Малые народы: мало прав, мало пропитания?

Из года в год при распределении квот на вылов рыбы права Коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в Хабаровском крае ущемляются. С нынешнего года распределением занимается новый региональный орган. Однако нынешние квоты снова скандально малы.

Малые народы: мало прав, мало пропитания?

Из года в год при распределении квот на вылов рыбы права Коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в Хабаровском крае ущемляются. С нынешнего года распределением занимается новый региональный орган. Однако нынешние квоты снова скандально малы. Для чиновников - это всего лишь цифры в таблицах. Для представителей малых народов - вопрос выживания. 

С 13 января нынешнего года полномочия по сбору заявок и распределения квот получил вновь созданный при Министерстве сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края комитет рыбного хозяйства. Уже через 2 недели ведомство выпустило распоряжение о предоставлении в пользование водных биологических ресурсов в целях обеспечения в крае традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Проще говоря, краевые власти определили, сколько, и какой рыбы можно в этом году выловить «аборигенам».

Для людей, живущих рыболовством, квоты выглядят издевательскими. Поскольку все документы выложены на сайте правительства Хабаровского края, а в приложениях к самому распоряжению, в частности, приводится поименный список получателей и сами квоты, в этом может убедиться любой желающий. Всего в списке 12 632 счастливых обладателя разрешений на вылов рыбы. Ведомственные нормы распространяются на несколько сортов чистяковых пород рыб: сазан, щука, сом, толстолобик, лещ, верхогляд, сиг, краснопер, жерех, змееголов, налим, ленок, карась, желтопер, конь, язь, уклей, косаткауссурийская и китайская, хариус и миноги. Судя по данным таблицы в приложении к распоряжению краевого сельхозведомства, большинство рыбаков из числа малочисленных народов в Хабаровском крае имеет право вылавливать по 1,5-2 кг каждой из нескольких пород. Кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше, у кого-то разрешение не на все породы. 

Несмотря на то, что для людей, традиционно живущих натуральным хозяйством, это очень мало, им еще, можно сказать, повезло. Согласно данным еще одного приложения к распоряжению, 674 человека из числа подавших заявки, получили отказ в квотах по формальным причинам, в основном из-за  неправильно оформленных документов. 

Для коренных малочисленных народов в регионе рыболовство является основным видом традиционной хозяйственной деятельности, выступая в качестве основы их жизнеобеспечения. Причем речь даже не только о рыбаках. Даже для оленеводов, в связи с сезонностью их промысла,  рыболовство является важным источником питания с весны, когда появляются телята, до поздней осени, периода забоя оленей.

Совершенно очевидно, что выделенные квоты очень малы для того, чтобы рыбак мог прокормить себя и семью. Обеспечить людям достойный уровень жизни, который не состоит из одного лишь пропитания, с такими квотами тем более невозможно. Хотя право любого гражданина РФ на достойную жизнь зафиксировано в Конституции.

Ситуация с квотами затрагивает также социальные, социокультурные и даже правовые аспекты жизни коренных малочисленных народов в крае. Региональные власти фактически вынуждают людей вести нелегальный промысел. Альтернатив не много. Вымереть или покинуть традиционные места обитания, перебраться в город, где жить намного проще с практической точки зрения. По сути, это путь утраты своей идентичности, традиции, путь ассимиляции. И это на самом деле настоящая социокультурная катастрофа. 

Представители Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края расценивают это как целенаправленную политику региональных властей. Коренные народы утверждают, что им элементарно не позволяют реализовать свои законные права, ставя на грань выживания.

Год назад они уже проводили онлайн-митинг, на котором заявляли о критической ситуации, сложившейся в традиционном рыболовстве. «Элементарно мы не можем получить гарантированные законом объемы вылова рыбы. Сегодня коренным народам негде, нечего и нечем ловить рыбу».

Глядя на цифры, начинаешь верить, что слова представителей КМНС о политике региональных властей в их отношении не такое уж и преувеличение

Ведь даже квоты на спортивную рыбалку в десятки раз выше чем те, что выделяются на традиционное рыболовство!

 

© «Суть Событий»

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля