Российский рынок сотовой связи: текущее состояние и прогноз, 2013–2020 гг

   Автор статьи: В.Леонов

J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования российского рынка сотовой связи.

По оценкам J’son & Partners Consulting, по состоянию на конец 2016 года проникновение сотовой связи в России составило около 178 %, что эквивалентно 257 млн абонентов. Таким образом, рост абонентской базы по сравнению с итогами 2015 года составил 2 %. Рынок показывает признаки насыщения. В основном рост абонентской базы сейчас обеспечивают абоненты мобильного Интернета (в том числе M2M-подключения).

Оценка конкурентной ситуации

 

После того как три года назад к «большой тройке» сотовых операторов присоединился оператор «Tele2» и после продаж филиалов крупного регионального независимого игрока – группы компаний «Смартс» – в Российской Федерации сложилась, очевидно, на длительный срок, олигопольная «большая четверка», формирующая около 99 % рынка сотовой связи.

  

Основные тенденции на российском рынке сотовой связи

 

  • Перераспределение доходов операторов сотовой связи по типу услуг

 

Классические услуги мобильной связи – голосовые вызовы и SMS – на протяжении последних нескольких лет демонстрируют снижение. При этом выпадение доходов от этих услуг компенсируется ростом выручки от оказания услуг мобильной передачи данных. Данная тенденция характерна как для российского, так и для мирового рынка мобильной связи. В условиях, когда российский рынок мобильной связи близок к насыщению, мобильная передача данных становится одной из ключевых услуг операторов сотовой связи, позволяющих как увеличить общую абонентскую базу, так и компенсировать снижение доходов от традиционных услуг операторов.

 

  • Рост доли пакетных тарифных планов

 

С развитием мобильного Интернета растет популярность пакетных тарифных планов с включенными минутами разговоров, интернет-трафиком и SMS-сообщениями. Операторы активно продвигают пакетные предложения, приносящие им более высокий и стабильный ежемесячный доход, чем у абонентов, платящих непосредственно за совершенную услугу (вызов, отправленное сообщение и т. п.). Кроме того, в 2016 году продолжилось развитие конвергентных тарифных планов, включающих услуги фиксированной и мобильной связи одного оператора и способных существенно уменьшить отток абонентов.

 

  •  Рост популярности коммуникационных и контентных ОТТ-сервисов

 

Развитие коммуникационных сервисов ОТТ (over-the-top) является одной из причин снижения потребления голосовых и SMS-услуг абонентами сетей сотовой связи, и рост проникновения таких сервисов продолжается. В перспективе это будет еще больше снижать потребление голоса и сообщений в сетях сотовой связи.

 

Одновременно растет количество популярных ОТТ-сервисов, которые являются услугами – заменителями различных дополнительных сервисов, предоставляемых операторами, в первую очередь контент-сервисов. Это снижает возможности операторов по предоставлению дополнительных услуг, способных увеличить ARPU абонента.

 

  • Развитие M2M

 

Темпы роста мобильных M2M-подключений в России остаются достаточно высокими, что указывает на то, что рынок находится в начальной стадии развития и имеет большой потенциал развития. На текущий момент на M2M-подключения приходится около 4 % абонентской базы сотовых операторов в России.

 

  • Развитие Big Data операторами мобильной связи

 

Операторы мобильной связи России заинтересованы в развитии Big Data в связи с ужесточением конкуренции на рынке со стороны сторонних ОТТ-сервисов, а также в связи со снижением доходов. В то время как значение информации, ее накопления, безопасности хранения в современном бизнес-обществе растет, а стоимость технологии снижается, операторы намерены закрепиться в данном сегменте рынка.

 

 

Стоит отметить, что операторы мобильной связи России обладают рядом преимуществ по сравнению со сторонними провайдерами Big Data:

  • у операторов есть портрет абонента, который пользуется его услугами, характеристика его потребительского поведения, а также данные о геолокации;
  • у операторов есть возможность инвестировать в развитие данной технологии за счет выручки от традиционных услуг связи;
  • операторы обладают развитой инфраструктурой.

 

Стоит отметить, что пока операторы мобильной связи реализуют кейсы Big Data в основном во внутренней среде, в связи с чем внутренние источники монетизации приносят основной эффект.

  • Диверсификация бизнеса

 

В связи с приближением рынка к стадии насыщения обостряется конкурентная борьба между операторами. В 2016 году все операторы «большой тройки» продемонстрировали снижение выручки от мобильных услуг. Мобильные операторы начинают поиск новых источников доходов, напрямую не связанных с оказанием услуг связи.

 

Так, например, оператор «МегаФон» запустил в 2016 году банковскую карту, счет которой является счетом мобильного телефона. Оборот по банковским картам «МегаФона» в 2016 году составил 2 млрд рублей. Средний объем операций по одной карте в месяц – 11 300 рублей. Кроме того, «МегаФон» приобрел контрольный пакет акций Mail.ruGroupи в дальнейшем намерен создать новые продукты и услуги, объединяющие возможности мобильной передачи данных и цифровых технологий.

 

МТС и «ВымпелКом» начали предоставлять своим абонентам микрозаймы, в сотрудничестве с микрофинансовыми организациями.

 

Также компания «ВымпелКом» в конце 2016 года объявила о запуске приложения Veon, которое объединяет функции мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов. Приложение должно появиться в России во втором квартале 2017 года.


© J’son & Partners Consulting

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля