложенных взрывпакетах является 28-летний боевик запрещенного в РФ ИГИЛ. 

Вот оригинал этого сообщения. Привожу полностью, с тем, чтобы читатель мог самостоятельно оценить стиль автора:

«Телефонным террористом, устроившим волну эвакуаций по России, оказался не мамкин школьник, а вполне реальный боевик. Из ИГИЛ.

28-летний Альберт Абрамов жил в Ставропольском крае, пока в прошлом году не уехал искать приключений на жопу в Сирию. Там сначала пошёл воевать, но потом решил сменить тактику и переместился на диван с телефоном.

За две недели он и его кореша “заминировали” несколько тысяч зданий по стране. Были эвакуированы больше 100 тысяч человек. Но смешного, на самом деле, мало. Силовики не исключают, что так игиловцы усыпляют бдительность россиян».

Вот отрывки из других сообщений этого же автора:

«В семье бывшего губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева разборочки. Его сын Дмитрий избил своего тестя, после чего тот попал с травмами в больницу. Дмитрий Ишаев был задержан практически сразу. Сейчас он уже арестован местным судом.

- Тесть на зятя, свекруха на мокруху, гы-гы, - прокомментировали источники в МВД». 

«В Приморском океанариуме тренер избил моржа за то, что тот хотел залезть к морским котикам. Ревнивый тренер уволен. Морж, как сообщается, не пострадал. Были задеты только его чувства».

«Обожаем. В Москве полицейского, который должен раскрывать угоны авто, поймали на угоне авто»

У телеграм-канала Mash 59732 подписчика, чему могут позавидовать иные официальные СМИ. Людям нравится читать свежие новости и сплетни,  изложенные простецким, псевдоразговорным стилем, да еще обрамленные ерническими комментами.  

Идеальные «параметры» для информационного рупора типа «сливной бачок». Одна только закавыка - в такой бачок, как правило, не сливают информацию стратегического значения. А именно такой информацией являются любые, даже непроверенные сообщения о возможных организаторах нескольких сотен предположительно анонимных звонков, за которыми последовали массовые эвакуации свыше 100 тысяч человек по всей стране. 

Ранее уважаемые информационные агентства сообщали об украинском «следе», ссылаясь на источники в силовых структурах. Сообщалось, что технические исследования показали, что «более 90% таких звонков поступило по каналам IP-телефонии с устройств, находящихся на территории Украины», и что «фонетический анализ сообщений также позволил сделать вывод о принадлежности абонентов к соседнему государству».

Это, кстати, неплохой формат  подачи актуальной информации для того, чтобы убедить в ее достоверности неподготовленную аудиторию, то есть ядерный электорат российского социума, голосующий за партию власти.

То, что джихадистская версия «анонимных» звонков вбрасывается через мелкого полицейского сплетника, говорит о том, что украинская версия разваливается, не верят законопослушные граждане в невероятные технические возможности бывшей братской республики.

Да и как тут поверить, когда чуть ли не в каждом случае очередной эвакуации полицейские успокаивают народ, говоря, что, мол, тревога учебная.    

Авторитетный военный эксперт Рачья Арзуманян так прокомментировал недавний скандал с обнаружением на памятнике Михаилу Калашникову чертежей немецкого автомата «Штурмгевер» в своем фейсбуке:

«Надо задаваться не тем, каковы цели тех или иных действий, но какие должны быть достигнуты эффекты после того, как данные действия будут предприняты. В том числе и даже в первую очередь в когнитивном домене войны, - основном для такого рода операций».

Р. Арзуманян в данном случае имел в виду операции, базирующиеся на достижении эффектов (Effect Based Operations), являющихся «адаптацией аналитических методов проведения операций ЦРУ к боевым действиям». 

Я предпочитаю иной вариант перевода  - «операции, рассчитанные на достижение системного эффекта», -  более понятный для массовой аудитории (мы с Арзуманяном давно дискутируем на тему оптимизации перевода на русский язык ряда подобных терминов), но это сути дела не меняет.

Что касается скандального размещения на памятнике знаменитому советскому оружейнику чертежа немецкого автомата, то тут все ясно. «Эффект» этой провокации очевиден –  сомнение в авторстве Калашникова проникло в умы целевой аудитории. 

Что касается массовых эвакуаций, то они проходят в атмосфере тишины и покоя. И именно на достижение такого эффекта они и рассчитаны, как мне представляется. 

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман провел серию уникальных экспериментов, перевернул бытовавшие до этого представления о свободе воли человека.

Селигман экспериментировал с собаками по схеме, применявшейся Иваном Павловым для выработки условного рефлекса, формируя  рефлекс страха на звуковой сигнал. Но если у Павлова собаки по звонку получали мясо, то у Селигмана — удар током. Чтобы собаки не могли сбежать, их жестко фиксировали ремнями в клетке.

После серии таких звонков, сопровождавшихся ударами током, животных перевели в вольер с низким барьером, который они могли при желании перепрыгнуть, чтобы избежать болезненного электрошока.  Но ни один пес даже не сделал попытки убежать. Все собаки сидели и скулили.  Когда в тот же вольер посадили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она быстро сбежала. 

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году Мартин Селигман получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

Позднее Селигман провел подобные эксперименты с людьми, только вместо тока использовал шум. И большинство людей точно также быстро становились беспомощными перед экспериментатором и не пытались ничего сделать, чтобы что-то изменить.

В работах Селигмана и его последователей было доказано, что если человек систематически:

— испытывает поражение, несмотря на все усилия;

— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;

— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию - у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается.

Проводится ли в РФ эксперимент по выработке выученной беспомощности у населения, я точно сказать не могу. Ведь когнитивные войны ЦРУ, точно так же как и жестокие методики Мартина Селигмана изобретены не у нас, и это «не наши методы», как сказал в свое время национальный лидер.

Как бы то ни было, если массовые эвакуации продлятся еще пару месяцев, то готов ручаться, что у населения выработается условный рефлекс выученной… ну, если не беспомощности, то наверняка подчиненности: звучит сигнал тревоги, приезжают полицейские, все идут, куда надо, и делают, что скажут. 

Есть и еще один аспект, о котором нельзя не сказать.Терроризм – это информационная война. Самый простой способ борьбы с терроризмом – не сообщать о терактах. Или об угрозах терактов. Так считает, к примеру, известный военный историк и философ Сергей Переслегин.   

Но как быть, когда такая информация, как ее ни прячь, все равно просачивается в интернет, в социальные сети, в мобильные гаджеты?

Помните, у Честертона: 

«После минутного молчания маленький путник сказал большому:

— Где умный человек прячет камешек?

И большой тихо ответил:

— На морском берегу.

Маленький кивнул головой и, немного помолчав, снова спросил:

— А где умный человек прячет лист?

И большой ответил:

— В лесу… Если нет леса, он его сажает».

Так не посадил ли неведомый нам анонимный автор тревожных звонков информационный лес? И не являются ли сами слухи о таких звонках таким информационным лесом?

Сразу после начала всей этой эпопеи с анонимными звонками и массовыми эвакуациями я разговаривал об этом (на условиях анонимности)  с известным военным экспертом, специалистом по психологическим войнам. По его данным есть достаточно большая вероятность того, что США могут организовать подобный телефонный джихад в преддверии президентских выборов в РФ с целью их сорвать или, по крайней мере, посеять панику и неуверенность в завтрашнем дне среди россиян, изготовившихся дружно проголосовать, сами понимаете, за кого.

Тут два варианта. Либо у организаторов таймер сбился, и они начали телефонные атаки раньше намеченного срока. Либо в РФ проводится массовая «вакцинация» по Селигману для выработки выученной невосприимчивости к любым возможным звонкам и угрозам.

Ну есть, конечно, в мире еще и другие спецслужбы, способные на такие «эксперименты». МИ-6 и МОССАД, к примеру. Но это не их  стиль. Да и в ролевой «Большой Игре» у них иной функционал.

При любых раскладах, «вакцинация» народонаселения РФ по Селигману, можно считать, уже состоялась. А значит, серьезное мероприятие, намеченное на март следующего года, состоится при любой политической погоде.

Что и входит, как говорят анонимные эксперты, в задачу.  

Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук

 

© «Суть Событий»

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля