Почему Индия, Турция и Иран не могут производить современные танки?

Законодателями танковой моды по прежнему остается узкий круг ведущих военных держав — США, Германия, Великобритания и Россия. А успешное применение в Сирии российских Т-90 ощутимо повысило спрос на российскую продукцию.

Почему Индия, Турция и Иран не могут производить современные танки?

В Иране прошла официальная церемония представления нового танка Karrar. Министр обороны и материально-технического обеспечения ВС Ирана генерал Хосейн Дехган заявил, что серийное производство этого танка начинается на промышленном комплексе Бани-Хашем (Bani-Hashem) около г. Доруд в провинции Лурестан.

На российских военных форумах эта новость была оперативно обсуждена. Вывод был единодушен: «либо это продукт сотрудничества с Россией, либо кактус».

Танковый завод в Доруде был построен с помощью России в 90-х годах для выпуска лицензионных Т-72С из российских комплектующих, практически для отверточной сборки. После разрыва Россией контрактов на поставку танков и иной военной техники Ирану в соответствии с соглашением Гора-Черномырдина от 1995 года, в Доруде занимались капитальным ремонтом и модернизацией старой бронетехники.

На основе компонентов от советского Т-72С, а также американских танков М48 и М60 иранцы создали свой собственный танк «Зульфикар», который был подозрительно похож на бразильский прототип танка «Озорио». По понятным причинам «Зульфикар» является танком второго поколения, то есть не пригоден для участия в современных войнах. Его модернизированная версия, «Зульфикар-3», несмотря на шумную рекламу, в войска не пошла, оставшись на уровне «ходового макета для демонстрации на выставках и парадах».

Что же касается танка Karrar, то он явно не «кактус», и, «похоже, представляет собой модернизированный вариант Т-72», считает известный военный эксперт Юрий Лямин.

Существенным отличием от Т-72 является сварная башня, эта технология была передана иранцам с Украины еще до введения санкций.

Прицел наводчика -  производства словенской фирмы Fotona, которая занимается оптико-электронным оборудованием для бронетехники. На крыше танковой башни виден еще один прицел, российский 1К13, - для наведения управляемых ракет. В российском Т-90МС используется тепловизор «Сосна-У», в котором имеется интегрированный канал наведения управляемых ракет.

Участвовавшие в презентация нового танка иранские генералы (гигантские козырьки бейсболок которых послужили объектом иронических комментариев на российских форумах) заявили, что Karrar как минимум не хуже российского Т-90МС. Однако, на иранском танке нет, скажем, устройства для учета изгиба ствола, нет также датчиков комплекса оптико-электронного подавления, и вспомогательного дизель-генератора, как отметил авторитетный танковый блогер Алексей Хлопотов (Gur Khan). Динамическая защита, закрепленная на лобовой части башни является легкой модернизацией советского «Контакта-1» разработки 80-х годов.

Таким образом, новый иранский танк — всего лишь модернизированный Т-72. Возможно, что российские специалисты помогли иранцам, подготовив чертежи этой модернизации, хотя официально это никто и никогда не признает.

Не смогла создать современный танк даже более продвинутая в научно-техническом отношении Индия. Индийцы просто сели в лужу со своим танком « Arjun Mk. II», который оказался слишком тяжелым (68,6 тонны) и не может передвигаться по обычным дорогам и мостам, которые его просто не выдержат. Вес нового танка возрос из-за усиления брони, в которой применяются устаревшие тяжелые сплавы. Большие проблемы также с двигателем и тепловизором.

Сорвано производство нового турецкого танка Altay. После неудавшегося военного переворота в Турции в прошлом году австрийская компания AVL List GmbH, которая должна была передать туркам технологии для производства танкового двигателя, из-за наложенных Евросоюзом санкций отказалась это сделать. 

Неудачные попытки Индии, Турции и Ирана создать современный основной боевой танк четвертого поколения закономерны. Как показывает мировой опыт, для создания с нуля собственной научно-технической школы мирового уровня нужно несколько десятков лет сотрудничества с ведущими военными державами, чтобы воспитать два-три поколения собственных ученых, инженеров и технологов. Турки чуть ли не все послевоенные годы просто закупали устаревшую американскую бронетехнику и тиражировали военные перевороты. Индийцы не смогли или не догадались развивать смежные отрасли прикладной науки, такие как материаловедение. Иран до сих пор находится под западными санкциями, ограничивающим ему доступ к самым продвинутым технологиям.

Таким образом, законодателями танковой моды по прежнему остается узкий круг ведущих военных держав — США, Германия, Великобритания и Россия. Поскольку успешное применение в Сирии российских Т-90, и многочисленные фото и видеоматериалов с горящими и взорванными «Абрамсами» и «Леопардами» ощутимо повысило спрос на  продукцию российского танкопрома, нас не должны огорчать неудачи потенциальных конкурентов из Индии, Турции и Ирана. 

Перефразируя известную поговорку, кто не может строить свои собственные танки, будет покупать чужие.    

Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук

© «Суть Событий»

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля