Сможет ли «Последний адрес» закрепиться на Дону?

В Ростове-на-Дону появилась первая табличка мемориального проекта «Последний адрес». Город стал 30-м населенным пунктом России, присоединившимся к всероссийскому мемориальному проекту «Последний адрес».

Сможет ли «Последний адрес» закрепиться на Дону?

В Ростове-на-Дону появилась первая табличка мемориального проекта «Последний адрес». Город стал 30-м населенным пунктом России, присоединившимся к всероссийскому мемориальному проекту «Последний адрес». На памятном знаке, прикрепленном на фасаде дома по адресу: улица Тургеневская, 76 выбито имя священника Куприяна (Киприана) Думы, расстрелянного в 1921 году по сфабрикованному обвинению в «участии в подпольной контрреволюционной организации». Отец Куприян Дума служил госпитальным священником в Архангельской церкви (церковь Красного креста) при Николаевской городской больнице Ростова-на-Дону.

Проект «Последний адрес» возник по инициативе группы московских и санкт-петербургских историков, правозащитников, гражданских активистов, журналистов, литераторов. По идее организаторов, результатом такой инициативы должна стать установка многих тысяч персональных мемориальных знаков единого образца на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами жертв политических репрессий. Основополагающий принцип этого проекта – «Одно имя, одна жизнь, один знак».

Табличка «Последнего адреса» представляет собою пластину из нержавеющей стали размером 19 на 11 сантиметров. На нее очень простым рубленым шрифтом вручную наносится, с использованием шрифтовых клейм, несколько строк с краткими сведениями о жертве политических репрессий. В рамках проекта уже установлено свыше 200 памятных табличек, зарегистрировано еще более 1200 заявок на их установку, сообщается на сайте проекта «Последний адрес».

…28 июля 1921 г. газета «Трудовой Дон» сообщала, что органы Дончека раскрыли контрреволюционный заговор по организации восстания на Дону и Кубани против советской власти. «Заговор подготовлялся белоэмигрантами, находившимися за границей, и контрреволюционным подпольем в Ростове». 3 августа 1921 года это сообщение повторили «Известия ВЦИК», добавив, что в боевом штабе отряда повстанцев насчитывалось до полутора тысяч человек. Во главе заговорщиков стояли князь Ухтомский, царский полковник Назаров и эсер Вишняков.

Постановлением чрезвычайной тройки ВЧК к высшей мере наказания были приговорены 58 человек, расстреляны 56, 18 человек отправили в концлагеря. Все они в 1998 году были реабилитированы по представлению прокуратуры Ростовской области.

Впервые подобный памятный знак был установлен на Дону в 2015 году в Таганроге. Отец известного советского и российского писателя, уроженца Таганрога Игоря Бондаренко Михаил был арестован в 1937-м и расстрелян в 1938 году по 58-й – антисоветской – статье, а реабилитирован в 1956 году.

В первую же ночь после установки памятного знака неизвестные вандалы сорвали его и уничтожили. А городские власти затеяли длинное выяснение: а законно ли вообще вешать такие таблички?

Дело дошло чуть ли не до городского референдума – местные власти провели опрос среди жителей: они «за» или «против». Большинство принявших участие в своеобразном муниципальном «референдуме» горожан поддержали эту инициативу. Тем не менее, как сообщил депутат Законодательного собрания Ростовской области таганрожец Олег Кобяков, табличку в Таганроге не вернули на место и по сей день.

А в Южный федеральный университет, где накануне установки памятного знака проходила презентация проекта «Последний адрес», уже пришло письмо из управления культуры города Ростова-на-Дону с требованием согласовать установку таблички с соответствующими профильными комитетами администрации. В противном случае, заявляет городское культурное начальство, акция по установке будет считаться незаконной. В таком случае вполне возможен и демонтаж таблички.

Да и сама установка памятного знака жертве красного террора в Ростове также не прошла гладко. В тот момент, когда памятный знак устанавливал ростовчанин Григорий Трофимов (его два двоюродных прадеда были расстрелянны вместе со священником), внезапно приехали представители правоохранительных органов и потребовали разрешение на установление таблички. Оказалось, что их вызвали бдительные граждане.

Табличку в руках держит Григорий Трофимов, потомок расстрелянных вместе с о. Куприяном Думой

Полицейские утверждали, что раз организаторы мероприятия не согласовывали его с администраций города, то не имеют права на установление этой таблички. Григорий Трофимов объяснил полицейским, что жильцы дома (собственники помещений) дали свое согласие на установку памятного знака.

Как тут же выяснилось, что никаких официальных согласований для размещения этой таблички и вовсе не требуется.

«По заключению юристов, этот памятный знак по юридической силе равен, например, табличке «Осторожно, сосулька!» и не требует согласования с архитектурой, или другими муниципальными структурами», - прокомментировал ситуацию участвовавший в мероприятии координатор проекта «Последний адрес» Никита Соколов.

Посовещавшись с кем-то по телефону, представители правоохранительных органов уехали. А собравшиеся представители общественности еще обменялись мнениями.

«Это очень важное, на мой взгляд, дело, поскольку переносит память о жертвах репрессий в городскую среду, где люди живут постоянно. И это правильный способ помнить о погибших, так, как это делают, например, в Европе, вставляя там «камни преткновения» в мостовую, чтобы люди вспоминали об этом не в какие-то определённые дни, а помнили всегда, - сказал историк Никита Соколов.

Председатель ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин назвал установку памятного знака «Последнего адреса» в Ростове важным для города событием и рассказал, что обсуждается также предложение установки подобного знака по месту жительства бывшего видного советского и партийного деятеля Виталия Ларина.

«Наша деятельность полностью соответствует «Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий». Это подтвердила на своём заседании соответствующая правительственная комиссия, попросив местные власти не беспокоиться на сей счёт», – уточнил координатор проекта «Последний адрес» Никита Соколов.

Тем не менее, вопрос: «Сможет ли «Последний адрес» закрепиться на Дону?» по-прежнему остаётся актуальным…

© «Суть Событий»

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля