Тот, кто гасит свет…

Массовые эвакуации, вызванные анонимными телефонными звонками, показали, что неизвестный «оперативный центр» без проблем может дестабилизировать обстановку одновременно в десятках крупных российских городов.

Тот, кто гасит свет…

Массовые эвакуации, вызванные телефонными звонками, показали, что неизвестный «оперативный центр» легко может дестабилизировать обстановку в десятках крупных российских городов. И противодействия таким акциям на сегодня у нас нет.

Российское информационное агентство «Новости» со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщило, что  «волну звонков по России с угрозами минирования инициировали из-за рубежа лица, связанные с «Исламским государством» (запрещено в РФ). 

До сих пор ни одно из сообщений о заложенных бомбах не подтвердилось, однако, «всех звонивших, объявят в международный розыск», сообщает агентство. Данные об этих людях (если они действительно есть) не предаются гласности в интересах следствия.

«Расследование затрудняется тем, что организаторы и исполнители преступной деятельности активно используют шифрованную переписку в мессенджерах и IP-телефонию. Проведение оперативно-разыскных и следственных действий продолжается», — отметил анонимный собеседник агентства.

В центре общественных связей ФСБ отказались комментировать эту информацию, но и не опровергли ее.

Всего за два дня из-за звонков с угрозами теракта  было эвакуировано свыше 130 тысяч человек с более чем 420 объектов. Ранее «Интерфакс» сообщал, что 90 процентов анонимных звонков якобы исходило с территории Украины.

В одной лишь Москве были проверены 50 объектов и эвакуировано 40,2 тыс человек. В четверг в Петербурге были эвакуированы 19 торговых центров. Жители Санкт-Петербурга сообщали в социальной сети «ВКонтакте», что по громкой связи раздавались предупреждения о «технических причинах» эвакуации. Из-за анонимного звонка эвакуировали также сотрудников администрации Центрального района Санкт-Петербурга, сообщил ТАСС.

В Москве между тем, во время эвакуации из школ, сотрудники полиции сообщали учителям, что эвакуация учебная. Об этом мне лично рассказали друзья, попавшие под «учебную раздачу». 

Итак, всего «на круг» имеем две версии происходящего. Первая: анонимные звонки реально имели место. Злоумышленники установлены, их объявят в международный розыск. «Крайняя» модификация этой версии – звонки организовали джихадисты из запрещенного в РФ ИГИЛ. Кроме того, звонили, возможно, с территории Украины (каким образом можно совместить обвинения одновременно в сторону ИГИЛ и Украины - это отдельный вопрос).

Вторая версия: эвакуации были учебными.

Ну, а что происходит на самом деле? Полезно бы в этом разобраться, как говорится, здесь и сейчас. Ведь, положа руку на сердце, нет никакой гарантии, что наши замечательные информационщики завтра или послезавтра не удивят нас еще какой-нибудь новой версией масштабных эвакуаций. 

Прежде всего хочу отметить упорное молчание власти. Что касается комментария по этому поводу пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова, то он носит, на мой взгляд, определенно двусмысленный характер.

«Кремль не намерен вмешиваться в работу спецслужб, связанную с выяснением обстоятельств волны анонимных звонков о взрывных устройствах, вся информация будет предоставлена по итогам этой работы»,- цитирует его слова  «Интерфакс». 

Когда журналисты обратили внимание пресс-секретаря Президента РФ на то, что ни одно из ведомств не сделало официального заявления в связи с этими актами телефонного терроризма и поинтересовались, намерен ли Кремль вмешаться в эту ситуацию, Песков ответил:

«Нет, на это Кремль никак не будет влиять. Как только будут результаты, соответствующие ведомства оповестят об этом население. Но эта работа не из легких, она требует терпения. Как только результаты будут, о них станет известно. Такая ситуация не требует никаких специальных указаний. Спецслужбы выполняют свои функции и делают то, что необходимо делать в этой ситуации».

Двусмысленность этих заявлений, на мой взгляд, состоит в том, что оставляет возможность  домыслов: «не хочет или не может?».

Вообще-то джихадисты до сих пор всегда брали на себя ответственность за проведенные теракты. Например, за Сургутскую резню 29 августа, относительно которой наши власти до сих пор ничего определенного так и не сказали. Кроме того, до сих пор телефонный джихад не входил в арсенал этих экстремистов, а для «пилотного проекта», как ехидно заметил известный блогер А.Несмиян (Эль-Мюрид), «качество терактов слищком высокое». 

Действительно, игиловцы просто идут и взрывают…

Тем не менее, версия причастности джихадистов к анонимным звонкам обсуждается в российских СМИ. Бывший начальник управления ФСБ РФ по борьбе с международным терроризмом Юрий Сапунов сообщил «Газете.Ru»:

«Очевидно, что это заранее спланированная и подготовленная акция, у которой наверняка есть идеологи. Есть версия об украинском следе, но пока достоверных данных на этот счет нет». 

По его словам, сейчас даны указания техническим подразделением спецслужб уделить этой проблеме повышенное внимание. 

Издание также взяло интервью у бывшего руководителя одного из антитеррористических подразделений КГБ СССР полковника в отставке Владимира Луценко, который напомнил, что «аналогичная волна звонков с угрозами имела место и в 1990-е годы в России»:

«Все это случалось и раньше, особенный разгул был в 1990-е годы. Сотрясало это, кстати, и Германию, и Испанию, и Англию. Тогда выработали техническую и оперативную методику, и здорово «дали по голове» таким паразитам. Сейчас они, видимо, вспомнили все это и решили применить новые методы, например, стали звонить через интернет».

По уголовным делам, возбужденным после ложных сообщениий о терактах, уже задержаны первые подозреваемые. Это подростки, которые после сообщений в СМИ и соцсетях о минированиях решили из хулиганских побуждений заняться тем же самым. 

Подростков-подражателей  удалось относительно легко вычислить и найти, так как они использовали обычные телефоны. Так, в среду, 13 сентября, в подмосковном Волоколамске был задержан 17-летний местный житель, «заминировавший» по телефону Дворец спорта. 

Как пишет РБК, незарегистрированная организация «Христианское государство — Святая Русь», выступающая против демонстрации в кинотеатрах России фильма Алексея Учителя «Матильда», получала предложения использовать в качестве способа борьбы сообщения о заложенных в кинотеатрах и других местах бомбах. Руководитель отделения «Христианского государства» в Екатеринбурге Виктор Собянин сообщил:

«Нам пришло анонимное письмо 10 сентября, в котором говорилось, что существуют методы борьбы с безрассудством, которое сейчас происходит в кинематографе, без поджогов и насилия. Речь шла о парализации инфраструктуры России без радикальных мер посредством всего лишь одного номера телефона. На это письмо мы никак не отреагировали». 

По его словам, звонившие обещали в дальнейшем присылать «видеоподтверждение своих слов».

О предложениях неизвестных людей «дестабилизировать всю инфраструктуру России» телефонными звонками сообщил изданию «Медуза»  руководитель «Христианского государства» Александр Калинин.

По его словам, в полученном анонимном письме говорилось, что некие «ребята» готовы «показать всем этим кинопрокатчикам» и доказать, что их методы борьбы гораздо действеннее поджогов. Калинин обратил внимание на то, что первые звонки о заложенных бомбах поступали именно в кинотеатры, а уже потом эвакуировать начали школы и торговые центры.

Симптоматично, на мой взгляд, молчание на эту резонансную тему популярных блогеров Бориса Рожина (Colonel Cassaad) и Сергея Колясникова (Zergulio), которые как-будто выжидают, как в итоге  разрешится ситуация с фиктивным минированием, чтобы разразиться хвалебной одой в честь российских силовиков. 

В реальности организация такого количества анонимных звонков (в сущности кибератак) с угрозами терактов под силу лишь спецслужбам ведущих мировых держав. Но стрелки, как мне кажется, в итоге будут переведены на пресловутый ИГИЛ, которому сейчас явно но до звонков по России. 

Сургутская резня показала, что один вооруженный ножом фанатик может парализовать жизнь в большом городе. Массовые эвакуации, вызванные якобы анонимными звонками, показали, что неизвестный «оперативный центр» может дестабилизировать обстановку в десятках крупных российских городов. В этом плане стоит вспомнить недавние сбои в работе российских мобильных операторов и банков, организовать которые было под силу лишь серьезным мировым спецслужбам.    

Массовой паники в ходе проводившихся эвакуаций не возникло только лишь из-за демонстративного спокойствия сотрудников полиции, руководивших массовыми эвакуациями и настроя самих эвакуированных, не воспринимавших происходящее всерьез. Если ли бы хоть в одном случае был найден реальный взрывпакет, все могло бы быть совершенно иначе.

На сегодняшний день единственный твердый вывод, который можно сделать из то ли реальных, то ли мнимых звонков о заложенных бомбах, это вывод о реальной, а не мнимой слабости российской власти.

Это, безусловно, «взято на карандаш» профильными специалистами по геополитической дестабилизации. И те выводы, которые будут сделаны на основании этих наблюдений, вряд ли могут нас радовать.

Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук

  Наш комментарий. Несложно заметить, что крайне скупо комментируя волну телефонного терроризма, спецслужбы тем не менее пытаются под сурдинку вставить и свои "пять копеек". Судя по всему, версия ИГИЛ, как у версия "украинского следа", на сегодня высосаны из пальца, ибо в данном случае могло бы иметь иместо или одно, или другое, но точно не то и другое вместе. Таких совпадений просто не бывает. А фраза анонимного собеседника РИА о якобы активном использовании телефонными террористами мессенджеров очевидно вообще не имеет к анонимным звонкам никакого отношения (там речь идет об IP телефонии), зато бросает еще один аргумент в пользу голубой мечты спецслужб - запретить россиянам все неподконтрольные виды переговоров (и ненавистные мессенджеры в первую очередь).

© «Суть Событий»

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля