Дороги и недураки

За полтора года ФАС возбудила больше 60 дел против картелей в рамках закупок работ по строительству и ремонту автомобильных дорог, проводимых госзаказчиками. Сумма привлекших внимание ФАС контрактов почти 30 млрд рублей.

Дороги и недураки

В ФАС уверены, что картели завысили цены на строительство и ремонт дорог в России как минимум на 5 млрд рублей. За полтора года ФАС возбудила больше 60  дел против картелей в рамках  закупок работ по строительству и ремонту автомобильных дорог, проводимых госзаказчиками. Общая сумма привлекших внимание ФАС контрактов почти 30 млрд рублей. По мнению антимонопольщиков цены были завышены на  5 млрд рублей.

Порядка 7 трлн. рублей тратит государство на закупки по 44-ФЗ «О контрактной системе». Сотни миллиардов, если не триллионы рублей могли бы быть сэкономлены и потрачены на реальные государственные и муниципальные нужды, если бы на самом деле торговались и не шли на поводу у картелей.

По оценкам специалистов ФАС бюджеты всех уровней теряют от 20 до 44 процентов от цены сделки по закупкам товаров и услуг из-за картелей, не позволяющих снижать цены.

Антимонопольщики убеждены, что наиболее освоенные картелями сферы - поставки медикаментов и медицинского оборудования, поставки компьютеров и строительство автодорог.

Начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев рассказал о расследовании дела, касающегося обслуживанием автодороги «Енисей», подряд на выполнение работ по которой размещало предприятие Росавтодора: Мы изучили ситуацию с ремонтом и обслуживанием автодороги от Красноярска до границы Монголии. Когда на торгах действовал картель, то  снижение цены на торгах было 0,5%. Мы доказали картельный сговор на 1,7 млрд рублей. Но, когда на торги  попадал независимый игрок, снижение цены составляло до 40%. И этот игрок выполнял работы качественно и в срок. То есть заказчик мог сэкономить до 700 млн рублей! И это только то, что мы доказали. А на самом деле на эту дорогу тратится гораздо больше денег.

Также мы на днях начали проверку одного из учреждений Росавтодора -  ФКУ «Черноморье», где есть основания полагать наличие сговора заказчика с участником торгов. Такие нарушения очень опасны.  Когда заказчик в сговоре с поставщиками, то он пытается предопределить победителя торгов, чинит препятствия «чужим» компаниям. Это запрещено законом не только с точки зрения защиты конкуренции,  но для чиновника предусмотрена и уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и за превышение должностных полномочий».

Дело по «Енисею» уже рассмотрено в трех судебных инстанциях и суд оставил решения ФАС в силе. Прошло две судебные инстанции похожее дело по строительству автодороги «Обход г. Чусового» в Пермском крае, где с нарушениями был заключен контракт на 1,9 млрд рублей.

Ведется расследование в отношении результатов торгов в Самарской и Ульяновской областях на общую сумму свыше 100 млн. рублей. В СЗФО под пристальным вниманием ФАС оказались победы ООО «Технострой», ООО»СУ № 908» и ООО «ДК «Автодор» в торгах на сумму свыше 15 млрд рублей. Буквально во время верстки интервью Пензенское УФАС возбудило дело о «дорожном»« картеле более чем на 700 миллионов рублей.

В ФАС не зря отстаивают идею перехода всех торгов на электронные площадки. Именно на электронных площадках остается масса следов, позволяющих заподозрить и доказать картельный сговор.

«В одном из доказанных случаев участник торгов обеспечивал сам заявки своих «конкурентов», - говорит Андрей Тенишев, - когда такие «конкуренты» потом не торгуются - это не удивительно. Важный признак - последующее совместное исполнение работ. Но бывает, оказывается, что даже заявки «конкурентов» поданы с одного компьютера. В другом случае «конкуренты» предложили совершенно одинаковые цены. При сумме в сотни миллионов, предложения совпадали до копеек! И такие совпадения продолжаются от торгов к торгам в течение многих лет».

Административный штраф для юридических лиц, уличенных в картельном сговоре может составить от 10 до 50% от начальной стоимости торгов, не зависимо от того, выиграл ли участник картеля эти торги. Для должностных лиц компаний предусмотрена уголовная ответственность - до 7 лет лишения свободы. Ответственность несут и те, кто выступает в качестве заказчика. В сфере дорожного строительства пока еще ни один чиновник не осужден. Но есть масса прецедентов в других сферах. Один из последних примеров - глава одного из районов в Ростовской области получил год и 4 месяца. Суд признал, что он «определил» победителя в конкурсе на строительство детского сада. Сейчас в Хакасии под стражей 10 человек, включая руководителя администрации главы республики. Следствие считает , что они определяли победителей на торгах на поставку медикаментов и сговаривались о поддержании цен на торгах.

Ущерб от картелей, конечно, не ограничивается завышением цен и неоправданными затратами заказчика. Когда у заказчика нет выбора, подрядчик уже не стремится к высокому качеству. Чем хуже ты отремонтировал дорогу - тем лучше, на следующих год получишь новые деньги на ремонт этой же дороги. А если картель еще и договорился с чиновником, то там и откаты, и подписанные акты выполненных работ без выполнения этих работ...

В итоге мы тратим большие даже по мировым стандартам деньги на дороги, а дороги остаются плохими.

Как быстро можно навести порядок и оздоровить ситуация с торгами? По мнению Андрея Тенишева, нужно, чтоб вся эта работа не была только лишь делом ФАС.  Государство в лице чиновников, в том числе в структуре Росавтодора, размещающих заказы, должно пристальней смотреть на организацию торгов. Правоохранительные органы должны активнее возбуждать уголовные дела:

«В том, что касается медикаментов, мы возбудили за прошлый год порядка 70 антимонопольных дел. Многие дела уже рассмотрены, назначенные штрафы исчисляются сотнями миллионов рублей. Возбуждены уголовные дела, обвиняемые взяты под стражу. Но ситуация не меняется сразу и кардинально, а медленно и очень трудно.  Есть в этой сфере положительные изменения, но тем не менее мы в этом году уже снова возбуждаем десятки дел.  Жажда наживы зачастую пересиливает страх возможного наказания. По моему ощущению, порядок как при закупках медикаментов, так в сфере строительства и ремонта дорог тоже  придется наводить 2-3 года упорной работой всех государственных органов».

 

 

© «Суть Событий»

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля