Телеистория страны: От «Екатерины» до «Солнца»

Наш обозреватель Игорь Волков проделал титанический труд и попытался объять практически необъятное - раскрыть подноготную главных сериалов российского ТВ последних месяцев. Сегодня мы начинаем публикацию его работы.

Телеистория страны: От «Екатерины» до «Солнца»

Часть 1 - Битва Екатерин Первой и Второй кнопок ТВ. Обозреватель «Сути событий» Игорь Волков проделал титанический труд и попытался в одном тексте объять практически необъятное - рассказать подноготную главных сериалов российского ТВ последних месяцев. В поле его зрения попали «Мурка», «Охота на дьявола», «Волчье солнце», «Мата-Хари», обе «Екатерины». Решив, что выпускать все это одним текстом было бы тяжеловато и вообще утомительно для читателей, мы решили разбить его работу на несколько обзорных публикаций. 

Прошедший март на нашем телевидении ознаменовался несколькими историческими сериалами. Словно кто-то обнаружил запасы фильмов, снятых еще в 2014-2015 годах на архивных полках, и решил запустить их разом в эфир по главным телеканалам.  

«Месячник истории» стартовал на «России», вторым сезоном сериала о Екатерине Великой. На «имперские замашки» главных конкурентов «Первый» ответил ретро-детективом «Мурка» о преступном мире Одессы времен НЭПа. А когда стало ясно, что «пипл хорошо хавает» историю, Константин Эрнст  распорядился поставить в мартовскую эфирную сетку сериал, который был просто обречен на высокие рейтинги одним своим названием — «Мата Хари».  А затем и многосерийный фильм «Волчье солнце», который был снят еще в 2013-м году, но до сих пор пылился в архивах.

Конечно, сразу пошли разговоры о том, что подобный выбор фильмов отнюдь не случаен. Мол, наверху забеспокоились резким падением зрительского интереса к «главному агитатору и пропагандисту эпохи» - федеральным телеканалам, и решили разнообразить поднадоевшее ежедневное выветривание  мозгов зрителей бесконечными ток-шоу с демоническими ведущими историческими зрелищами.

Мы поговорим обо всех этих сериалах, но сегодня начнем с самых основательных проектов обеих главных кнопок страны, претендующих на монументальность и историчность.

Екатерина-2 или «Проделки Буратино»

Пока все ждали от кинодивы Анджелины Джоли, переквалифицировавшейся на старости лет в режиссера, мелодраму «Императрица и князь» — экранизацию бестселлера «британского Пикуля» Себага-Монтефиоре о любви Екатерины II и Потемкина (как ни смешно, с самой Джоли и Джонни Деппом в главных ролях), телеканал «Россия» тихой сапой снял продолжение своей «Екатерины» трехлетней давности, утерев  носы и голливудской звезде, и Константину Эрнсту заодно. 

Идея снять сериалы о императрице-государственнице для одних, и предельно развратной правительнице авторитарного склада для других, зародилась почти одновременно на двух главных телеканалах страны еще в 2012-м. В возникшей тогда гонке, которая была не менее драматичной, чем битва норвежца Амундсена и британца Скотта за Южный полюс за столетие до этого, шустрее оказались «россияне». Они выпустили свой вариант в ноябре 2014-го, опередив «первых» на целый год. Зато последние смогли превзойти своих конкурентов по роскоши, звездному составу и, главное, рейтингам. 

Поединок рожениц

Люди Эрнста уже собирались было снимать по горячим следам продолжение, как вдруг исполнительница главной роли - Юлия Снигирь неожиданно забеременела от небезызвестного мастера своего дела Евгения Цыганова. То ли та, первая, беременность оказалась слишком болезненной для актрисы, то ли «первая кнопка» решила попридержать столь дорогой во времена нескончаемого кризиса проект, но съемки продолжения были заморожены. И у «россиян» появилась нечастая возможность хоть в чем-то превзойти «Первый».  Хотя и у них возникли «демографические» проблемы. За время съемок первой части и подготовки ко второй их «Екатерина» - актриса Марина Александрова успела родить двух детей. Особую пикантность этому процессу придал тот факт, что отцом детей оказался Андрей Болтенко, правая рука Эрнста, главный режиссер-постановщик «Первого». Двойные  роды, конечно же, не могли не повлиять на внешность Александровой, которая в начале «нулевых» считалась едва ли не эталоном сексапильности в нашем кино. Марина Андреевна сильно  прибавила в весе и подрастеряла свое сказочное очарование. Но ведь не Джульетту ей нужно было сыграть, а как раз стремительно толстеющую тетку за сорок! 

Правда, нашелся человек, который счел актрису даже в таком состоянии слишком худой, и заставил во время съемок еще и носить пояс с отягощениями. Им оказался  режиссер сериала Дмитрий Иосифов. Тот самый, который сорок лет назад сверкнул на весь СССР в роли озорника с деревянным носом в комедии «Приключения Буратино». Правда, последующая карьера Дмитрия не была столь яркой, но в телевидении он сумел остаться как режиссер. Из Минска его и выписали три года назад на «Первый», где ему доверили ретро-сериал «Уходящая натура». А потом в лучших наших традициях перспективного иностранца переманили на «вторую кнопку», где ему доверили второй сезон — «Екатерина. Взлет». 

Без Крыма, зато с интимом

«Буратино» Иосифов умудрился втиснуть в двенадцать серий почти три десятилетия правления Екатерины II, не потратив ни рубля на возрастной грим героини. И при этом изрядно сэкономил, проигнорировав  такие важнейшие события, как восстание Емельяна Пугачева и первое присоединение Крыма к России. И это на официальном государственном телевидении! 

Зато благодаря новому сериалу узнали немало пикантного о той эпохе, о котором даже Пикуль во времена более свободные не отваживался писать. Оказалось, что Екатерина разлюбила Григория Орлова только потому, что тот после удара турецкой сабли стал импотентом, и не мог сделать ей еще одного наследника. Что Екатерина II приставила к юному (тому не было и 14) наследнику Павлу 25-летнюю фрейлину Чарторыйскую, которая обучила его искусству любви (тут самое время спросить у штатных борцов за нравственность — почему никто из них не отреагировал на растление несовершеннолетнего в прайм-тайм. Это ведь куда аморальнее, чем объяснение в любви толстяка Лефу своему хозяину в «Красавице и Чудовище», что стоило диснеевской сказке в России убийственного рейтинга - «16+»). 

Дальше-больше. Первую супругу  Павла — Наталью Алексеевну — создатели сериала вообще изобразили настоящей нимфоманкой, приписав ей секс одновременно с восемью мужчинами. Хотя, по всем историческим источникам, она изменяла великому князю только с графом Разумовским. Понятно, что сцена объяснения не самой добродетельной в мире свекрови с похотливой невесткой  оказалась сродни анекдоту:  Екатерина: «С меня хватит такого разврата! Я отправляю тебя домой!» Наталья: «Не отправите, я беременна!» - «Да? От кого же?» - «Да какая вам разница!» 

И все же свой главный исторический ляп Иосифов и его команда совершили, добавив для большей зрелищности легендарную  Салтычиху. По задумке автора сценария — Арифа Алиева, та злодейка стала вдовой первого возлюбленного Екатерины и  такой умелой хозяйственницей, что  именно ей императрица поручила разведение диковинного картофеля в России. На самом же деле «Салтычиха» вообще не пересекалась с тем Салтыковым, который в то время еще был жив. И разводить картофель барыня не могла хотя бы потому, что с осени 1762-го года находилась по личному приказу императрицы в страшном заточении — на хлебе и воде в темном подземелье. А и выращивать картофель повсеместно на Руси стали только во времена внука Екатерины - Николая I. 

Крымская Мурка

Спустя 10 лет после триумфа «Ликвидации» на канале «Россия» «Первый», наконец, выдал свою одесскую «ответку» - сериал о грозе одесских бандитов первых лет Советской власти — легендарной «Мурке», созданный самим Джанником Файзиевым («Турецкий гамбит») по мотивам культовой в определенных кругах песни «Здравствуй, моя Мурка!»

Но об этом сериале мы будем говорить чуть позже.

(Продолжение следует)

© «Суть Событий»

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля